Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке

Акционерным обществом (далее – обществом, АО) в соответствии с Гражданским кодексом РФ от 21 октября 1994 г.[6] и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”[7] признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Характеристика законодательства Российской Федерации об акционерных обществах[19]

Характеризуя законодательство РФ об акционерных обществах, прежде всего, необходимо отметить две важнейшие его особенности:

· сравнительно небольшой временной период формирования системы нормативных актов;

o наличие четырех "особых" групп акционерных обществ, особенности создания и правового положения которых регулируются специальными нормативными актами (п.п. 3, 4, 5 статьи 1 Закона РФ "Об акционерных обществах". Закон РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" от 19 июля 1998 года № П5-ФЗ).

В соответствии с классическим подходом к системе источников права, все законодательство об акционерных обществах можно систематизировать следующим образом по степени уменьшения юридической силы:

Конституция РФ - многие называют ее в качестве элемента законодательства об акционерных обществах. Роль Конституции РФ в регулировании акционерных отношений состоит в следующем: во-первых, статья 30 Конституции гарантирует право каждого на объединение, а акционерное общество представляет собой именно объединение для достижения общих целей, во-вторых, статья 35 Конституции гарантирует в РФ право частной собственности. Форма собственности, характерная для акционерного общества является именно частной, в-третьих, Конституция провозглашает целый ряд установлений общего характера, которые во многих ситуациях могут служить надежной гарантией для обеспечения прав акционерного общества, как субъекта права. Статья 46 Конституции гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. На практике встречаются необоснованные отказы в государственной регистрации акционерных обществ, которые впоследствии успешно обжалуются в суде.

Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Конституции РФ и статьей 7 Гражданского Кодекса РФ являются составной частью правовой системы РФ. Нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Нормы международного права обычно применяются к акционерным отношениям с иностранным элементом. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед законодательством РФ в случае коллизии. В качестве примера такого международного договора можно привести Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29 октября 1982 года. Международные договоры, заключенные СССР, сохраняют юридическую силу (поскольку РФ является правопреемником СССР) до тех пор, пока одной из сторон не будет объявлено о его денонсации.

Федеральные законы РФ являются основным элементом законодательства РФ об акционерных обществах. К их числу относятся:

кодифицированный акт - Гражданский Кодекс РФ, в котором особое значение имеет глава 4 "Юридические лица";

закон РФ "Об акционерных обществах" oт 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ);

закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципальною имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ;

закон РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ;

закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ и некоторые другие законы, содержащие отдельные нормы, относящиеся к акционерным обществам.

По отношениям, возникшим до введения в действие соответствующего закона, он применяется лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу, однако, если в принятом законе прямо указано, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее, то считается, что такому закону придана обратная сила. Обратная сила может быть придана закону в порядке исключения. Обычно, приоритет имеет закон с более поздней датой принятия (что не распространяется на ГК РФ, имеющий абсолютный npиopитет среди всех гражданско-правовых законов). Закон действует, как правило, на всей тeppитории РФ в отношении всех лиц, находящихся на указанной территории, и до указанного в нем срока или до прямой oтмены, или до вступления в силу нового закона, отменяющего или заменяющего содержание действовавшего ранее.

6.

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке - student2.ru Отношения с местным сообществом
 
 
Под местным сообществом в контексте корпоративной ответственности (КО) обычно подразумевают население и ту территорию, на которой компании ведут свою деятельность. В зависимости от масштабов этой деятельности и ее направленности сообщество может представлять собой разные группы людей, объединенных по какому-либо признаку - географическому, культурному, историческому и т.д. Для компаний основным здесь является тот факт, что в состав любого местного сообщества входят ключевые заинтересованные стороны (такие как местные власти, акционеры (1), потребители, члены семей сотрудников, некоммерческие организации и т.д.), мнение которых взаимозависимо от мнения сообщества в целом. Действия корпоративного сектора, направленные на достижение баланса интересов с разными группами общества, называются «взаимодействием с местным сообществом», хотя этот термин не является универсальным. В мире используется устойчивое выражение «corporate community involvement» («корпоративная вовлеченность в дела местного сообщества»), подразумевающее реализацию бизнесом такой деятельности, которая учитывает местные законы, потребности и традиции. Формирование концепции взаимодействия с местным сообществом связано с развитием КО в ряде западных стран в 1970-80-х годах. Однако, возможно, инициатива в этом вопросе принадлежала не бизнесу, а государственной власти. Так, в 1977 году Конгресс США принял документ, предписывающий американским банкам инвестировать в развитие тех территорий, на которых они работают. Правительство выделило каждому банку «подшефную землю» и прикрепило к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом реализации программ. После подобных прецедентов корпоративный сектор, видимо, решил, что выгоднее взять инициативу в свои руки, особенно учитывая тот факт, что она способна принести пользу и самому бизнесу. Для определения способа взаимодействия с местным сообществом и основных точек соприкосновения интересов бизнесу необходимо наладить постоянный диалог с населением и местными властями. Отчасти это происходит в процессе основной деятельности компании: размещение заказов у местных поставщиков; координация собственной стратегии развития с планами социально-экономического развития территории, особенно в тех случаях, когда планируется принять решения, которые могут существенно изменить условия жизни населения (закрытие или перепрофилирование предприятия); учет интересов местных потребителей и др. Однако участие в жизни местного сообщества может и не быть напрямую связано с основным бизнесом компании. Как правило, в таких случаях говорят о благотворительности или социальных инвестициях, которые могут включать: - участие в развитии местной инфраструктуры, предоставляющей жизненно важные услуги или возможности для жителей территории, или развитие малого бизнеса; - образовательные и стипендиальные программы, направленные на повышение уровня образования населения; - благотворительные программы; - программы, направленные на улучшение экологической ситуации в регионе. В случае успешного диалога с местной властью, НКО и СМИ компании приобретают возможность снизить риск репутационных войн и других неблагоприятных последствий негативного отношения местного сообщества. Многие крупные компании стараются вовлечь в работу с местным сообществом и своих работников. Иногда им предоставляется возможность самостоятельно выбирать те организации или проекты, которым они хотят помочь финансовоили личным участием. В других случаях компании разрабатывают единые корпоративные программы, которые осуществляются во всех регионах присутствия с небольшими отклонениями в целях адаптации программы к местным условиям. Такие программы не только «очеловечивают» компанию в глазах местного населения, но и развивают у персонала навыки общения в разной культурной среде и командной работы.

7. На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.

Призрение нищих, престарелых, немощных испокон веков считалось делом человеколюбивым и богоугодным. Профессор В.О. Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» писал: «Наши предки любовь к ближнему понимали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню». «Любовь к ближнему, - говорит он, - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице».

Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому нищелюбцу, чем нищему… Древнерусский благотворитель, «христолюбец», меньше помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. «В рай входят святой милостыней, - говорили на Руси. – Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Милостыня – одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности – ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Подаяние считалось показателем нравственности человека. Различного рода бродяги, живущие подаянием, калики и юродивые считались людьми божьими. Через милостыню обыватель как бы приобщался к великому таинству божественной благодати, ибо был воспитан на заповеди: «Будьте милосердны, как милосерден Отец наш Небесный». Подаянием человек вносил свою посильную лепту в создание атмосферы сострадания и взаимопомощи. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами – в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.

Истоки русской благотворительности.

Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.

Если не учитывать очень кратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивых князей в ранние периоды нашей истории, то можно сказать, что благотворительность как общественная система призрения на Руси стала складываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей, предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехов и достигали духовного очищения.

Христианство открыло славянам новый мир высоких нравственных ценностей любви и сострадания к ближнему, научило соединять молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой. Христианская идея милосердия объединяла всех людей независимо от их социального положения. Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения. В день бракосочетания и при рождении детей московские князья и цари раздавали милостыню, совершали другие благотворительные дела.

Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России была раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители – лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгоевремя ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности».

Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего – и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.

Историю благотворительных организаций в России можно разделить на два этапа. Первый – с середины XVI века до 1862 г. Это период становления благотворительных организаций в России. Второй – 1862–1906 гг. - это период расцвета русской благотворительности.

После крещения Руси помощь сирым и убогим сосредоточилась вокруг церквей. До середины XV века частная благотворительность носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом внимания княжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига ( во второй половине XV века) появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых – помощь немощным и наиболее нуждающимся.

Постепенно благотворительная деятельность приобретает все более широкий размах – расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однако в процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или церковь оказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половине XVI века появляется и затем развивается система государственного призрения.

В 1682 году выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать и воспитывать детей в труде. Этот указ имел важнейшее значение для развития некоммерческого сектора в России, - он стал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципа социальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществом некоммерческой деятельности.

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке

К концу XIX века число благотворительных заведений различного назначения исчислялось тысячами. Состоятельные люди позапрошлого века, являвшие собой лучшую часть общества были охвачены желанием «принести посильную пользу делом, трудом, жертвою».

С течением времени крупнейшие жертвователи стали выполнять важные функции созидателей культурной сферы - меценатов. «Бескорыстное служение позволило многим из них участвовать в решении исторических задач национального масштаба. Все эти русские мужики Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Щукины - какие все это козыри в игре нации» - писал Ф.И. Шаляпин.

Феномен меценатства в России приобрел широкую не только всероссийскую, но и мировую известность благодаря подвижническим усилиям, размаху деятельности «во славу Отечества» отдельных выдающихся личностей. Эта деятельность носила христианский, жертвенный характер, а вместе с тем - отпечаток их вкусов и пристрастий, придававший особый национальный колорит отечественному меценатству.

История российского меценатства знала два наиболее значительных взлета на своем пути. Первый был связан с ярким расцветом дворянского коллекционерства и собирательства (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Второй, более значительный по своим масштабам и широте подъем благотворительной деятельности в России связан с купе-ческим меценатством второй половины XIX - начала XX веков. Заметное место здесь принадлежит московскому купечеству: П.М.Третьякову, К.Т.Солдатенкову, П.И.Щукину, С.И.Мамонтову, А.А.Бахрушину, С.Т.Морозову, Н.Б.Юсупову, И.А.Безбородко, Демидовым, Строгановым, Шереметьевым, Румянцевым, Рябушинским, С.И.Мамонтову, М.К. Тенишеву, Ю.С. Нечаеву-Мальцеву. Это было время ренессанса отечественного искусства, созвучного эпохе итальянского Возрождения по своему духовному и эстетическому взлету. Многие воспоминания и документы тех лет раскрывают глубокую христианскую взаимосвязь между деятельными творческими силами русского общества: цивилизованной частью предпринимателей и творческой интеллигенцией. В действительности были христиански соединены два социальных мира — мир купцов и промышленников, покровительствующих искусству, и мир художников и артистов, творящих это искусство.

9. Принципы управления по Генри Форду

В 1920 году, продав все, что не имело отношения к автомобилестроению, Генри Форд провел реконструкцию на фабрике. «Бездельников» из здания управления перевели в цеха. "Большое здание для управления, может быть, иногда и необходимо, но при виде его просыпается подозрение, что здесь имеется избыток администрации", - заявил он при этом. Все служащие, не согласные вернуться к станку, были уволены. Внутренние телефоны между отделами отключены.

Г.Форд придумал девиз: «Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации». Это означало, что работа низших менеджеров была сведена к учету, на предприятии отсутствовали организационные схемы и горизонтальные связи между отделами, были ликвидированы производственные совещания, не велось никакой «лишней документации», были отменены журналы нарядов. Гордо заявив, что статистикой не построишь автомобиля, Г. Форд упразднил статистику.

Создавая собственное предприятие с нуля, Генри Форд, как уже стало ясно, не пошел по общепринятому пути. Он применял собственные правила ведения бизнеса.

Основательная кадровая политика привела к тому, что на заводы «Ford» рабочие выстраивались буквально в очередь. Тем, кому удавалось получить место на конвейере и продержаться в весьма сложных условиях производства хотя бы полгода, уходить уже не хотелось. Бонусы - это модное сегодня средство удержания персонала, Генри Форд использовал еще в начале прошлого века: «Наша идея состояла в разделении прибыли. Участвовавшие в этом процессе были поделены на три категории:

1) женатых людей, которые жили со своей семьей и хорошо содержали ее;

2) холостых, старше 22 лет, с явно выраженными хозяйственными привычками;

3) молодых мужчин, ниже 22 лет, и женщин, которые служили единственной опорой для каких-нибудь родственников.

Доля каждого была различна. Прежде всего, рабочий получал свою справедливую плату, которая в то время была на 15% выше, чем обычный поденный заработок. Кроме того, он имел право на известную долю в прибыли. Она исчислялась на основании часового расчета и была согласована так, что тот, кто получал самую низкую почасовую оплату, имел право на высшую долю в прибыли, которая ему выплачивалась каждые две недели вместе с его обычными ставками. Так, например, рабочий, который зарабатывал 34 цента в час, получал, как долю в прибыли, 28,5 цента в час, т.е. дневной заработок в 5 долларов. Кто зарабатывал 54 цента в час, получил почасовую прибыль в 21 цент — его дневной заработок составлял 6 долларов». Основные принципы технологии успеха по Генри Форду таковы:

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке - student2.ru «Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, то есть неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию;

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке - student2.ru Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить, в погоне за наживой, жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы;

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке - student2.ru Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании;

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке - student2.ru Производить - не значит дёшево покупать и дорого продавать. Это значит - из сырых материалов получать доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно это значит только затруднять указанный процесс».[9]

Генри Форд не предлагал ничего, что бы выходило за пределы безусловного признания этих принципов. Его мораль предусматривает необходимость трудиться. Достигнутые каждым человеком успехи представляют собой, в сущности, результат логического постижения: «раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет». Это мораль «здравого смысла». Первое правило этой морали - быть осторожным и не смешивать реакционных действий с разумными мерами.

10. Г. Гантт был помощником Тейлора, когда тот работал в должности главного инженера, и внес немалый вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования. Но Гант интересовался не отдельными операциями, движениями работниками, а трудовым процессом в целом. Он считал, что для достижения высокого уровня эффективности производства менеджер должен подвергнуть тщательному научному анализу каждый его элемент, каждую проблему.

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке - student2.ru Генри Гант особое внимание в своих исследованиях уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Широкую известность получил график Ганта, отображающий плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства.

Г.Гант рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства, считал, что главное внимание нужно уделять обучению рабочих новым навыкам с целью сокращения непроизводительных затрат времени.

Он объяснял низкую эффективность труда применением традиционных методов принуждения к нему, время которых ушло в прошлое. Поэтому им была разработана система сдельной заработной платы с повременными элементами (на случай невыполнения норм), где проявлялась большая, чем у Тейлора, забота о наемных работниках.

В ее рамках рабочие и мастера получали премию, если следовали инструкциям выполняли задание за установленное время. Кроме того, вознаграждались предложения, ведущие к повышению производительности труда. Гант сделал вывод, что система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу, иначе то в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими интересами. Иными словами, он выдвинул идею о социальной ответственности бизнеса и менеджмента.

11. Зарождение концепции. Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса можно отнести к началу XIX в., когда началось движение в защиту прав трудящихся, возникшее после промышленной революции. Возникли организованные рабочие движения, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединений. Одним из основоположников данного воззрения был британский промышленник Роберт Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих и пытавшийся его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Его попытки создания коммунистических колоний потерпели неудачу, но идеи помогли трудящимся осознать собственные права, место и важность в производственном процессе. Совместно с рядом видных бизнесменов, политиков и экономистов Оуэн обращался к правительствам европейских стран с предложениями принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. Им были выдвинуты три довода в пользу принятия международных трудовых норм:

1) облегчение практически рабского труда рабочих;

2) удержание трудящихся масс от участия в неформальных объединениях с целью недопущения беспорядков;

3) снижение потерь стран с защищающим трудящихся законодательством, которые создает подобная политика для их внешней торговли.

Такое регулирование позволило бы уравнять международную конкурентоспособность всех государств. Эти аргументы были приведены в Преамбуле принятого в 1919 г. устава Международной Организации Труда (МОТ), которая открывается словами о том, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

В начале XX в. зародилась доктрина капиталистической благотворительности. Согласно этой доктрине, прибыльные организации должны жертвовать часть своей прибыли на благо общества (финансировать общественные потребности). Основа доктрины была рассмотрена Э. Карнеги в работе «Евангелие процветания». Тогда же другие представители крупного американского бизнеса заявили об обязанности корпораций использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Карнеги вложил 350 млн. долларов в социальные программы и построил более 200 публичных библиотек. Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долларов и основал фонд Рокфеллера, а в 1905 году в США зародилось движение «Ротари» (Rotary), суть которого заключается в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшение социальной ситуации не только в профессиональной сфере, но и в ареале своего проживания в обществе.

В 40-50-х гг. важнейшими направлениями реализации доктрины явилось создание филантропических фондов крупных корпораций, в связи с чем в обществе сложилось понимание, что КСО – это сугубо добровольное, альтруистическое побуждение. С формированием крупного корпоративного сектора решающую роль в отношениях бизнеса и общества стали играть его крупные компании и группы, способные существенно влиять на политику, экономику и социальную сферу. В этот период складывается уже достаточно цельная доктрина социальной ответственности бизнеса.

12. Из всего разнообразия существующих подходов к определению социальной ответственности компании можно выделить три наиболее распространенных (2) .

1. Теория корпоративного эгоизма основывается на утверждении о том, что единственная ответственность бизнеса - это увеличение прибыли всех своих акционеров. М. Фридман, утверждал, что "существует лишь одна социальная ответственность делового мира - использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли, при условии соблюдения правил игры, то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества" (3) .

2. Теория корпоративного альтруизма появилась одновременно с опубликованием статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию (the Committee for Economic Development). В рекомендациях комитета подчеркивалось, что "корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни".

3. Теория "разумного эгоизма "(enlightened self-interest) настаивает на том, что социально ответственный бизнес - это просто "хороший бизнес" , поскольку сокращает долгосрочные потери в прибыли (long-term profit loss). Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, таким образом, устойчивые прибыли в будущем. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции (услуг), в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке. Следовательно, социально ответственное поведение -это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

Корпоративная социальная ответственность - это отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышение качества продукции и услуг, др. ), улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.

Наши рекомендации