Социальное служение Русской Православной Церкви

3.1. Церковь прилагала немало усилий для предупреждения междукняжеских конфликтов.

3.2. Велико патриотическое значение Русской Православной Церкви в период монголо-татарского ига. Слово ободрения пастырей много значило тогда, равно как и обличение пороков, разъедающих русское общество после Батыева нашествия.

3.3. Православная Церковь способствовала объединению северо-русских земель вокруг Москвы, успешному противостоянию российского государства внешнеполитическим противникам в более позднее время.

3.4. В высшей форме единение светской и духовной власти произошло при первом царе из рода Романовых Михаиле, когда патриархом был его родной отец. (Патриаршество Филарета (в миру – Романова Фёдора Никитича) 1619–1633 гг.).

3.5. Монастыри, ставшиеособыми центрами по сохранению и передаче духовной культуры православия, выполняли также разнообразную социальную деятельность.

3.1.1. Первое направление – это активное участие монахов в жизни мирян в качестве духовных лиц наравне с приходским духовенством.

3.1.2. Второе – помощь бедным, больным, нищим, находящимся в заключении. В некоторых монастырях издавна существовали больницы и богадельни. Монастыри, основанные на далёких окраинах, имели не­малое значение в освоении новых земель.

При подготовке к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по базовому курсу «Отечественная история», помимо материалов, подготовленных коллективом кафедры истории и политологии и размещённых на сайте МИЭМ (ТУ) можно использовать следующие учебные пособия, представленные в библиотеке института (как в читальном зале, так и на абонементе).

1). Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2). История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. / Рук. авт. кол. А.А. Данилов. М.: Дрофа, 2002.

3). История России. XIX в.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 частях / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

4). История России: Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М.: Высшая школа, 2003.

5). История человечества. Том VIII. Россия / Под общей редакцией А.Н. Сахарова при участии А.Н. Боханова и В.А. Шестакова. ЮНЕСКО. М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2003.

6). Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7). Новейшая отечественная история. XX в.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / [Э.М. Щагин и др.]; Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

8). Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2004.

9). Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. Е.В. Бодровой, Т.Г. Поповой. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИПР ВПО МАДИ (ГТУ), МГИЭМ, МГАПИ, 2005.

10). Россия в мировой истории: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. В.С. Порохни. М.: Логос, 2003.

В качестве дополнительной литературы могут быть использованы статьи из имеющихся в читальном зале МИЭМ журналов «Вопросы истории», «Отечественная история» (с 2009 года журнал носит название «Российская история»), «Новая и новейшая история».

Методические указания одобрены на заседании кафедры истории и политологии (протокол № 3/2009 от 21 октября 2009 г.) и могут быть рекомендованы студентам I курса всех специальностей.

Зав. кафедрой,

д. и. н., профессор /Панина Н.В./

Учебное издание

Учебно-методические материалы

для подготовки к семинарским занятиям

по курсу «Отечественная история».

Часть I

Составители:

ПАНИНА Наталия Вячеславовна

РОДИОНОВА Ирина Витальевна

Редактор С.П. Клышинская

Технический редактор О.Г. Завьялова

http://www.miem.edu.ru/rio

[email protected]

Подписано в печать 8.02.2010 . Формат 60 х 84/16.

Бумага типографская. Печать – ризография.

Усл. печ. л. 1,7 . Уч.-изд. л. 1,5 . Изд. № 6 .

Заказ . Бесплатно. Тираж 100 экз.

Московский государственный институт электроники и математики

109028 Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 3.

Отдел оперативной полиграфии Московского государственного

института электроники и математики.

113054 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12 – 18/4, стр. 1.

[1] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. С. 285.

[2] Гносеолóгия (от др.-греч.– «познание» и «учение») – теория познания.

[3] Концепция

- система взаимосвязанных взглядов на явления, процессы;

- способ понимания событий;

- основополагающая идея какой-либо теории;

- общий замысел, главная мысль.

[4]Могут быть охарактеризованы взгляды В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского и др.

[5] Например, концепции Бахрушина С.В., Тихомирова М.Н., Рыбакова Б.А.

[6] Подробнее см. рекомендации к зачётному вопросу № 7.

[7] Вселенские учителя Церкви: святой Василий Великий (ок. 330 – 379), епископ г. Кесария; святой Григорий Богослов (Григорий Назианзúн) (ок. 330 – ок. 390), епископ г. Назианза; святой Иоанн Златоуст (ок. 350 – ок. 407) архиепископ г. Константинополь.

[8] Система главенства в христианской Церкви пяти патриархов (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима), сложившаяся после IV Вселенского Халкидонского собора (451).

[9] Эсхатолóгия(греч. eschatos – последний, конечный и logos – учение) – религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса, истории и их конце.

Наши рекомендации