Миссионерское служение русской православной церкви в золотой орде

После возвращения со своего великого завоевательного похода на Русь и Восточную Европу в половецкие степи внук знаменитого императора монголов Чингисхана, хан Батый (1208-1256) основал в 1243 году огромное государство-улус Джучи (Золотую Орду).

Население Золотой Орды было этнически очень разнородным. Религиозный состав Золотой Орды был представлен мусульманами, язычниками и христианами. Сами татаро-монголы до начала XIV в. были язычниками и отличались значительной веротерпимостью.

После покорения Руси Русской Православной Церкви были дарованы значительные привилегии, хотя во время многочисленных походов татары нарушали эти запреты — грабили церкви и убивали священников и монахов. Тем не менее, в официальной политике Золотая Орда старалась оградить Православную Церковь от притеснений и гонений и предписывала ее служителям молиться за татарскую власть.

Принятие татарами со времени воцарения хана Узбека в 1313 году ислама не изменило их правил веротерпимости.

Русское миссионерство среди монголов берет свое начало с момента посещения ставки великого когана в Каракоруме русскими князьями, которые всегда имели при себе священников. Послы римского папы, бывшие в монгольской империи в 1246 и 1253 годах, видели при дворе императора русских клириков, которые проповедовали там христианство. В самой Золотой Орде миссионерскую деятельность открывает ростовский епископ Кирилл (1231-1261), дважды побывавший в Орде. В первую свою поездку святитель, по желанию хана Берке, рассказывал о русском миссионере — святителе Леонтии и о просвещении им Ростовской земли, а также проповедывал ему христианское вероучение. Летописи свидетельствуют о расположении хана к христианской вере. Во второй раз святитель Кирилл посетил Орду, будучи уже непосредственно приглашен ханом Берке с просьбой исцелить его больного сына. Ростовский святитель совершил чудо исцеления, свидетелем которого был родной племянник хана — будущий святой, царевич Петр Ордынский. Неотступно следовал он за епископом, слушая его проповеди. Евангельское семя глубоко запало в сердце молодого язычника — тайно он оставляет ханскую ставку и вместе со своим духовным отцом приезжает в Ростов. Там святитель крестил его с именем Петр. Впоследствии ордынский царевич построил церковь и монастырь, провел благочестивую жизнь и перед смертью принял монашеский постриг.

Но в широком масштабе миссия Русской Церкви в Золотой Орде стала осуществляться с устроением в 1261 году Сарайской епархии с первым епископом Митрофаном. Возникла она стараниями святых митрополита Киевского Кирилла II (1243-1286) и благоверного князя Александра Невского. Это событие отвечало и честолюбивым замыслам золотоордынских ханов, которые желали иметь при своем дворе «большого русского попа», как говорили татары. Здесь можно видеть и стремление подражать Великим монгольским императорам, которые имели в своей ставке представителей религий всех покоренных народов. Кроме того, Орда преследовала и некоторые политические цели, например, используя Сарайского епископа как посредника в отношениях с Византийской империей.

Впоследствии Сарайская епархия территориально разрасталась, в нее входили новые земли, в т. ч. и собственно русские: в 1269 г. был присоединен Переяславль Южный (близ Киева); при митрополите Феогносте включены селения рязанского княжества, «стоящие по Дону-реке», и епископы Сарайские стали именоваться Саранскими и Подонскими. В середине ХV в епископская кафедра была переведена в Москву на Крутицы, где с конца XIII в. было подворье Сарайских епископов, и стала называться Сарайской и Крутицкой.

Находившихся в условиях горького рабства православных людей нужно было благодатно и морально укреплять, напоминая им о духовной свободе, свободе от греха, дарованной человечеству Христом, которая не зависит от физического или политического статуса.

Второй задачей, которую призвано было решить образование Саранской епархии, была миссионерская — обращение в христианство язычников-татар и еретиков-несториан и яковитов, бывших в значительном количестве в войске татар и при дворе их хана. Об этом служении мы узнаем по деятельности второго Сарайского епископа Феогноста. Это был просвещенный иерарх своего времени, трижды он посетил Константинополь, где как знаменитый русский епископ пользовался уважением.

В Сарайской епархии были православными не только русские и греки, но также знатные и простые татары, жившие по кочевьям в разных местах Золотой Орды. Многие из них добровольно переходили на службу русским князьям, и те позволяли им селиться в русских городах, женили на своих дочерях. И эти выходцы уже в русском войске становились защитниками новой родины и христианской веры.

Ханских князей-чингисидов, приехавших на Москву зимой, жаловали шубой, а прибывшим летом присваивали княжеский титул. Впоследствии они становились родоначальниками таких русских знатных фамилий, как Мещерские, Сабуровы, Годуновы, Старковы, Адашевы, Глинские, Строгановы, Поливановы, Белеутовы и др. Часто обращение таких князей в Православие сопровождалось массовым крещением их подданных и слуг. Все наши православные историки единогласно свидетельствуют о том, что обращение татар в православную веру — это плоды миссионерского служения Русской Церкви.

После 1313 года, когда ислам в Золотой Орде стал господствующей религией, на Русь уходили многие монголы-несториане, не желавшие принимать религию Магомета.

Некоторые татары, временно проживавшие на Руси по роду своей деятельности, иногда вынужденно принимали Крещение ввиду угрозы расправы возмутившихся русских людей — особенно это касается баскаков. Но потом они становились добрыми христианами.

Широко известна миссия святителя и чудотворца митрополита Московского Алексия (1354-1378), исцелившего в Орде жену хана Чанибека, Тайдулу. Это чудо, свидетелем которого был сам хан со своими сыновьями, князьями и вельможами, поразило всех. Исцеленная царица выдала святителю особый ярлык и перстень и подарила участок земли в Кремле, где находилось подворье ханских баскаков, и где впоследствии был основан Чудов монастырь.

И, конечно, нельзя умолчать о такой проповеди христианства в Золотой Орде, которая была запечатлена мученической смертью русских князей — Михаила Черниговского с боярином Феодором и Романа Рязанского. Они явили образцы мужественного исповедания и стойкости за веру Христову, что, несомненно, произвело сильное впечатление на суровых и жестоких татарских воинов и не могло не вызвать в их сердцах чувства уважения к религии русских.

Из Золотой Орды русские клирики, ремесленники, купцы, строители несли православную веру и русскую культуру дальше, вглубь на восток. В качестве союзников татаро-монголов русские воины осваивали Сибирь, Азию и Дальний Восток. В период монгольского ига, как свидетельствуют китайские историки, русские появились в Китае. В состав пекинской гвардии входила Русская рота, которая имела свое управление и особый лагерь, где русские воины занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей.

СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

В лице святителя Стефана Русская Церковь обрела, можно сказать, идеальный тип православного миссионера. В этом человеке промыслительно соединились высокие умственные и духовные дарования с апостольской ревностью в просвещении язычников.

Проповедовал он в Биармии (древнее название Пермской земли) — это северо-восточный угол современной Европейской России, расположенной между Северной Двиной и цепью Уральских гор. Территорию эту занимает сейчас часть Архангельской, Вологодская и Пермская области и республика Коми. Делилась она на Великую и Малую Пермь; в последней святой Стефан и насаждал веру Христову. Населял ее народ «зыряне» (в древности -«вычегодские пермяне», современный народ «коми»), отличавшийся такими привлекательными качествами, как гостеприимство, удивительная честность, рассудительность и наблюдательность.

Любовь к зырянам и желание привести этот народ ко Христу возникли у св. Стефана еще в ранней молодости и укреплялась в нем вместе с его возмужанием. Достигнув зрелого возраста, он начинает тщательно готовиться к миссии — «случайным миссионером» он не был. Лучшим местом для такой подготовки мог быть в то время только монастырь. И св. Стефан, будучи уроженцем Великого Устюга, избирает славившийся своей богатой библиотекой монастырь в Ростове, именуемый Затвором. Там он развивает данные ему от Бога блестящие способности к книжной мудрости, стараясь глубоко проникнуть в смысл Св.Писания, внимательно изучая творения святых Отцов, в том числе и на ставшем ему доступным греческом языке.

Следующий этап в деятельности св. Стефана резко выделяют его среди многих, современных ему миссионеров: он повторяет подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, хорошо осознав один из главных принципов православной христианской миссии: проповедь Евангелия должна звучать на родном, понятном для иноверцев языке. Только таким образом благовестие о Христе может через разум глубоко проникнуть в сердца людей и сделать их настоящими, сознательными христианами. Для осуществления его миссии ему необходимо было выучить пермский язык. Но и этим дело не закончилось. Зыряне не имели письменности, необходимой для того, чтобы сохранить, передать и закрепить Божественное Откровение, приобщить этот народ к богатейшим духовным сокровищам Вселенского Православия. И св. Стефан разрабатывает пермскую азбуку, создает соответственную их фонетике письменность, пользуясь отчасти буквами греческого и славянского алфавита и приспособляя их к тем чертам и резам, которые издавна употреблялись у зырян в домашнем быту. Затем он переводит на пермский язык наиболее необходимые священные и богослужебные книги и переписывает их. Перевод, ввиду низкого уровня зырянского языка, представлял немалые трудности. Все эти труды святого свидетельствуют о его «исключительной лингвистической одаренности» и характеризуют его как ученейшего человека своего времени.

Одновременно он собирает нужные сведения о Пермской земле, ее жителях и соседних народах, о реках и путях сообщения.

Не менее важным делом была его духовная подготовка в монастыре: аскетические подвиги, воспитание себя в духе смирения, кротости, терпения, мужества и любви — добродетелях, так необходимых будущему миссионеру.

Наши рекомендации