И хотя слепые не видят, но свет солнечный всё-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя и на свои глаза. Так и у нас очи души помрачены грехами и злыми делами.
Человек должен иметь душу, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое, так и человек, когда в нём есть грех, не может созерцать Бога".
"В каждой душе человеческой, насколько она есть душа, есть непременно духовные очи, данныя ей для того, чтобы видеть Бога, подобно тому, как в каждом теле есть телесные глаза, устроенные для того, чтобы видеть предметы чувственнаго мира.
Поэтому для того, чтобы видеть Бога и убеждаться в Его бытии, нужно только смотреть на Него своими духовными очами. Но при этом требуется, чтобы эти очи были здоровы и не покрыты тьмою и нечистотою греховною, иначе они не увидят Бога, хотя Он для других будет видим, подобно тому, как больные глазами или слепые не видят соднечнаго света, не смотря на то, что он для зрячих не престаёт существовать и светить.
И это око сердечное, или очи душевные, или просто Божественная в нас идея не есть мыслительная или разсудочная сила души, а скоре есть внутреннее ея чувство, или, точнее сказать, внутреннейшая и глубочайшая сторона этого чувства, какою оно обращено к особеннейшей области сверхчувственнаго и Божественнаго, подобно тому как чувства внешния обращены к области предметов мира чувственнаго. Оно негадательно или посредством выводов и умозаключений проникает в область Божественнаго, а непосредственно соприкасается к ней, принимая из нея живыя впечатления, и выносимое им отсюда убеждение в бытии Божием не есть основанное на каких-либо посредствующих или логических выводах, а осязательное, живое, непосредственное убеждение, похожее на то, какое получается нами относительно бытия внешних предметов, без всяких посредств разсудочных на основании одного свидетельства зрения, слуха и других внешних чувств. Не будь у нас этого духовнаго чувства, мы не имели бы возможности свою веру в бытие Божие доводить до степени осязательной и неотразимой несомненности.
Но оно дано каждому, будучи так нераздельно с природою души, как глаза с организациею тела; благодаря чему каждый имеет полную возможность осязательно убеждатся в бытии Божием, как убеждается в бытии солнечнаго света имеюпцй глаза. Если же не все пользуются этою возможностию, если некоторые готовы сомневатся в самом бытии Бога, то причина этому не в чём-либо ином, как в испорченности и низвращённости того, что составляет глаза души - в чём они сами виноваты и их порочная жизнь" [Из Богословия Ел. Сильвестра].
ГЛАВА 23. О достоинстве человека и ещё о духе нашем
Все опыты и наблюдения над нашею планетою несомненно убеждают нас в том, что здесь главною и высшею целию, к которой всегда направлялось и направляется в своём развитии всё мировое бытие, служит сознательный разумно-свободный дух, так что не будь его, тогда бы природа должна была представлятся чем-то безцельным, неоконченным или незавершённым".
И потому природа всегда с неудержимою силою стремится к разумному духу, как к своей цели. И если на Земле завершением всего служит дух человеческий, так что, по отношению к нему не только весь земной чувственный мир, но и самая его телесная оболочка составляют не более, как его пьедестал, то это потому, что человек составляет смысл и истолкование видимаго мира" (Из своего Сборника).
"Все разрозненныя в природе творения в нём приходят во взаимный союз и в нём достигают своего назначения. Человек до тех пор не уразумеет природы, пока не познает себя, потому что он есть первообраз видимаго мира. Он есть малый мир, сокращение и как бы чистейшее извлечение всех естеств видимаго мира, все прочия твари сотворены на службу ему и потому он вводится в мир, как владыка в дом, как священник во храм, совершенно устроенный и украшенный.
Всё сотворение человека показывает, что он не есть продолжение рода созданных до него существ земных; не есть высшая только порода животных; он род Божий, и хотя замыкает собою цепь творений земных, но вместе с тем составляет в ней звено, которым тварь соединяется с Творцом своим. Существование окружающих его тварей есть только чувственное и временное, а человек хотя и в теле, но живёт духом; хотя и во времени, но начинает путь к вечности.
Человек изображается, как последняя цель и венец всего дела творения, а по сему, как такое создание, для котораго все прочия были как бы приготовлением и только ради котораго собственно и были, ибо весь созданный мир отдаётся во власть человека; сам же человек, как высший носитель целаго мира, призывается к личному общению с Творцом; таково назначение человека,- а в нём мира. Хотя элемент его организма та же Земля, которая произвела мир животный, но не в ряду животнаго мира произведён человек.
Особенным Творческим действием -чрезвычайным откровением Бога Слова вызывается из персти земной эта последняя драгоценнейшая сокровенность - живое тело человеческое и приемлется в непосредственную близость к самому Творцу, приближается как бы к самым устам Господа, Который Своим Духом вдохновляет этот перл создания. Только тогда явился собственный человек. Таков смысл библейскаго сказания о человеке.
В Китайском предании говорится: человек есть соединение Неба и Земли; во всей же целости своей, обновлённое и на все времена сохранённое в Библии священное предание говорит о человек более: он есть едино с Самим Творцом Неба и Земли. Человек не только есть высшее существо природы, но дитя Божие, поставленное в видимом мир, как сын в дом своего Отца -Творца видимых же всех и невидимых. Сотворённый по образу Божию предназначается ещё и к подобию Божию. Как определительно слово Писания!
"Итак, если человек занимает в ряду Божиих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров - видимаго и невидимаго - как союз Творца с тварию, храм Божества и потому венец творения; то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего безконечнаго Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру".