Маниша принесла несколько замечательных сутр.
Любимый Будда,
По одному поводу, когда монах спросил Кьезана о смысле прихода Бодхидхармы с Запада...
Традиционный вопрос, подразумевающий многое: «Зачем Бодхидхарма пришел из Индии в Китай?»
Конечно, первое значение в том, что Индия больше не была восприимчивой к высшему полету сознания Будды. Бодхидхарма искал свежую почву, новые пастбища.
Кьезан нарисовал круг в воздухе и поместил иероглиф Будды внутри него.
Не говоря ни слова, просто делая круг в воздухе и помещая китайский иероглиф Будды внутри него... ни одного слова не говорилось, но сказано все, включая то, что не может быть высказано никаким образом. Он показывает, что жизнь подобна кругу в воздухе, очень хрупка. Она подобна письму на прибрежном песке, когда приливная волна набегает и убирает все написанное или налетает буйный ветер и нарушает все, что написано. Кьезан говорит, что ваша жизнь даже более иллюзорна, просто круг в воздухе; вам даже не увидеть его. Но внутри круга скрыта во всем своем великолепии потрясающая сила сознания, представленная Буддой.
Бодхидхарма, пришедший в Китай, нес послание: «Не растрачивайте бесполезно вашу жизнь на периферии, которая есть не что иное, как круг, нарисованный в воздухе. Загляните внутрь. Всегда помните, что различие между жизнью и смертью не так уж велико - всего несколько дыханий, несколько ударов сердца пропустить, и вы уже больше не в теле. Но внутри, в этом эфемерном круге из воздуха, самая крепкая, бессмертная скала Будды». Бодхидхарма ушел в Китай нести послание, к которому Индия сделалась совершенно слепой и невосприимчивой.
Это лишило монаха дара речи.
Он сумел увидеть великое прозрение Кьезана.
В другой раз Кьезан обитал в храме Секите в Кошу. Монах подошел к нему и сказал: «Учитель, тебе известны китайские иероглифы?»
«Насколько подобает моему положению», - отозвался Кьезан.
Должен напомнить вам, что у китайского, японского или у других дальневосточных языков нет никакого алфавита. Они имеют только иероглифы. Очень сложно понять эти языки, если вы не родились там, так как вам необходимо знать тысячи иероглифов для чтения даже обычной газеты, и те иероглифы очень символичны.
Один друг показывал мне китайский иероглиф. Я всячески пытался разрешить, что бы это мог быть за иероглиф, но вынужден был признать неудачу. Тот человек сказал: «Это очень простой иероглиф, но если вы не знаете, то нет способа узнать его».
Это просто символическая крыша с двумя символическими женщинами. К тому же вам не удастся разгадать, что это - женщины, а это — крыша... И тот человек сказал мне: «Этот иероглиф означает постоянную ссору: две женщины под одной крышей; но он также означает бой, сражение, войну».
Он изучал китайский язык в течение почти тридцати лет, но все еще не разбирался в древних рукописях.
Поэтому, когда монах спросил: «Знаешь ли ты китайские иероглифы?», Кьезан ответил: «Насколько подобает моему положению. Я не могу сказать, что знаю китайские иероглифы, я могу только сказать, что знаю несколько иероглифов, которые нужны для моей работы».
Тогда монах обошел вокруг Кьезана один раз против часовой стрелки и спросил его: «Что это за иероглиф?» Кьезан нарисовал иероглиф числа десять.
Одно удивляет - почему число десять? Мое собственное понимание таково, что все языки мира имеют десять цифр как основу их математики, и те десять цифр имеют в своей основе десять пальцев человека.
Человек начал считать на своих пальцах. Я все еще продолжаю! И как бы упорно я ни старался, самое большее, я добираюсь до третьего пальца. Как только я достигаю четвертого, я забываю, четвертый это или пятый...
Этот иероглиф внутри движения против часовой стрелки может просто означать, что вы будете ограничены небольшими числами - до десяти. Вам не удастся пойти дальше этого.
Если вы хотите идти дальше, вам придется двигаться по часовой стрелке — так, как движется существование. Против часовой стрелки вы запутаетесь в своих собственных пальцах.
Кьезан нарисовал иероглиф числа десять. Тогда монах прошелся вокруг него по часовой стрелке и спросил, что был за иероглиф. Кьезан изменил фигуру десять (которая выглядит как знак плюс) в свастику.
Свастика - это, возможно, древнейший символ в мире. Она движется по часовой стрелке. Когда Адольф Гитлер пришел к власти, он пожелал для своего знамени какой-то древний символ. Он отправил своих посланцев в Индию, в Тибет, в Китай, и все они пришли к выводу, что свастика - это самый древний символ в мире. Она означает прогресс, она означает бытие в ладу с существованием, она означает победу. Люди, доставившие это послание из восточных стран, делали знамя для Адольфа Гитлера, но забыли сделать свастику по часовой стрелке. Они делали ее, но из-за того, что она была им незнакома, они сделали ее против часовой стрелки.
Теперь люди, которые понимают нумерологию, символику, говорят, что Гитлер потерпел поражение из-за этого неправильного символа свастики на его знамени. Я не буду следовать им; это ерунда. По часовой стрелке или против часовой стрелки - это не решает судьбу войны.
Но Кьезан прав в том смысле, что, если вы в ладу с существованием, для вас становится возможным прибытие к цветению своего потенциала. Не идите против течения. Несомненно, это путь вашего поражения. Идите с течением; на этом пути вы раскованы, радостны, плывете с потоком, и вы достигнете океана — безбрежного океанического сознания.
Тогда монах нарисовал круг и, сделав вид, что держит егообеими руками, спросил Кьезана: «Что это за иероглиф?» - на что Кьезан нарисовал круг вокруг свастики.
Свастика - это символ времени, по часовой стрелке. Но время есть не что иное, как проекция ума. Если ума нет, нет и времени. Вы думаете, бамбук вокруг аудитории Будды знает что-нибудь о времени? Думаете, солнце восходит по часам? Все существование продолжается, не имея никакого понятия о времени. Время - это проекция человеческого ума. Кроме как в ваших ручных и настольных часах, времени нет.