Новая причина к тому, чтобы ум и сердце устремлять к общению с Господом Иисусом Христом, каковое устремление производется и действуется Иисусовою молитвою.
И вот молитва Иисусова снова налагает на нас неотложную обязанность пребывать в ея непрерывном упражнении и делании. Иначе, как только молитвою, мы быть в общении с Господом Иисусом Христом не можем. А без этого общения и нельзя надятся на своё вечное спасение, потому что оно в Сын Божием.
Приобщение святых Христовых Таин -Тела и Крови Господа Иисуса Христа, существенно соединяет нас с Ним, делая нас, по слову св. .Апостола, общниками Божественного естества (2 Петр. 1:4). Но это наше с Господом Иисусом единение и преискреннее общение мы можем удержать в себе только тогда, как в уме и сердце будем содержать Его святейшее имя "Иисус Христос", а иначе, когда мы ум свой и сердце уклоним на сторону далече, тогда в нас не будет места, где бы Божественная сия святыня могла покоится. И вот опять подтверждение тому, что молитва Иисусова совершенно необходима нам в деле спасения, как непосредственно соединяющая нас с Источником вечной жизни - Искупителем нашим Иисус Христом.
Всё это подробное разъяснение и длинную повесть о Иисусовой молитве можно заключить для ясности в краткия положения. Во-первых: приятелище сей молитвы или сосуд, в коем она помещается, есть именно дух человеческий, по указанию св. Отец, находящейся в верхней части сердца, выше леваго сосца, на половину указательнаго пальца, именуемый ими словесною силою. Сам наполняясь от молитвы благодатным светом, дух передаёт этот свет душе, которая занимает под ним всё телесное сердце (сердчак).
В человек всё тройственно по причине его тройственнаго состава: тела, души и духа. Поэтому, когда св. Отцы говорят о сердце, то и трудно, не имея личнаго опыта, разуметь, что именно они тут разумеют. И это есть, как и выше сказано, внутреннее чувство души, составляющее корень и центр нашей душевной жизни, потому что в этом чувстве или сердце души проходит вся наша жизнь. А разум, если и должен иметь какое-нибудь участие в деле молитвы, то разве то, что его должно лишить свойственной ему его деятельности, мышления, разсуждения и неудержимой стремительности в движении. Он здесь не более, как только страж и блюститель, стоит у дверей сердца и охраняет всю духовную область, что бы не вошло туда какое-нибудь земное помышление, враждебное или вообще не нужное для молитвы. Потому-то у святых Отцев строго заповедуется во всех писаниях во время молитвы иметь ум чистым от всякаго помышления, безобразным, безвидным, безкачественным, и он есть не более, как только внешний зритель. А вся жизнь действуется в духе, который, соединяясь в имени Господнем с Самим Господом, исполняется Божественнаго света, Небесной радости и духовнаго блаженства и передаёт это душе. Человек в это время, весь будучи собран воедино всеми своими силами, всецело соединяется с Господом Иисусом.
ГЛАВА 15. О том, что творящий молитву Иисусову нуждается в руководстве. О причинах ея умаления. Побуждение к ея производству
Нужно знать, что молитва Иисусова нуждается в руководстве опытным наставником и в достаточной подготовке, которой главная сила, при многом другом, состоит именно в том, чтобы человек погрузился в смиренные о себе чувства, считая себя, по примеру праотца Авраама и праведнаго Иова, пылью и пеплом (Быт. 18:27 и Иов. 42:6) и увидел во глубине своей духовной нищеты и греховнаго состояния всё своё безсилие в деле добра и неизбежную нужду в Божией помощи. Вместе с сим, с молитвою всегда должно быть неразлучно внимание и трезвение, глубокое чувство самоуничижения и вообще покаянное настроение души.
Всё это и есть та благотворная и живительная стихия, в которой только и может развиваться и расти спасительное древо Иисусовой молитвы.
Но как теперь наставников почти нет, а хотя может быть где и есть, но найти их трудно - то руководство сему Боголепному и спасительному делу нужно искать в духовном писании свв.Отец. Если же и сие, может быть, для кого будет трудным, по причине его непонимания или по неразвитости своих умственных способностей, то всего лучше, безопаснее и благонадёжнее поступить так: читать в простоте сердца устную Иисусову молитву безо всяких умствований, или какого-либо ожидания явлений, воображений и разных представлений,- словом -не принимать и не верить ничему, что бывает у неразумных...
Читать легко, свободно, не натужаясь и не нажимая умом ни на что внутри себя, а также свободно, как идёт наше дыхание. Эта лёгкость и свободность не будет отталкивать от сего дела, а будет привлекать к нему. И сие необходимо нужно по причине ещё нашего к ней ненавыкновения.