Вообще же нужно проводить жизнь покаянную, в подвигах и трудах благочестия и доброделания; усердно спешить на исполнение всякаго добраго дела, какое бы ни встретилось на пути жизни нашей.
Вместе с сим, ещё необходимо нужно молится о даровании сего безценнаго дара - Иисусовой молитвы - к Преблагословенной Богоматери и усердной Заступнице Христиан - Царице Неба и Земли.
Нужно твердо знать и быть несомненно Уверенным в той непреложной истине, что как избраннейшая от всего рода человеческаго, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, чистейшая солнечной светлости, приснодевственная Матерь Христа Бога нашего, удостоенная быть, ради Своих несравненных качеств, Материю Сына Божия, прежде век рожденнаго от Отца, то вместе с сим дана Ей благодать подавать сию молитву тем людям, которые просят у Нея сего пренебеснаго дара, как это видно из жития многих святых угодников Божиих, например: Серафима Саровскаго, Парфения Киевскаго, Максима Афонскаго и других.
Поэтому, если кто с сердечною верою обратится к Божией Матери и усердно попросит молитвеннаго дара, то невозбранно получит; - и он служит несомненным залогом великаго к нам Божия милосердия.
Сия Божественная и Священная молитва,- страшная для всей твари и огнепалительная для демонов,- необходимо почивает и покоится на четырёх столпах. Во-первых, на искреннем смирении: нужно испросить у Господа Бога дар узреть себя худшим всей твари, считая без исключения всякаго человека лучшим себя; иметь с ним обращение дружелюбное, искреннее, откровенное, без всякия лести, коварства и притворства.
Во-вторых: на любви ко всякому брату нелицемерной, всецелой, даже до положения за него своей души. Нужно любит его, как самого себя, чего желаешь себе, то сделай и ему. Или даже ещё так, чтобы давать ему самонужнейшия свои вещи; словом - полагать душу свою за всякаго близкаго своего.
В-третьих: необходимо нужно хранить себя в чистоте душевной и телесной. Здесь разумеется нечистота блудной страсти - во всех ея видах и проявлениях, начиная от помыслов и сердечных ощущений до страстных прикосновений. Нужно знать, что Небесное Миро сие не может пребывать в зловонном сосуде, но расторгнет его и излиется вон.
Четвёртый столп умнаго делания Иисусовой молитвы есть то, чтобы иметь сердце болзненное и печальное сокрушение о грехах своих и о великом своём греховном повреждении. Это последнее делание настолько необходимо, что, как известно всякому, святой Иоанн Лествичник говорит: "какие бы великие подвиги мы ни проходили, но если не имеем болезненнаго сердца, то все они суетны и безполезны".
Кроме всего этого нужно великое и чрезвычайное усердие и прилежание к этому делу и несказанное старание, а главное и всего нужнейшее - помощь Божия. Но и при всём том иногда проходят несколько десятков лет, когда человек вступит в пределы Иисусовой молитвы.
- Почему же она так трудна?..,
- Потому что ничего нет равнаго ей на ея высших степенях, где вообще идёт и действуется вся наша истинная, духовная жизнь, как это хорошо знают, удостоившиеся благодатию Божиею достигнуть сего высокаго состояния. К тому же сие есть одно из высших средств для борьбы с сопротивными силами, как и Лествичник говорит: "бей невидимых супостатов именем Иисуса, крепче этого оружия не обрящешь ничего". Сказано, что в имени Божием - Сам Бог; но чтобы стяжать Бога - это нелегко; и снова тяжко скорбел старец, что ныне делание Иисусовой молитвы почти неведомо людям века сего. И продолжая речь говорил, что оскудение Иисусовой молитвы главным образом происходит от того, что нет наставников и учителей этому душеспасительному делу. Не только что зело оскудеша, но, как говорит Епископ Игнатш: "их нет".
Действительно, настало для нас то печальное время, о коем издалече предвозвестили нам наши родные по духу преподобные Отцы, невещественно в горах и пустынях пожившие, а многие и среди мира - во градех и весех; и о имени Господа Иисуса Христа благодатно просветившиеся, ставши великими и славу получившими, как здесь на Земле, так в особенности на Небеси.
Они говорили, что наступит время, когда вещественность подавит духовное, земныя занятия воспреимуществуют, а духовныя отодвинутся на задний план. И если бы учение о сей спасительной молитве, по милосердию Божию, не было заключено в писание, то теперь исчезли бы о ней и самые следы. Потом я спросил:
- Как относится псалмопение к Иисусовой молитве и нужно ли оно?
Старец отвечал:
- Это зависит от степени духовнаго развития; в ком духовное чувство восприяло Самого Господа, в нем же,- по слову Апостола,- сокрыты вся сокровища премудрости, разума и ведения (Кол.2:3), тому чтение псалмов, канонов, акафистов и тропарей делается затруднительным, а пожалуй в большей части и ненужным, потому что таковый, непосредственно предстоя лицу Божию умом в сердце своем, не может внимания своего ни на один миг уклонить от сладчайшаго Иисуса. То всё есть ветхий закон и служит обичительным руководством; есть пестун и детоводитель ко Христу, имея только, по слову св. Апостола, одну тень грядущих благ, сокрытых во Христе, как и говорится о сем в чине Божественной литургии: "исполнение закона и пророков Ты еси, Христе" (Служебник)... И как говорит Апостол: кончина закона Христос (Рим.10:4).
Кроме того - сие можно видетт также в житиях Святых угодников Божиих, достигших совершенства. Так у святого Исаака Сирскаго говорится, что ему известен был один подвижник, который говорил о себе: "одну славу (Псалтыри) ещё могу прочитать, но что далее, то хотя буду стоять и долгое время, уже не имею нужды в словесных молитвах". И это, конечно, по причине восхищения его ума в духовный мир. Равным образом и в наставлениях отеческих советуется всякому, кто старается только о приобретении Иисусовой молитвы, а ещё не имеет её, много читать псалмов и песней, канонов и тропарей; и это всё до тех пор, пока умные силы его мало-помалу соберутся во едино, придут в состояние недвижимости и непарительности, нужной для сочетания со Христом; после сего ему закон уже не лежит. Сам Дух Святый руководит его в деле молитвы.
Я осмелился спросить:
- Скажите, батюшка, в каком виде и порядке у вас идёт Иисусова молитва?
Старец дерзновенно отвечал:
- Только в словах "Господи, Иисусе Христе!"... а потом, по мере ослабления, прибавляю: "Сыне Божий". Когда же нахожусь в обыкновенном состоянии или даже разсеянности, тогда произношу полную молитву Иисусову, Божественныя слова коей настолько мне сладки, любезны и приятны, что решительно не могу оторвать от них сердца своего ни на одно мгновение, слышу, что он влагают мне в душу Божественную жизнь и, как источник многоводный, льют в меня воду жизни; в прочем скажу, что оные три Божественные глагола во имя св. Троицы, составляют мою преимущественную ко Господу Богу денно-нощную службу, пред всеми другими духовными занятиями преобладающую.
- Поэтому вы, стало быть, и никаких молитв не читаете?
- Читаю положенныя св. Церковию молитвы в подобающия времена; но только оне не составляют для моего сердца такой крепкой пищи и пития, как имя "Иисус Христово". Ибо явственно вижу, что сие всезиждительное и всемогущее имя служит корнем и основанием для всякой молитвы. Конечно, и святой Апостол говорит: "всякою молитвою и молением молящеся на всякое время духом" (Еф.6:18). И святые отцы молились разными молитвами, положенными для верных св. Церковию; но когда достигали совершенства и Божественнаго единения, тогда, по необходимости, оставляли разнообразие молитвенное, ибо духовныя их силы объединялись в одну точки и непостижимо и единично соединялись с Единым единственным Иисусом, в Котором - Одном, собственно, всегда были и есть свет и жизнь человека (Ин.1:4). Да и кроме того, в книге святых Отцев, Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов, в 50-й главе о сем говорится, что преуспевшие и достигшие совершенства не могут произнести всей молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного", а произносят только два слова: "Господи Иисусе"; или "Иисусе Христе" или же "Христе Сыне Божий!" Или даже только одно слово: "Иисусе!" объемлют то и лобызают, как полное делание молитвы, и чрез это одно бывают исполнены неизреченной сладости и радования превосходящих всякий ум и слышание.
"Известно, что всякое существо конечное есть нечто единое в себе, не смотря на множественность своих свойств и сторон. Чем выше и совершеннее существо, тем больше в нём множественность покорена единству.
Всесовершенное Существо есть чистейшее единство без всякой множественности. И душа наша, как созданная по образу Божию, должна придти в единство всех своих сил, свойств и способностей" (Из Духовного журнала).
А к этому всего более способствует внутренняя молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, как сие хорошо знают опытные в сем деле подвижники. Существо этой молитвы есть именно собрание ума и всех его помыслов со всех концев Земли и заключение их в сердце - средоточие нашего существа, в котором действуется производство молитвы, соединяющей нас с Господом.
Конечно, может быть сомнение: дескать, что за молитва такая,- только три слова, да к тому же не считает обязательно нужным и чтение всех прочих молитв, в коих упражняются почти все истинные православные христиане.
Но благодарение Всевышнему, Всеведущему Господу! Он вдохновил рабов Своих, наших мудрых наставников, преподобных Отцев, праведно и свято поживших во время свое, и они, движимые Святым Духом, не оставили ни одного момента из высшей духовной жизни, на которой не дали бы полнаго объяснения.
Так вот и это состояние описано в книге вышеупомянутых св. Отец Игнатия и Каллиста Ксанфопулов. Они говорят, что таковая молитва служит свидетельством оставления грехов тому "духовному" человеку, в котором воздействуется, ибо душа его, возвысясь в Богозрение, соединилась с Господом и в Нём пребывает, будучи чуждою для всякаго помышления, хотя бы и в полне духовнаго, ибо Господь Бог наш превыше всякаго слова, образа, мысли и разума (Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 48).
Здесь не будет излишним сделать объяснение слову "слитие", нередко употребляемому святыми Отцами в духовном учении о Иисусовой молитве.
Слово "слитие" или, как говорит святый Макарий Великий, сорастворение нашего духа с Духом Христовым, то есть Его Божеством, нужно понимать не так, чтобы при этом терялась самостоятельность нашей души или же ея сознание, погружаясь в Божество, как капля в море, и делаяс одно, сливаясь в единство Божественной природы.. Нет, этого нельзя. Но так, что вся душа, собираясь воедино - в сердечном чувстве - всеми своими силами, мыслями, чувствами, желаниями и ошущениями проникается в этом собранном единстве Христовым соприсутствием, как луч Солнца проникает стекло.
Это есть ни что другое, как внутреннее сожитие Иисуса Христа в нашем сердце, когда мы слышим в себе Его словеса, Его пребывание, и даже, если можно так выразится, как бы Его дыхание, и бываем с Ним "один дух". Но при всём том, человек сознаёт себя совершенно отдельным лицем; его личность и самостоятельность отнюдь не теряется и свобода его не подавляется, а только душа его, во всех своих силах, необходимо восходит на степень высшаго бытия - блаженнаго, которое и назначено целию для всякаго разумнаго Существа - Ангела и человека.
- Ну, а как Евангелие?
Оно роднит с Иисусовою молитвою. Но всю свою силу, несравненное значение, преимущественную важность пред всеми другими книгами и могущественное действование на сердца человеческия получает именно от имени Иисус Христова, еже паче всякаго имени - так что если отнять это имя от Евангелия, тогда оное будет как и всякая обыкновенная книга ума человеческаго. Всякому желающему приводворить в своей душе Иисусову молитву, необходимо читать священное Евангелие как можно чаще и более до тех пор, пока оно будет всё в памяти. Это совершенно необходимо, потому что один дух в Евангелии и в имени Иисус Христове, сие,- говорил старец,- я много раз испытывал на дел - в часы охлаждения, лености и нерадения; чтобы возбудить к деятельности усыпленный дух, я всегда почерпаю силу от Евангелия. Едва только прочитаю одну главу, как дух мой получает оживотворение и силу, нужную ему для движения в своей деятельности.
Даже весьма ощутительно и для чувства бывает слышимо, как изливается Божественная сила от имени Иисус Христова, часто повторяемаго в Евангелии. И самим делом видится исполнение слов Господних: "Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя - аще и умрет - оживет" (Ин. 11:25).
Кроме сего - Евангелие самым могущественным образом способствует к раскрытию в сердце любви ко Господу Иисусу Христу, потому что оно одно - и только одно первоначально знакомит нас с Господом, передаёт Его спасительное учение, повествует о Его страданиях, смерти и воскресении; разсказывает о чудесах Христовых, их же ине никтоже сотвори; и имя "Иисус" сияет в Евангелии светом Божества, как Солнце в силе своей. И действительно, оно есть книга всем книгам, как произведение ума безконечнаго и премудрости всесовершенной Божией, устроившей мир. Поэтому всякому, кто желает утвердить в своём сердце память Божию, или, что то же, молитву Иисусову, совершенно необходимо - как можно чаще читать Священное Евангелие, озарившее всю Вселенную светом чистейшаго Боговедения. И так имя Иисус Христово составляет корень и основание, центр и внутреннюю силу Евангелия; служит для него краеуголным камнем, как сказано: "камень же бе Христос" (1 Кор. 10:4). Евангелие служит необходимым средством к стяжанию нами в сердце сладчайшаго Иисуса, в котором вечная жизнь и Царство Небесное.
Вопрос: вы сказали, что с трудом или, по крайней мере, не с сознанием первой важности, обязанности и необходимости, читаете все вообще молитвы, св. Отцами по вдохновению Святаго Духа составленныя и препо-данныя Святою Церковию во всеобщее всех Христиан ползование, тогда как пишется и про Авву Филимона, что он еженощно прочитывал изустно всю псалтирь и зачало из Евангелия, а другое из Апостола?
Ответ: не презираю я,- отвечал старец,- установления церковнаго и почитаю существенно нужным и обязательно неизбежным исполнять всё, что преподано и заповедано чадолюбивою Материю нашею св. Церковию к вечному спасению Своих чад. Но только нужно знать, что в духовной жизни и, тем более, в нашем молитвенном шествии к Господу Богу, есть свои неизбежныя меры и степени приближения. На первый раз, как только человек отрешается от мира произволением своим, чтобы служить Господу Богу,- исполнением святых Его заповедей, то разнообразие церковных молитв, псалмов, канонов и тропарей ему совершенно необходимо, потому что ум его ещё не может иметь собранности и объединения в единую точку, что бывает по достижении совершенства, а потом уже, по мере проникновения в духовность, или вернее, по мере соединения его с духом, он всё более входит в единство и, наконец, объединяется с именем Божиим в нераздельнию единичность. Вем человека о Христе,- добавил старец,- в роде нашем и в наше время живущаго, который говорил о себе: "во всём мире духовном и вещественном я вижу только два слова: Иисус Христос".