Пойдем со мной на крест, ты был как Ангел и предстань одесную, а я тогда буду Святой
Наипаче ежели какие страсти плотские, то воображай картину в очах своих - Крест Господен и громко на врага кричи: "Пойдем со мной на крест, ты был как Ангел и предстань одесную, а я тогда буду Святой, и оба не будем мучиться, а то ты и меня мучаешь и себя".
Когда никого не видно, то громко открикивайся от врага: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного и молитвами Богородицы сохрани меня". А если видишь, что около тебя кто ни будь близко, то тайно духом возноси молитву Иисусову.
Причащайся как можно чаще и ходи в Храм, какие бы ни были Батюшки
Затем Причащайся как можно чаще и ходи в Храм, какие бы ни были батюшки. Считай Батюшек хорошими, потому что ты как спасающийся - тебя враг искушает, а у него тоже семейство и он тоже человек. Ему бы надо было поступить в исправники, а он пошел в батюшки. Ведь он бы рад спросить, да нет у нас таких живых людей дать ему благой совет. В настоящее время кто может совет дать, так они в уголочки позагнаны.
Кого враг ничем не может искусить - он прямо посылает болезнь
Вот еще как враг завистлив к тем, кто ищет Господа и кого он ничем не может искусить - он прямо посылает болезнь. Кто молится земными поклонами, у тех заболевает спина, у странников ноги и все по наваждению вражьему: постников давит такая жажда, что не выскажешь, на смиренных посылает из женского пола с какими ни будь неудовольствиями, на несребролюбивых наводит, будто завтра умрет с голоду, у тех, кто крестится, отнимается рука, нередко мутятся глаза, иногда делаются судороги. В ночное время тем более велит поспать враг, а то явит треск, разный страх и всякие всяческие. То явит милость, что видят все и всяким вражеским своим хитрым наваждением, а наипаче в лесу он старается всеми силами победить. На трудолюбивых старается нагнать леность. Как это все - победить!
Вот тебе и враг! Хвать, хвать, а пользы нет
На все нужно бить: молиться немного, но ударять себя когда никого нет, крепко правильно и физически, чтобы даже пол дрожал, только стараться, чтобы никто не видел, тогда это все будет здорово и пройдет и будешь опытен и примешь все это с радостью, потому что тебя враг научил, а не искусил - наипаче еще научил любить Бога. Вот тебе и враг! Хвать, хвать, а пользы нет. Возьми в пример худого еврея: обманывал, обманывал - глядишь доспелся расторгуй (разорился), так и враг трудился, да не над тем.
Вся жизнь моя была болезни
Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до 38 лет. Вот что там более меня толкнуло на новую жизнь. Медицина мне не помогала, со мной ночами бывало как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники исцелили, и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать Путь Истины и уврачевал болезнь бессонницы. Очень трудно было все это пережить, а делать нужно было, но все-таки Господь помогал работать и никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал.
Когда я стал ходить по Святым Местам, то стал чувствовать наслаждение в другом мiре
Когда я стал ходить по Святым Местам, то стал чувствовать наслаждение в другом мире. Ходил временно не всегда по Святым Местам; испытывал много чего; видел, как Богу служат в Обители Святой, и думал, что в миру кто делает со Страхом и Благословением Божиим, тоже участник даже и больший, потому что Сам Самодержец Царь крестьянином живет, питается от его рук трудящихся, и все птицы крестьянином пользуются, даже мышь и та им питается.
Велик, велик есть крестьянин перед Господом, только бы он не сквернословил!
Всякое дыхание да хвалит Господа и молитва все за крестьянина - только бы он не сквернословил! Велик, велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нес и нам велел - Божий трудовик!
У него вместо органов коса в руках; вместо увеселений - соха у сердца; вместо пышной одежды какой ни будь твердый ярмячок; вместо тройки лихой какая ни будь усталая лошадка. Он едет и вспоминает от души ко Господу: "донеси меня с этой долины в свое прибежище или до города". Вот тут-то на нем Христос! А сам пешечком со слезами. Он здесь со Христом, а там уже давно на нем пребывает рай, то есть он заготовил Житницу Божию. Нередко приходится со словами Бога умолить и Фрола, и Лавра помянуть, а все же таки с Богом и тут ему радость! А без Бога хотя и на тройке мчаться, а уныния полный экипаж.