Чудесное обретение места упокоения Странника Григория
Движимые любовью к Святым Царственным Мученикам и Великомученику Григорию, рабы Божий одного из московских приходов, получив благословение пастыря, отправились в Царское Село, желая помолиться на месте бывшего упокоения праха Мученика Григория. Грозные годы немилосердного попрания прошлого сделали свое дело: место Часовни Преподобного Серафима мало кто мог указать. Поездка была очень ограничена во времени и не было возможности отыскать старожил, знавших расположение Часовни хотя бы приблизительно. Прочитав Акафист Мученику Григорию, все разошлись в разные стороны от здания фотографии, которое было отмечено, как точный ориентир, в Дневнике Святого Государя Николая: «проехали всей Семьей мимо здания фотографии и направо к полю, где присутствовали при грустной картине: гроб с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17 декабря изверга-Ми в доме Ф. Юсупова, который стоял уже опущенным в могилу»... Раб Божий Александр молился усерднее прочих, все время повторяя про
себя: «Григорий! Ты сам укажи место!» Внезапно, шнур от куртки зацепился за ветвь неболь -шого деревца, неподалеку от остова здания обсерватории. С трудом Александр распутал шнур и лишь только захотел идти далее, как шнур вновь зацепился за другой сучек рядом росшего куста. На сей раз отвязать его было труднее. Поблагодарив Господа за услышанное воздыхание, поклонились месту, где «куст не отпускал», и вернулись в Москву. Спустя некоторое время, будучи во второй раз в Царском с человеком, знавшим приблизительное место могилы Старца и весьма чтущим его, удостоверились, что оба «места» были почти рядом.
Странник Григорий любил часто повторять: «Все минет, одна правда Божия останется.... Так недаром говорит Святое Писание, что за Богом молитва не пропадет... Что завтра? Ты наш руководитель, Боже. Сколько в жизни путей тернистых! Святые места — опыт жизни, неизменный кладезь премудрости».
«Бес остается ни с чем. Боже, храни Своих»1
Странный всему миру Григорий писал в своих чистых и ясных, отражающихся как капля воды в океане безбрежной любви и милости Божией, поучениях: «Пути Божий неисповедимы, кажется дурно, а выходит свято. Узнаешь себя, когда умрешь, а кто при жизни себя хочет узнать,
тот глуп. Когда умрем, тогда дела наши нас докажут»1.
Пришло время, и правда Божия о Мученике христианского долга Григории открывается миру. Сначала понемногу, через честное и добросовестное изучение оставшихся неискаженными материалов; затем, по усердию к изучению и ознакомлению с устным церковным преданием; и затем — с явной помощью Божией, по искренней молитве, святые приходят к человеку и просвещают его сердце и ум. Один духоносный Старец нашего времени сказал при вопрошании на известную тему о блаженном Григории: «Без молитвы вам Мученик Григорий не откроется. Кто не молится — тому он не откроется».,. Прежде чем говорить что-либо о человеке, надобно хотя бы видеть его или слышать его: этот закон, далеко не духовный, принят в миру (мы не говорим о наставлениях святых отцов для нас, грешных, упреждающих, что не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел согрешающим человека). Блаженной памяти Григорий писал, что «лучше ошибиться в человеке в лучшую сторону, нежели думать о нем хуже, чем он есть на самом деле». Для того, чтобы почувствовать душу этого мученика, соприкоснуться с дивной всепрощающей глубиной его любви и жалости к человеку , надобно просто взять в руки его Раз -мышления и Духовные Поучения. И если сердце не камень, то струны его отзовутся на голос «без-молвника, пустынника и смиренного созерцателя», наполняющий душу сладостью и умилением. Он
1 Платонов О.А.Жизнь за Царя. ИзДуховного Наследия Г.Е. Распутина. М. 1999. С. 491, ФразаСтарца Григория.
1 Платонов О.А. Жизнь за Царя. Из Духовного На-I следия Г.Е. Распутина. М. 1999. С. 511.
будет говорить с тобой, а ты — с ним. Странник преподаст тебе мудрый, но простой путь спасения от сетей диавольских; путь, многажды указуемый святыми и лишь в особой, праведному Григорию свойственной манере, начертанный из глубины его духовного опыта. В его творениях все повторяет Святых Отцов; но всякое озерцо разно отражает Небесный Божественный Свет. Тем же кто почитает Царственных Страдальцев не устами только, а дыханием своего исповедания Их Святыми, нет надобности напоминать слова, которые при жизни Страстотерпцы говорили о Григории: это праведник святой жизни, молитвенник, странник, человек Божий, Наш Друг.
Удивительно, что для некоторых Друг Царей является врагом... По русской поговорке: скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Святая Мученица Царица Александра говорила: «Враги Нашего Друга — Наши враги», и что «преданный слуга [Царев] не смеет идти против человека, которого его Государь уважает и ценит»1. Если мы любим Господа, то мы любим и «друзей Его»: «Вы друзы Мои есте» (Ин. 15, |4) — говорит Господь Царственным Мученикам и Царскому Пророку Григорию.
Бесы гнали святого, бесы травили его, но пользы они не получили: Царства Небесного злые люди не отняли у Мученика Григория. Но само даже имя его — им невыносимо; оно их жжет и изгоняет. Мы были трижды очевидцами, когда одержимые злым духом люди скрежетали в неистовстве зубами и с искаженными чертами ли-
1 Платонов ОЛ. Николай II в секретной переписке. М. 1997. С. 156.
ца кричали на фотографию Григория: «Только не это! Уберите его! Нет! Этого мы не вынесем!»... Вот сбылось и еще одно пророчество Григория: «бес пользы во мне не получил и остался ни с чем».
Небесная СлаваСвятых
Царственных Мучеников
И Святого Мученика Григория
Святые Царственные Страстотерпцы и Святой Мученик Григорий Новый, в своей земной жизни воплотившие духовное единение Царя и Народа, неразлучны пребывают и в Небесных Селениях Отца Присносущного. Любящие и почитающие память Царя-Мученика не могут не любить и не почитать Друга Царей — Пророка Григория. Для Святого нашего Царя Николая Старец Григорий был равночестным членом Их Августейшей Семьи: ведь не случайно Государь, всякий раз как Ему советовали не приближать к Себе Григория, неизменно отвечал: «оставьте Нас... Это наше личное, семейное дело-»... Посему и явлена была в откровении, бывшем иконописцу рабу Божию Сергию Арсеньеву, икона Нарственных Мучеников целокупно с Мучеником л)игорием: восемь Светильников Русской Церкви, — прообраз будущего Воскресения Русской Земли...
«Первоначально, — рассказывает Сергий, — образ виделся мне несколько иначе. Я уже трудился над ним и прописал некоторые лики: Государя, Императрицы и Царевны Ольги... Именно в эти дни снится мне сон, удивительный,.. Будто бы хожу я где-то по равнинам в незнакомом мес-
те, с виду напоминающем природу Западной Сибири, Урала. Кругом широкие поля, церквушки, небольшие избы с маленькими оконцами... Но все это сопровождается необычным ощущением — будто бы людей там нет совсем, все как вымерло. И вот подхожу я к такой маленькой избушке, совсем крохотной, темноватой с виду, а в руках держу книжечку. Точно знаю, что это письма Царицы-Мученицы Александры из заточения, даже помню читанное — речь шла о каких-то офицерах, которые хотели спасти Царскую Семью. Стою я около этой избы и читаю, и когда перевернул последнюю страницу в том месте в книге, где обычно могут помещаться иллюстрации, на последних белых листах склейки — форзац, кажется, называется, — вижу на одном из листов контурный рисунок, сделанный тонкими линиями: это была знакомая зарубежная икона Царской Семьи, писанная в Джорданвилле монахом , всем известная. Но как бы набросок, то -ненько, силуэтом. Вдруг слышу голос, который говорит мне: «Видишь эту иконуР Но ты не так напиши, а напиши иначе». Я смотрю на другой лист, а там икона Царственных Мучеников в таком виде, как она теперь у меня написана. Только в видении она более квадратная, а я немного ее вытянул в изображении по вертикали Сделана икона также тоненькими линиями, не в цвете, как и та, первая, только композиционно все точно как у меня сейчас.
Вся Царственная Седмерица стопами Своими покоилась как бы на легких серебристо-белых облаках, у каждого из Них, кроме Царевича Алексия, в руке мученический крест; Наследник держал на уровне груди образ Спаса Нерукотворно -
го. Вверху над Их главами располагался образ иконы Божией Матери Державной, а венчал все образ Пресвятой Животворящей и Единосущной Троицы... Но сбоку была небольшая маленькая иконочка, уже в даете, не прорись-контур, а как настоящая икона. Изображение сразу вызвало чувство, что этот лик, фигура, одеяние как бы из апостольских времен. Все в цвете: хитон, гиматий, типа тоги... Хитон светло-золотистый, желтый, а гиматий — ярко-красного цвета, цвета крови, я бы сказал... И голос этот мне говорит: «А еще напиши Мученика Григория»... Я сначала удивился: какой мученик Григорий? Поначалу не понял, и стал пристально вглядываться в явленный лик, который был прежде нечетким, в некоем тумане. Лик становился все четче, оживал, проявлялся в более ярких и сочных красках... Я понял, что предо мною совершенно живое лищо Григория Ефимовича Распутина. Скорбный такой лик...
И тут я проснулся... Подумал, писать — не писать, сомнения какие-то вдруг появились, но помолился и понял, что это — от Господа и нельзя ослушаться».
Когда Господь сподобил увидеть эту икону, писанную' по откровению, бывшему Свыше, многое стало более ясным и очевидным. Так всегда бывает: душевное восприятие, при соприкосновении с отражением в иконе Небесной Славы Царственных Мучеников, воспаряет к духовному прочтению образа. Каждый воспринимает в своей мере, и здесь нет ограничений и жестких форм. Сквозь образ, предстоящий на иконе, с душой человека соприкасается Первообраз.
Духовные основы написания иконы способствуют духовному восприятию ее. Иконописцы не
применяют обычной перспективы, помещают в одной плоскости явления и образы, в действительности расположенные в разных временных и пространственных плоскостях. На иконе мы можем видеть одновременно рождение и успение Святого, прижизненные подвиги и страдания его, так же как чудеса и знамения по блаженной кончине...
Икона — объединяет все духовное, земное и небесное... Она влечет человеческую душу по степеням восхождения от создания образа Святого — к Первообразу — Триединому Божеству, указывая путь отречения от своей воли, от собственного «я», научая очищать себя от страстей исполнением Заповедей Евангельских и тем самым приуготовляя к стяжанию Духа Святого Божия. Основная цель при создании иконы — раскрыть смысл и значение христианской жизни, постигнутые уже святыми и возможные для постижения грешными людьми: «Сын божий для того сделался Сыном Человеческим, чтобы нас, челове-ков, соделать сынами Божиими, возводя род наш по Благодати в то, что Сам Он есть по естеству, рождая нас свыше Благодатию Святаго Духа»1.
Образ Святых Царственных Мучеников, который как-то естественно стал именоваться Небес-ная Слава Святых Царственных Мучеников и Мученика Григория, вмещает в себя известную полноту.
На этой иконе блаженной памяти Мученик Григорий написан более традиционно и канонично, как древние Святые, это соответствует его
* Се. Симеон Новый Богослов. Творения. М. 1890. Т. 2. С. 547.
пророческому служению; он как бы более удален от нас и медленно и постепенно приближается к молящемуся, одновременно будто бы спускаясь на землю. Непонятый и отвергнутый многими, умаленный от злобного мира, он смиренно и кротко несет свой мученический Крест, предстоя одесную Царского Креста. Фигуры Царственных Страдальцев явно расположены на иконе в виде Креста, начертанного на Небесном Своде. Крест Царственных Святых покоится на серебри^то-го-лубоватой ослепительной белизне воздуха, как будто на воздусех, где пред концом мира должен просиять Животворящий Крест Христов, а затем начнется Страшный Суд Божий. Пророк Григорий, предстоящий одесную Царского Креста, уподобляется Пророку Иоанну Предтече, предстоящему одесную Бесчестного Креста Господня. В левой руке он держит ключ, рука слегка приподнята в движении — Святой смиренно протягивает ключ молящемуся, как бы говоря, что это ключ к открытию и принятию святости Царственных Мучеников. Ведь по сию пору некоторые отрицают Их святость и требуют доказательств. Одновременно с этим, Мученик Григорий кротко упреждает, что невозможно отделять его от Царственных Страд'альцев.
Святой Григорий всегда с Ними: как это было при жизни, так и по восхождении в Небесный Иерусалим. Праведный Григорий — ключ к восприятию Царской Семьи.
Образ Спаса Нерукотворного — образ спасения Святой Руси, который всегда осенял стяги и знамена Русского Воинства, этот образ спас в 1888 году во время крушения поезда в Борках Царскую Семью.
88в%$8в%%вЗвЗаЗВ%%8^^ |
3$ |
Крестообразная сияющая радуга, в сердце коей находятся иконы Матери Божией и Святой Троицы — знаменование крестообразной радуги прощения русскому народу, как некогда явлением радуги после Всемирного потопа Господь простил согрешившее человечество.
Матерь Божия Державная — Царица и Хранительница Российской Державы, после отвержения от Царя русского народа держит в Своих Пречистых дланях скипетр и державу. Эта икона была явлена в Коломенском в день отречения на-рода от Царя — страшного второго марта 1У1/ года. Царица Небесная восприняла из рук 11ома-занника Божия Царя Николая Царскую власть над Русской Землей... Неслучайно, возле места последних страданий Царственных Мучеников — в мощах — у Ганиной Ямы были найдены крест Государя и икона Божией Матери, вся исколотая штыками, а на обороте ее значилась надпись «Великодержавна я»1.
Российский Архив. Т. 8. М. 1998. С. 305.
МОЛИТВЕННОЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО И
ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ СТАРЦА ГРИГОРИЯ К БЛИЖНИМ