Слепой просто верит в то, что есть свет. На самом деле, верят только слепые. Иначе говоря, всякая вера слепа. В тот момент, когда вы узнаете нечто, вы перестаете верить.

Однажды немецкий философ спросил у Рамана Махарши:

- Верите ли вы в Бога?

Когда он услышал ответ, он был в шоке. Рамана Махарши сказал:

- Нет, я не верю в Бога.

Философ никак не смог взять это в толк, ведь он всегда ду­мал, что Рамана Махарши - человек, реализовавший в себе Бога. Что он такое говорит?

Увидев его недоумение, Рамана Махарши засмеялся и сказал:

- Не волнуйтесь. Я не верю в Бога, потому что я знаю Бога.

Знание - это совершенно иной процесс. Вера прямо ему противоположна. Миллионы людей и верят в Бога, мил­лионы людей в коммунистических странах не верят в Бога. Все они в одной лодке, ибо не знают ни верующие, ни не­верующие.

Для знания необходим великий труд, великий поиск. Вера и неверие очень дешевы; вам не нужно ничего делать. Все это заимствовано.

Мало того, что дух движет горами; надо, чтобы нау­чился просветленный строить из гор: знали вы уже это?

Он спрашивает философов: «Что вы знаете? - живя в своей толпе, становясь, день ото дня все жирнее, уважаемее, окруженные свитой последователей? Знаете ли вы, что просветленный человек должен научиться возводить го­ры?» - горы сознания, Эвересты сознания, вершины, ухо­дящие к звездам.

Мало того, что дух движет горами; надо, чтобы нау­чился просветленный строить из гор: знали вы уже это?

Вы знаете только искры духа, но не видите, что он - на­ковальня, не видите жестокости молота его!

Поистине, вам неведома гордость духа! Но гораздо непе­реносимее была бы для вас кротость его, пожелай она заго­ворить!

Вы не орлы.

Для Заратустры орел - важный символ. Он любит два символа: орла и змею. Змея для него - символ мудрости, а орел - свободы. Орел парит высоко в небе; он поднимается к солнцу.

Вы не орлы, - говорит он философам, - и потому не ис­пытали вы духовной радости ужаса.

Лишь орел знает одиночество высоты, тишину высоты, опасность высоты. Не зная опасности, не вырастешь.

Вот главное учение Заратустры: живите опасно. Летите за орлом в далекие небеса; не бойтесь, ибо ваша внутрен­няя сущность бессмертна.

Опасности боятся лишь те, кто не знает своей внутрен­ней бессмертной сущности. Их страх показывает их неве­жество и больше ничего.

Но кто не птица, тому не дано устраивать дом над про­пастью. Но эта радость, когда строишь дом над страшной пропастью... Эта радость известна лишь очень немногим отважным душам. Согласно Заратустре, религия - не для всех. Она - только для орлов; она - только для тех, кто го­тов жить опасно: ибо лишь они могут найти истину, лишь они могут искать смысл жизни, лишь они однажды могут стать сверхчеловеком.

Вы - теплы: но холодны ключи глубокого знания. Хо­лодны, словно лед, глубочайшие источники духа - отрада для рук, горячих деяниями.

Толпа живет теплой, прохладной жизнью - ни горячей, ни холодной. Она не знает крайностей; она всегда придер­живается безопасной середины. Но тот, кто слишком забо­тится о безопасности и покое, не может быть исследователем, не может быть первооткрывателем. Зна­ние протекает глубоко; поэтому оно холодно. И нужно от­важиться покинуть теплые воды, покинуть прохладную жизнь, которая есть ни жизнь, ни смерть, которая есть просто произрастание, просто выживание.

Вот все, что занимает вас от колыбели до могилы: как выжить, как остаться в покое, как сохранить безопасность. И куда же вы направляетесь? Вы направляетесь к могиле. Все ваши страховки и сейфы ведут вас к могиле. Пока не пришла смерть, потанцуйте чуть-чуть, устройте небольшой праздник, радостно пойте от полноты сердца. Живите опасно!

Живете ли вы опасно или только прохладно, все равно в конце вас ждет могила. Есть лишь одна разница: тот, кто жил опасно, кто жил тотально, интенсивно, придет к по­знанию бессмертного в себе. Тогда будет могила, но не бу­дет смерти.

Кто никогда не жил тотально, никогда не углублялся в себя, потому что там ледяной холод, тоже придет к могиле, но он не будет знать вечного принципа жизни. Он просто умрет со слезами на глазах, потому что не смог прожить свою жизнь. Он не жил еще, а смерть уже пришла.

Кто жил тотально, празднует также и смерть - ибо смерть приходит к нему как наивысший, последний вызов неведомого. А он как раз это и делал всю жизнь: принимал вызов неведомого. Он будет рад смерти и вступит в нее с песней и, танцуя, ибо он знает, что есть в нем нечто нераз­рушимое, что не знает смерти.

Вот стоите вы предо мной, почтенные и важные, с пря­мыми спинами, вы, прославленные философы! Ни сильный ве­тер, ни могучая воля не подвигнут вас.

Наши рекомендации