А что смирение укрощает и смиряет всякаго злодея - это, между прочим, можно видеть из опытов и нашей жизни.

Расказывал мне один пустынник, товарищ мой по жизни: иду,- говорит,- дорогою, по берегу моря в монастырь; погода прекрасная - вечер,- и так мне радостно; по обычаю занимаюсь Иисусовою молитвою, как слышу за собою тревожное движение,-оглянулся, спешно догоняет меня Абхазец, высокаго роста, страшный видом, в руках балта (вроде топора на длинной рукояте), хватает меня за грудь и с великим неистовством кричит: "давай деньги, а то сейчас смерть"!... Я, говорит, перепугался и с великим трудом высвободился из рук его и тотчас пал пред ним на колена, поднявши руки вверх, воззвал умилительным гласом: "помилуйте грешную душу". И это моё смирение поразило его как копьем; злодей вмиг изменил свою ярость на кротость. Засмеялся и говорит: "я пошутил;... иди к нам в саклю, недалеко отсюдова, будешь хлеб ясти". Но мне уже,- говорит - не до хлеба, а даруй Бог ноги скорее утекать".

Другой случай разсказывал о себе схимонах-пустынник N: только, говорит, с великим трудом выбрался из лесу на шоссейную дорогу, как встретил меня великаго роста человек из рабочих; увидев меня, неистово заорал громовым голосом: "а, ты здесь"!... и со всего размаху ударил меня в щёки так, что я повалился на землю, по-том схватил меня и ищет воды, чтобы утопить... Я тоже, говорит, с великим смирением упал к нему в ноги и умиленно прошу о помиловании. Злодей умилосердился и пустил меня на свободу.

Видите непобедимую силу смирения, что никто против лица его стоять не может - ни варвар, ни демон, ни злой человек.

Даже звери - и те уступают силе смирения. Случается порою, на дороге толпою нападут псы на идущаго странника и готовы растерзать; но если он сядет на землю или ляжет,- враз умолкнут и отойдут никак не вредивши. Сопротивление же им вызывает ожесточение. А бесов смирение опаляет, как пламень огненный; бегут спешно оттуда, где увидят смиренное действие.

Эти последния повести, быть может и не совсем интересныя, высказаны собственно в похвалу добродетели смирения, которая утверждает все наши разумныя действия, а без смирения не угодно Богу всё наше житие. Говорит и Святитель Феофан: "вся жизнь истиннаго Христианина есть ни что иное, как непрерывное восхождение на высоту сознания своей бедности и чувства самоуничижения. Чем больше кто растёт в добродетели, тем больше сознаёт, чувствует, что он ничто. А отсюда какое истекает обилие добродетелей: тут смирение, самоукорение, неосуждение других, безгневие, непрекословие, невозмущаемый покой".

Про великаго Антония пишется, что умирая говорил братиям: "люди славили меня и ублажали, но что касается собственно меня самого, то вся моя, довольно продолжительная жизнь, была, не что иное, как непрестанный плач о грехах своих".

Третья приготовительная степень к стяжанию Иисусовой молитвы, тоже не меньшаго значения, есть чистота души и тела или целомудрие, о чём св. Апостол Павел в послании к Евреям говорит: имейте мир (любовь) со всеми и святыню (целомудрие) ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12:14). А св. Иоанн Лествичник говорит: "если Дух Святый есть Дух чистоты и святыни, то ничего Он так не гнушается, как блудной мерзости". И Священное Писание в Ветхом Законе говорит: в злохудожну душу не внидет премудрость, то есть Христос (Прем.1:4-5).

Четвёртый столп умного делания есть сокрушенное сердце о своём греховном состоянии и о всецелом растлении своей природы, которая в своём естественном состоянии отнюдь не способна к произведению истинно добрых дел, как свидетельствует св. Писание Ветхаго и Новаго завета. В первом сказано: "прилежит человеку от юности помышление на злое; а во втором святой Апостол глаголет: "не еже хощу доброе творю, но еже не хощу злое - сие содееваю". Познание своей греховной растленности и есть необходимейшее и одно из существенных условий к стяжанию спасительнаго действия Иисусовой молитвы.

На сих столпах, присоединивши к ним исполнение всех прочих Христианских добродетелей, и будем созидать высочайшую добродетель - любовь Божию, простее - Иисусову молитву, которая в ряду добродетелей зани-мает первенствующее место настолько же возвышенное, насколько Бог превыше всего. А потому, согласно всем святым Отцам, она именуется царицею всех добродетелей, материю, корнем и основанием всего Хрис-тианскаго благочестия. На имени Иисус Христове, как и выше замечено, содержится как вера наша Христианская, так и всё церковное Богослужение и благочестие. Всему этому оно есть корень и основание. Но преступим прочее, Бога призвавши на помощь, к изложению учения о Иисусовой молитве. Она, согласно тройственности нашего состава, разделяется на три степени; на телесную, душевную и духовную.

И вот, чтобы стать в этом деле на настоящую дорогу и незаблудно дойти до Христа, как говорит Первозванный единокровному: "обретохом Мессию, еже есть сказуемо Христос" (Ин.1:45). Прежде всего нужно молиться Господу, по заповеди Его, как Он возвестил: "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин.15:5), и Апостолы также нашли нужным молить о сем Господа: Господи! научи ны молитися (Лк.11:1).

Потом нужно начать дело молитвенное с самой первой и начальной степени, неизменно следуя закону постепенности, который, если необходимо соблюдается в делах века сего, то тем более необходимо в духовном возрастами человека. Здесь скачки невозможны и какою-нибудь хитростию или фокусом невозможно восхитить у Бога ни единаго дара. Необходимо подклонить выю свою под иго послушания и смирения; идти тем путём, коим прошли прежде нас бывшие преподобные отцы, руководители и наставники наши, оставивши нам в назидание и в помощь ко спасению свои драгоценныя писания.

Итак, со всяким благоговением, радостно и охотно произносите устами, то есть языком, имя Господне, как величайшую святыню Божию, довольствуясь тем, что Всеблагий Господь даровал нам не только в Него веровать и служить Ему внешним служением, но даже и имя Его святое, страшное для всякой твари, носить хоть пока ещё только на язце своем.

Что бы вы ни делали, чем бы ни занимались во всякое время - днём и ночью, произносите устами Сии Божественные священные глаголы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Это не трудно: и во время путешествия, в дороге, и во время работы - дрова ли рубишь или воду несёшь, или землю копаешь, или пищу варишь. Ведь во всём этом трудится одно тело, а ум без дела пребывает,- так вот и дай ему занятие, свойственное и приличное его невещественной природе - произносить имя Божие. Оно свято и даже источник святости, а потому от произношения его освящается воздух, освящаются уста твои, язык и тело твое; демоны же, от страшнаго для них имени Божия не смеют даже и подойти к тому месту, где ты находишься, возглашая имя Божие. И вот вся наука этому священному делу.

Наши рекомендации