Объединение происходит несколько раз до момента, когда таким образом будут созданы несколько микрогрупп по несколько участников в каждой

Занятие с элементами тренинга

Автор-составитель:

Социальный педагог Кузюрин Т.А.

Цель занятия: создание условий для получения подростками опыта определения и осознания своих достижений, целей и возможностей.

Предполагаемый результат:получение подростками опыта определения и осознания своих достижений, целей и возможностей.

Материалы и оборудование:карандаши цветные и простые, фломастеры, линейки, столы; листы плотной (альбомной или принтерной) бумаги (2 листа на участника); стулья по числу участников.

Ход занятия:

Приветствие.

Упражнение «Рукопожатия».

Ведущий: «Сейчас я предлагаю нам поздороваться. Мы будем здороваться с помощью рукопожатия. Но есть одно важное правило. Вы можете отпустить руку того, с кем вы поздоровались первым, только когда возьмете за руку второго и так далее. При этом вы можете говорить то приветствие, которое вам больше нравиться: «Добрый день!», «Привет» и т.д.».

Разминка.

Упражнение «Я могу».

Каждый из подростков, начиная с фразы «Сегодня я могу» рассказывает о том, что сегодня он сегодня сможет сделать, в чем он уверен. Например, пойти в поход, подготовить с другими ребятами отрядное дело и т.д.

3. Упражнение «Я смогу» (Физическая метафора цели).

Ведущий: «Сейчас встаньте свободно, опустите руки, а теперь попытайтесь, повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом то место, до которого удалось повернуться. Вернитесь в исходное положение. Закройте глаза, представьте себе, что вы повернулись гораздо дальше; скажите себе «В следующий раз я повернусь дальше, намного дальше!». А затем попробуйте повернуться еще раз … Сравните полученные результаты. А теперь вспомните, такое же упражнение мы выполняли на первом из наших занятий. Изменились ли ваши результаты? Почему?».

4. Рисунок «Я и Мир вокруг меня».

Ведущий: «Возьмите лист бумаги, рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в лагере, с чем и с кем вам приходиться общаться, взаимодействовать, ваш окружающий мир. Вы можете рисовать предметы и людей так как они выглядят или изображать их в виде символов … А теперь нарисуйте в центре себя. Это можно сделать в виде, какого либо символа, если есть такой символ, предмет, с которым вы себя связываете».

Вопросы для обсуждения:

1. Что из нарисованного для вас важнее всего? А что меньше всего? Почему?

2. Есть ли разделяющая граница или какое-то пространство между вами и окружающим миром? Почему?

3. К чему на рисунке вы обращены или находитесь ближе всего? С чем это связано?

4. Прояснились для вас какие-то связи взаимодействия, которые вы раньше представлял себе не очень четко или иначе?

5. А какие чувства у вас вызывает рисунок в целом? Получился ли мир, таким как вы себе его представляли?

5. Упражнение «Линия времени».

Участникам выдаются лист плотной (альбомной или принтерной) бумаги прослушав инструкцию, они. Прослушав первую часть инструкции, подростки берут по желанию карандаши, фломастеры, если это необходимо линейки, приступают к работе и последующую информацию получают по мере развития работы.

Ведущий: «Перед вами - чистый лист бумаги. Поставьте на своем листе точку, которая будет обозначать настоящий момент, время в котором мы с вами сейчас находимся. Затем от этой точки проведите линию, которая и будет вашей «линией времени» - времени между моментом в котором мы с вами сейчас находимся и моментом когда вы уедете из лагеря. Эта линия может быть прямой как стрела, а может быть извилистой со множеством поворотов, может быть единой или состоять из пунктира … Пусть она будет такой, каким вы видите, ощущаете время предстоящей смены, ближайшие недели в лагере. Отметьте на ней отрезки, обозначающие окончание недели, чтобы вам легче было ориентироваться…

А теперь подумайте чего вы хотите достичь больше всего в «Орленке» лично для себя … для своего отряда … для всего лагеря (если такая цель есть)… А сейчас запишите по одной самой важной цели для себя лично … для своего отряда … для всего лагеря…

Посмотрите на свои цели и распределите их на линии времени в соответствии с тем, когда вам хотелось бы достичь той или иной цели… Нарисуйте их в виде символов или напишите словами…Подумайте над тем, каким образом вы планируете достичь той или иной цели… Какие ресурсы у вас есть, что может помочь вам в достижении поставленных целей. Запишите их на втором листе бумаги… Что можно взять из прошлого, настоящего и будущего для достижения этих целей. Это могут быть какие-то знания, умения, навыки… а может быть ваш личный опыт…чувства… мысли… Чего вам сейчас не хватает для достижения целей, что нужно привлечь, получить, развить как ресурс. Запишите то, чего вам пока не хватает для достижения целей … А теперь подумайте что можно сделать уже сейчас чтобы привлечь, получить, развить их как ресурс. Запишите такие действия… Какие препятствия могут вам встретиться, что может помешать в достижении ваших целей. Запишите эти препятствия… Как вы планируете преодолевать эти препятствия. Какие действия, способы, пути решения могут вам в этом помочь. Запишите их не менее одного для каждого препятствий».

В процессе работы ведущий должен ходить между участниками, отвечая на их вопросы, задавая свои собственные периодически, напоминая о том, что время на выполнение упражнения ограничено.

6. Упражнение «Атомы и молекулы».

Ведущий: «Стулья, стоящие по кругу, обозначают стенки емкости. Все участники внутри круга сейчас станут «атомами». «Атомы» все время двигаются, перемещаются, а когда происходит повышение температуры (которое объявляю я как ведущий) объединяются в группы («молекулы») с названным мной числом участников. Объединение происходит просто «атомы» соприкасаются тыльными сторонами ладоней и называют самый важный из записанных вами в предыдущем упражнении ресурсов. Это может быть, например ресурс, повторяющийся в ваших записях несколько раз или просто тот который вам кажется самым нужным, самым необходимым для достижения поставленных целей. После этого «атомы» разделяются и продолжают свободное перемещение».

Объединение происходит несколько раз до момента, когда таким образом будут созданы несколько микрогрупп по несколько участников в каждой.

7. Упражнение «Самый - самый ресурс».

Ведущий:«Сейчас в группах, которые у нас получились вам нужно после обсуждения выбрать один самый главный, самый важный ресурс и подготовить сценку, показывающую это качество. Но есть одно важное правило вы не должны в своей сценке напрямую называть этот самый - самый ресурс».

После подготовки группы показывают свои сценки, после окончания сценки другие участники занятия называют показанное, по их мнению, качество, аргументируя свой ответ. После того как все желающие назвали свои варианты, участники выступившей группы называют правильный ответ и получают свою порцию аплодисментов.

Рефлексия.

Заполнение бланков «Узнал – смогу использовать».

Наши рекомендации