Социальный капитал как возможная предпосылка решения (смягчения) вопроса

Религиозные ценности и установки, отношение к представителям других религиозных групп актуализируются и могут влиять на социальные изменения только в случаеукорененности их в социальных практиках. В этой связи, следует обратиться к понятию социального капитала.

Пьер Бурдье определял социальный капитал как «ресурсы, основанные на родственных отношениях и отношениях в группе членства». Cоциальная сеть, приносящая «выгоду», появляется из других групп, которые позволяют пользоваться другими видами ресурсов, увеличивать свой человеческий и культурный капитал.

Френсис Фукуяма приравнивает доверие к социальному капиталу. «Социальный капитал, – согласно его трактовке,– это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами... Социальный капитал отличается от других форм человеческого капитала тем, что обычно он создается и передается посредством культурныхмеханизмов – таких, как религия, традиция, обычай».

В исследованиях социального капитала применительно к религиозности и религиозному поведению освещаются такие компоненты, как посещение религиозных институтов, участие в их деятельности, а также предпочтения, касающиеся социальных взаимодействий с представителями других религий.

В качестве примера приведем опрос молодежи Республики Татарстан (n=1008 человек), проведенный в 2009 г.

Респондентам были заданы вопросы следующего характера:

Как часто Вы посещаете храм, мечеть или религиозные собрания?

Есть ли у Вас духовный наставник?

Какую именно помощь Вы получаете от религиозных организаций?

Какие взаимоотношения с мусульманами/православными для Вас приемлемы?

Как бы Вы отнеслись к тому, что кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил в брак с человеком другой веры?

Важно отметить, что около двух третей (64,8%) из числа опрошенных указали нато, что не участвуют в деятельности ни религиозных, ни светских организаций.

Религиозные организации оказались почти в конце списка организаций, популярных среди молодежи – в их деятельности принимают участие 1,3% как среди молодежи, относящей себя к исламу так и среди православных, что, впрочем, превышает долю участвующих в деятельности гуманитарных или благотворительных организаций (0,5%), политическихпартий (0,4%) и др. Религиозные организации заметно «проигрывают» спортивным досуговым организациям (17,8% опрошенных), организациям, связанным с музыкой, искусством или образованием (4,4%) и профсоюзам (4,4%). Достаточно невысок процент и тех, кто регулярно посещает храмы, мечети или религиозные собрания.

Важным индикатором готовности вступать в коммуникацию с представителямидругих религий служит отношение к религиозному плюрализму, а в частности в признании свободы совести, включающей возможность человека самому выбирать себе веру.

Большинство представителей как ислама, так и православия, отвечая на вопрос «Как бы Вы отреагировали, если бы кто-то из Ваших знакомых отошли от православия (ислама) и приняли ислам (православие)?», отметили, что «это личное дело каждого» – 83,4% православных и 70% мусульман.

· В целом, как показало данное исследование, молодежь Татарстана характеризуется низкой степенью вовлеченности в деятельность религиозных организаций.

· Наиболее распространенным видом содействия со стороны религиозных институтов, к которому прибегает молодежь, выступает совет, консультация со стороны священнослужителя.

· В свою очередь молодежь также редко участвует и в благотворительных практиках, связанных с той или иной религией, что позволяет говорить о том, что религиозная благотворительность не выходит на инструментальный уровень, не выступает частью социальногокапитала большей части молодежи.

· По степени взаимных предпочтений уровней социального взаимодействия с представителями ислама и православия нет значительных расхождений – значительная доля молодежи приветствует брачные отношения и дружбу.

С большой долей вероятности можно предположить, что проявление межрелигиозной дистанции вызвано в большей степени особенностями этнической идентификации и степенью вовлеченности человека в религиозные практики, а не с самоидентификацией с определенной религией.

Высокая значимость для человека религиозных ценностей, проникновение религиозных установок в регламентацию повседневной жизни, участие в деятельности религиозных организаций могут выступить факторами локализации групп, формирования особых социальных сетей и трансформации межрелигиозной «социальной дистанции». Однако в настоящее время доля молодежи, для которой религия оказывает значимое влияние, относительно не велика.

Наибольшее внимание необходимо сконцентрировать, прежде всего, на предупреждении конфликтов на этноконфессиональной основе. Формы предупреждения могутбыть следующими:

1. Информирование населения о религиозных акциях. Четкое прописывание в СМИцелей и задач акции, исторического контекста, формы проведения, исполнителей.

2. Просветительская деятельность. Ведение постоянной информационной работы в школах и высших учебных заведениях о религиозных традициях и религиозной ситуации в России.

3. Патриотическая работа, в том числе и в рамках формирования уважения к духовному религиозному наследию своих предков, к религиям традиционно исповедуемых в России.

4. Работа с молодежью. Постоянное внимание к этноконфессиональной ситуации в детской и молодежной среде. Поскольку молодое поколение гораздо более информировано о религиях, нежели старшее в силу известных исторических обстоятельств необходимоправильно и деликатно освящать историю религиозных традиций мира, предупреждать об опасных последствиях воздействия различных новых нетрадиционных учений и культов.

5. Формирование негативного мнения к экстремизму, расизму, ксенофобии. Всяческое поощрение диалога в многонациональной среде, формирующегося на понимании единства народов по многим основаниям, среди которых: общее историческое прошлое, общее территориальное проживание, общая гражданская культура и ряд других аспектов.

6. Формирование толерантного сознания. Воспитание веротерпимости, уважения,лояльного отношения к другой культуре, языку, обычаям и нравам.

7. Больший акцент на общекультурные ценности. Прежде всего, витальные ценности, воспитание высоких эстетических качеств, а также формирование правильной этической базы.

8. Контакты. Налаживание с представителями религиозных организаций и институтов постоянно действующих форм диалога и сотрудничества. Встречи лидеров и деятелей, связанных с религиозными организациями в данном регионе. Проведение совместных конференций и других мероприятий на различных уровнях.

В рамках диагностики и прогнозированию рисков в этноконфессиональной сфереособое внимание уделяют следующим параметрам:

1) оценка состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, уровня напряженности, выявление потенциальных рисков;

2) оценка состояния общественной национальной и религиозной инфраструктуры:

выявление и описание формальных и неформальных общественных структур, их взаимодействия и влияния на этноконфессиональную ситуацию;

3) выявление факторов позитивного и негативного влияния на этноконфессиональную ситуацию в регионе с описанием субъектов и явлений, формирующих такие факторы;

4) проведение мониторинга социального, медико-демографического состояния коренных народов и их локальных групп;

5) составление этноконфессиональной карты муниципальных образований региона;

6) составление прогноза динамики этноконфессиональной ситуации в регионе иотдельных его территориях.

Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод, что единых систем мониторинга этноконфессиональной ситуации на сегодня не существует. Применение в ходе оценки конфликтного потенциала нескольких методов значительно повышает качество

оценки.

Наши рекомендации