Доступность Церкви и приходское консультирование
Все городские и, по возможности, сельские (в крупных населенных пунктах) храмы должны быть открыты в течение светлого времени суток, при этом, при храме должен быть дежурный, способный дать ответы на основные вопросы, касающиеся церковной жизни
1. В качестве дежурного в сельских приходах может выступать и сотрудница свечного ящика, которая в случае сложных вопросов может направлять человека к священнику или по епархиальному телефону (8-495-66-515-88) и e-mail ([email protected]) в рамках проекта «Задай вопрос о своей вере» (см. раздел 4.6. настоящей брошюры; листовку о данном проекте можно скачать на сайте Миссионерского отдела и разместить на доске объявлений — Приложение 9).
В крупных приходах может быть организована служба приходского консультирования, которая может работать как в дни богослужений, так и ежедневно. Данная служба призвана отвечать на различные вопросы прихожан и просто зашедших в храм людей.
Цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовнопросветительской, ориентирующей) помощи при начальном воцерковлении мирян.
Основной смысл — в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу.
При этом консультанту необходимо уметь:
• оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению;
• по существу ответить на задаваемые вопросы;
• указать, где и что располагается в храме;
• сориентировать в действиях и поведении в храме;
• дать необходимые советы;
• заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека;
• порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться. Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы.
Общие тематические разделы вопросов:
• Приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы;
• Правильное написание записок о здравии и о упокоении;
• Трудные места и сюжеты Библии;
• Богослужение и церковный календарь;
• Обучение в Воскресной школе при храме;
• Устроение и улучшение личной или семейной духовной жизни;
• Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, с соседями и на работе.
• Оказание помощи со стороны Церкви, людям:
• с различными заболеваниями, и перед смертью;
• находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости;
• людям, попавшим в аварию, в секту, в заключение, или после психотравмы.
Возможны и другие самые разнообразные вопросы.
Обязанности и требования к консультанту:
Консультирующий не должен: переоценивать свои возможности, подменять собою священника, брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеватьсяили самоутверждаться перед людьми. Скромность, смирение, честное признание в чем-то своей некомпетентности, будут лучшим примером поведения, нежели пустословие и фантазирование.
Консультант должен: знать, как правильно отвечать на задаваемые типичные, вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому, и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких случаях направлять людей к свечнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.
Немаловажен правильный подбор мирян для консультирования, где особое внимание важно обратить на:
• личный духовный опыт и степень их воцерковленности;
• психическое здоровье, доброжелательность, уравновешенность;
• способность к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению;
• церковная грамотность и богословская подготовка необходимого для консультирования уровня. • практическое овладение катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников.
Опыт приходского консультирования показал, что побуждает идти в храм людей не только интерес к Православию, а самые различные проблемы, нужды, скорби и беды, как собственные, так и близких людей.
В связи с этим, чтобы своевременно реагировать и поддерживать людей в их нуждах, рекомендуется составить справочник в помощь службам консультирования, который должен иметь не менее 5 разделов:
1. Духовно-просветительский: о том, какие учреждения, воскресные школы, курсы, библиотеки, СМИ — теле- и радио передачи ведут от лица Церкви духовнопросветительскую работу, и как с ними связаться.
2. Помощь семье: где можно узнать о том, где ведётся работа с семьями, начиная с детских садов, в том числе, к примеру: работа по коррекции речи; где проводятся музыкальные, спортивные, фольклорные занятия для детей, различные кружки и секции.
3. Миссионерская помощь: информация об учении других религий, конфессий, сект с точки зрения православия, помощь желающим заниматься просветительской деятельностью.
4. Медицинская помощь: где осуществляется церковными специалистами помощь различным категориям больных людей, в том числе пострадавшим от оккультных занятий, а также страдающим от алкоголизма и наркомании.
5. Социально-благотворительная помощь: где указываются места и учреждения, в которых оказывается разного характера благотворительная помощь различным категориям людей (голодающим, больным, лишенным документов, работы, одежды, средств к жизни, родственников, крова и т. п.) с их нуждами (благотворительные столовые, ночлежки, приюты, богадельни, соответствующие больницы, дома престарелых и т. д.).
Часто людям, зашедшим в храм, не хватает живого слова и человеческого участия, поскольку духовенство и сотрудники храма бывают заняты богослужением, различными делами и послушаниями. А внимание человеку нужно «здесь и сейчас», ведь второй раз он может больше и не прийти.
Подробнее о создании и организации работы службы приходского консультирования можно прочитать в книге «Практическое руководство по приходскому консультированию» протоиерея Александра Зелененко, вышедшей в 2009 году и переизданной в 2013 году под редакцией председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия