Вне Церкви спасения нет нигде и никому, как и во время всемирнаго потопа нигде было нельзя спастись от смерти, как только в одном Ноевом Ковчеге.
Молитва Иисусова, как внутреннее общение нашей души с Господом Иисусом Христом, таинственное единение с Ним нашего духа, отнюдь не идёт в разрез сему, но всё сие утверждает и проницает своим духовным влиянием; на всё проливает силу, свет и жизнь, содержит на себе, будучи всему этому основанием, Господь Иисус Христос, призываемый сею молитвою, есть Царь и Божественный Основатель Святой нашей Церкви и всех Ея чинов, уставов и последований. Сам во всём присутствует и управляет и на всех изливает вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию. А потому, кто призывает Его всемогущее, зиждительное имя, нося его посреди сердца своего, тот, будучи утверждён на том же основании, как и Церковь, необходимо связан с Нею вечным союзом.
Но говоря о молитве, мы не утверждаем того, что одной ея достаточно для спасения, а жить - как хочешь живи - в волях сердца своего и в похотях плоти своей. Нет, так нельзя!... Для этого нужно, по силе возможности, жить благочестиво, исполняя весь закон Евангельский, коего главная сила в любви Бога и ближних. Нужно веровать в Сына Божия - Спасителя нашего,- яко в Бога истинна, от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже вся быша, пришедшаго в мир грешныя спасти; приобщатися Святейшаго Тела Его и Пречистыя Крови Его, и всезиждительное имя Его всегда носить во устех своих, ум же и сердце присно глаголя: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицы ради помилуй мя, грешнаго".
Нужно молить Господа о том, чтобы дал нам увидеть своё бедственное, греховное состояние, в котором находимся мы все; всю свою нищету духовную, убожество и своё совершенное безсилие в деле добра; чтобы дал нам иметь о сем сокрушенное и болезненное сердце и чувство нужды в Его Божественной всесильной помощи, которую и просить непрестанною молитвою.
Признаемся, что вся забота наша была, при составлении сей книги, о чём и молим Господа Бога - выразить всю нужду, важность и необходимость упражнения Иису-совою молитвою в деле вечнаго спасения для всякаго человека. Потому что, помимо Господа Иисуса - Спасителя Мира, спасение для нас невозможно. Но, как при жизни Спасителя на Земле, мало было людей, веровавших в Него, как Бога и Спасителя Мира, и понимавших Его действительное достоинство; так и теперь мало людей, кои бы от всей души были преданы сему спасительному занятию, знали его истинное достоинство, цену и любили его всею душею, кроме разве только тех избранных от людей, коим дано от десницы Вышняго ощутить сердцем сокрытую в сем делании Божественную силу и Небесное блаженство.
К великому прискорбию нужно признатся, что почти всегда мы замечали, во всю свою жизнь, где бы только не открывали слова о сей молитве, всенепременно встречали вражду от некоторых лиц и даже ожесточённую... Тотчас начинают возражать - почему не говорится о том и о том, а всё о молитве; разве одна молитва спасёт?! Будут укорят, хотя и не в глаза, а после на стороне, но только пред теми людьми, коим преподавалась молитва в слабости жизни, непостоянстве; словом - стараются всесильно ослабить усердие к учителю, и тем подавить желание заниматься Иисусовою молитвою. Видится, что самая речь о ней им неприятна. Они в это время чувствуют себя нехорошо, а потому и стараются, чтобы совсем о ней и не слышать.
Неприязнь на Иисусову молитву, как и всякому понятно, есть дело бесовское. Господь Иисус Христос пришёл в мир разрушит дела диавола, а потому он и старается всевозможно противодействовать сему. Ибо знает лукавый, что молитва соединяет человека с Богом и всецело исторгает его из тёмной власти его; а потому, по свидетельству вел. Макария, ни о чём так не старается, как только, чтобы не допустить человека до молитвы: она для него есть огнепламенный меч.
Но это самое противодействие молитве и ожесточённая борьба злой силы и показывает Божественное достоинство молитвы и ея спасительное на нас действие. Если бы сего не было, то не возставал бы лукавый таким ярым неистовством на молитвенников, кои, как давно замечено, подвергаются особенному гонению и преследованию от нелюбителей сего Божия дела.
Насколько нам пришлось узнать во всё время своей довольно продолжительной жизни в монастыре и пустыне, как от бесед с людьми духоносными, вполне постигшими духовную жизнь в ея коренных основаниях и в ея глубоком внутреннем течении, никому же от людей зримому, а только Всевидцу Богу и самому человеку, имущему в себе сие Божественное течение в вечную жизнь, также от чтения святоотеческих книг и частию от своего опыта, что без молитвы ко Господу Иисусу Христу отнюдь не может быть в нас духовной жизни, ея движения, развития и образования наших внутренних сил, потому что неистощимый Источник всему этому, корень и основание - есть всесильный и вседержавный Господь Иисус Христос, "Един имяй безсмертие, во свете живый неприступнем, Его же никтоже видел есть от человек, ни же видети может" (1 Тим.6:16).
Делая возможно подробное объяснение Иисусовой молитве, слово нашего писания встретило неизбежную нужду коснутся и значения имени "Иисус" единственнаго над Солнцем, о Нем же подобает спастися нам (Деян.4:12), Того имени, коему, по слову Апостола,поклоняется всякое колено Небесных, земных и преисподних (Фил.2:10) и которое, заключая в себе всемогущую силу, сим свидетельствует, что в имени сем, призываемом верующими, пребывает Сам Единородный, воплотившийся нас ради Сын Божий.
Но и здесь опять тоже может быть вопрос: почему-же наше объяснение остановилось на имени "Иисус", когда Сыну Божию принадлежит безчисленное множество имён, и, конечно, все они равны между собою?
Это потому, что имя "Иисус" значит Спаситель, а Он так близок к роду человеческому, нужен ему и составляет для него такую исключительную неизбежность, что без Него даже и помыслить нельзя о возможности нашего спасения. Как Солнце живит и радует в видимой природе всё причастное жизни, так в несказанно большей мере и Господь Иисус Христос оживляет всякую верующую Ему душу Своим животворящим вдохновением, живит и мертвит, низводит во ад и возводит, и всё творит по совету воли Своея. - А воля Его,- по св. Апостолу,- есть святость наша (1 Сол.4:3). Отнимите Солнце от природы, и всё в ней погибнет, замрёт всякая жизнь; - отнимите Господа Иисуса Христа от душ наших,- и они будут мертвы в существе своём, как глыба Земли, имущая только бытие, но чуждая жизни.
В имени "Иисус" находится Своим присутствием Сам Господь Иисус Христос, сладчайший наш Искупитель. А если бы кто пожелал ближе уверится в этом, то ему можно указать слово Господа Иисуса, когда Он, доказывая иудеям истину Своего учения, говорил: всякий, кто хощет творити волю Божию, разумеет о учении сем (Ин.7:17). то есть: из своего опыта; так и здесь,- войди в подвиг делания Иисусовой молитвы, достижение которой, конечно, и возможно только при доброй жизни и при исполнении Евангельских заповедей - достигни живаго Богообщения, соединись своим сердцем с Господом Иисусом Христом; - и тогда увидишь в себе это таинство, недоступное земному ведению и никакой науке мира сего; отнимите Божество от имени Иисус Христосова и оно будет, как и имя всякаго из нас. Тогда какое же преимущество будет сему имени, превознесенному выше всякой твари?.. Но оно дорого нам, как имя Спасителя своего, единение с Ним есть наша вечная жизнь.
Ведение сие особенно нужно для тех из нас, кои вступают в подвиг упражнения Иисусовою молитвою, потому что, при сознании сего, невольно возникает в нас страх Божий, благоговение, внимание и, елико возможно, должное отношение к делу. А это, как нельзя более, способствует правильному течению молитвы и ея утверждению в нашем сердце. Очень великое дело состоит в том, чтобы в имени "Иисус" ощутить действительное присутствие Сына Божия. И это есть высочайшее таинство духовной жизни, которая, как известно, имея своим основанием общение со Христом и единение с Ним духа нашего, от сознания сего как бы естественно получает силу Божественную, всезиждительнию и оживляющую. Словом - воскрешающую её от мертвых. От чего мы вообще бываем немощны, слабы и безсильны в нашем служении ко Господу и во всех наших духовных делах и исправлениях?.. От того, что нет у нас этого спасительнаго, всеоживляющаго сознания. Не только не хотим, но и страшимся сознать присутствие Сына Божия в молитвах к Нему, побуждаемые злыми помыслами и не должным настроением своего внутренняго состояния.
А между тем при сознании, и тем более, когда Господь даст, при ощущеннии того, что в имени своём Он Сам, Божественный Спаситель наш находится Своим страшным присутствием, молитва наша вступает в должный чин. Душа, потрясённая и содержимая страхом присутствия Божия, враз останавливается в своём неудержимом скитании по лицу Земли, собирается в себя всеми своими силами и чувствами, так что там уже нет места злым помыслам и разсеянности ума; а необходимо бывает внимание, благоговение, страх святый, трезвенность и весь собор благочестиваго и добраго настроения. Сердце, как воск от огня растаевает от ощущения близости Сына Божия и от прикосновения к Нему умом и сердцем, как говорит о сем великий Макарий Египтянин. Естественная грубость и дебелость сердца претворяется в духовное свойство - и сочетание его с Господом бывает лживое, действенное и легчайшее: любовь Божия, как внутренний союз, связует дух наш с Богом. Тогда человек увидит в себе дивное изменение: обновление своих внутренних сил, оживление духа, воскресает к истинной жизни, быв дотоле подавлен ея душевно-телесными движениями, входит во свете лица Божия, причащается Святыни Господней, вкушает, яко благ Господь, и живет состоянием премирных сил.
Плотской разум сего положения, что в имени "Иисус" находится Сам Господь Иисус Христос, принять не может, как узнали мы, обращаясь ко многим лицам по сему предмету, потому что он закон Божий читает телесно и не может разуметь, яже суть Духа Божия (I Кор.2:14). Но может ли он отнять сие Божественное чувство у ума верующаго, который зрит Бога, сущаго во всей твари, на Небеси и на Земли, в морях и во всех безднах. Нет ни самомалейшей линии в пространстве, ни единаго мгновения во времени: но все сущее в видимом и невидимом мире - полно присутствием Божества. Как Дух чистейший и безпредельный, Господь весь находится повсюду всем Своим Существом. И без сомнения пребывает им и во святом Своем имени.
Только нужно помнить, говорится в Богословии, что хотя "действие вездеприсутствия Божия является везде, но не на всех степенях сотвореннаго одинаково: иначе оно является в безличных существах и в ином виде в личных; иначе в благочестивых, иначе в злочестивых, там и здесь сообразно с приемлемостию тварей". И вот, может быть истинная причина, по которой не хотят имени "Иисус" давать Божественное достоинство и иметь сие имя как бы и Самого Сына Божия.
Всё Божие для нас непостижимо. Можем ли понять святейшую тайну Евхаристии, в которой Сам Господь Иисус Христос, находясь Своим присутствием, претворяет хлеб и вино в истинное Тело Свое и честную Кровь Свою, то самое Тело, которое родилось от Преблагословенной Девы Марии, жило на Земле, было распято на кресте и страдало,- и ту самую Кровь, которая была пролита на Живоносном древе за живот мира. Вкушая с верою и благоговением сего Святейшаго Таинства, мы приобщаемся духом Божества Христова, а устами и вкушением - Его всепречистаго Тела и Крови. Но всё это верою. Разум и понятие здесь места не имеют.
Святой Апостол говорит, что иудеи распяли Господа Славы (I Кор.2:8). Но понятно всякому, что Господа Славы не только не можно распять, но даже и воззреть на него не может ни одна тварь, по причине неприступнаго света, окружающаго престол Его. Евреи распяли Иисуса Сына Иосифова, Иже от Назарета. Между тем - сей Иисус "Сын Иосифов", действительно есть Царь Славы, но сокрывший её в образе человеческом. Так в Богочеловеке, по причине двух естеств, Божескаго и человеческаго; иногда свойство одного естества берётся в смысл другого, потому что они в одном лице Богочеловека.
Но плотской разум, не признавая за именем Иисус Христовым Божественнаго достоинства, по необходимости, сим низводит его на степень обыкновеннаго имени. И мы вопрошаем его: "На что же ты призываеш сие имя в молитвах своих, начто поклоняешься ему? Чего ради, о имени сем,- по слову Апостола,- поклоняется всякое колено Небесных, земных и преисподних (Фил.2:9-11). И может ли быть что-либо без имени"? Имя выражает самую сущность предмета и неотделимо от него. Так имя "Иисус" значит Спаситель. "Глагол сей имя "Иисус",- говорится в 50-й главе книги Каллиста и Игнатия Ксанфопулов,- мужи, достигшие живаго Богообщения, объемлют и лобызают, как полное делание молитвы, будучи исполняемы радости, превысшей всякаго разума". Почему? Конечно потому, что имя сие есть для них как бы Сам Господь Иисус Христос. Соединяясь с Ним духом своим, они слышат в себе вечную жизнь, а потому и радуются радостию великою и неизреченною.
Имя Божие превознесено повсюду в Писании превыше всего, так как это свойственно и прилично Самому Богу: От восток Солнца до запад,- восклицает в Божественном восторге Богоотец Пророк Давид,- хвально имя Господне; высок над всеми языки Господь, на Небеси слава Его. Кто, яко Господь Бог наш на высоких живый (Пс.112: 3-5). Возвеличил еси над всем имя святое Твое (Пс.и37:2).
Но здесь кто-нибудь может сказать, что не сие имя Иисус так возвеличено и прославлено, а другое, Божеское имя - Ему принадлежащее. Все имена, принадлежащая Богу, равны между собою. Между ними ни ни одного ни большаго, ни меньшаго, как во святей Троице всё одно: и Божество, и величие, и слава, и свойство и сила.
Молитва во имя Христа Спасителя, действуемая во смирении, покаянии, сердечном сокрушении и чистом помысле, соединяет с Ним нашу душу и, находясь в центре, или, что то же, составляя корень и основание духовной жизни, даёт человеку возможность не только видеть, но и содержать, как бы в объятиях, духовную жизнь во всей ея полноте и необъятных пространствах; в ея таинственных глубинах и неизследованных пучинах и во всех ея коренных основаниях, потому что здесь, от единения с Господом, подаются человеку все Божественныя силы, непосредственно почерпаемыя из самого Источника.
Господь Иисус Христос есть Царь Духовнаго Мира, конечно, и всего сущаго: - соединяясь с Ним в молитве духовным общением, мы (некоторым образом), по Его безконечной к нам благости, причастными делаемся всех благ в Нём заключенных, вкушая в самом Источнике вечную жизнь и Небесное блаженство, которое, по разуму церковных учителей, будет состоять в лицезрении Бога и в причастии Его благого Существа.
Господь Иисус Христос есть свет, по Его Божественному о Себе слову: Аз есмь свет мирови (Ин.8:12). Входя молитвою, которая есть устремление ума и сердца нашего к Богу, в сей Божественный свет, мы делаемся, по неизбежности своего с Ним общения, причастными Его невечерних озарений. Тогда Солнце правды просвещает нашу грешную душу блистаниями присносущнаго света... Так что здесь до конца исполняется слово Апостола Иоанна Богослова; свет во тьме (нашего греховнаго состояния) светится и тьма его не объят (Ин.1:5).
Ни сомнения, что можно молиться к Сыну Божию и кроме так называемой Иисусовой молитвы, другими молениями, молитвами и воздыханиями, и даже кто может, без слов,- одним внутренним устремлением духа - чувством сердца. Но сие последнее есть достояние преуспевших; для большинства людей оно не возможно. Как бы ни молились к Сыну Божию, но имя "Иисус Христос" не может быть исключено из наших мо-литв, какого бы свойства и содержания они ни были. Между всеми именами, какия в священном Писании принадлежат Сыну Божию, имя "Иисус" для нас грешных жителей Земли есть самое ближайшее, необходимейшее, наилюбезнйшее и решительно от нас неотступное, и ни в каком разе отнятым от нас быть не могущее, как имя единственное: "о Нем же подобает спастися нам" (Деян.4:14). И по какой бы причине мы стали лишать себя сего имени, когда Сын Божий благоволил возложить его на Себя, принявши в Свою личность наше естество. Если во плоти Христа, по Апостолу, обитала вся полнота Божества, то сие же самое необходимо принадлежит и Его Пребожественному имени - Иисус Христос.
Всё наши молитвы, моления, благодарения и вся Церковь с Своими уставами, чинами, доследованиями и законоположениями, основанием своим имеют Иисуса Христа. Как говорит св. Апостол: "основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащего. Еже есть Иисус Христос" (1 Кор.3:11).
Потому Господь, Иисус Христос, есть краеугольный камень, в деле домостроительства нашего спасения:"егоже не брегоша зиждущий". Как и Апостол говорит :"Камень же бе Христос" (1 Кор.10:4). И на сем камени зиждется святая Церковь, Которую, по слову Господа и врата адова не одолеют. Поэтому, чтобы внити в живот, видится вся неизбежност единения наших душ с Господом.
Достопоклоняемое величие имени "Иисус" и его несравнимое превосходство, Небесная высота и воистину Божественное достоинство показано в словах Апостола Павла. Как для Сына Божия равенство с Богом Отцом не было похищением Божеской чести, то и дарова Ему Бог имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всякое колено поклонится Небесных; земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Фил.2:9-11). Здесь, как поклонение и исповедание, так и имя Его и Сам Он, Господь Иисус Христос, представлено Алостолом в одном совокупном положении нераздельно.
Для верующаго, любящаго Господа и всегда к Нему молящагося, имя Господа Иисуса Христа есть как бы Сам Он, Божественный Спаситель наш. И действительно, в производстве умно-сердечной Иисусовой молитвы всего лучше ощущается эта высокая истина. Как и говорит о сем св. Иоанн Златоустый; "Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два едино". Видите,- как он сливает во едино имя Господа с Господом, и говорит - нераздельно и совокупно, потому что оно так и есть. И нет возможности отделить в сознании и духовном чувстве сие имя от лица Богочеловека: - при таком разделении вышло бы нечто, совсем несообразное: имя Господа Иисуса было бы далече где-то от Него. Но такая раздельность не даёт нам в духе своём правильнаго ко Господу приближения и сердечнаго с Ним соединения. Ибо, где разделение, там не может быть единства жизни, а где - отсутствие единства и разложение, там нет и истинной жизни.
Когда святой Апостол Пётр исповедал Христа Сыном Бога живаго, то Господь сказал ему, что на сем исповедании Он созиждет Свою Церковь. "Как Я, действительно, есмь Сын Божий и Бог всемогущий, то и созижду её на Себе Самом".
Что же? Разве по плотскому разуму нужно Сыну Божию телесно лечь в основание Церкви... Никак!.. но всё это понимается, видится и чувствуется духовно-невещественно, умозрительно. Бог, имя Его святое и души наши суть мысленные Существа, и всё действо между нами происходит мысленно и не вещественно; но однако же действительно и для духовнаго чувства вполне ощутительно.
Но и помимо всего прочаго, нельзя отделять имени Иисус Христова от святейшаго лица Его - по величию, власти и вседержительству Того, Кому оно принадлежит. Ибо честь имени необходимо относится к лицу, сие имя носящему. Святии мученики страдали за имя Христово. Кто из них отрицался сего имени, тот отрицался Самого Христа и был чужд всего христианства, переходил на сторону врага и был Богоотступник, лишь бы только похулил имя Христово.
Видите - какое отношение имеет имя к Лицу, Коему оно принадлежит. Пожалуй, если смотреть на сие дело с внешней только стороны, то оно так и показуется. Но ведь нужно знать,что в духовном мире всё и понимается, и видится, и чувствуется духовно. Разум здесь имеет свойство не созидающее, а разрушающее, потому что препятствует своими плотскими понятиями непосредственной чистоте духовнаго созерцания, потому-то Апостол и повелевает покорить его в послушание веры. Святой Исаак Сирин говорит: "Если телом, то есть очами плоти, хочешь видеть духов, то к чему и очищение, подвиги и освящение ?!..."
Правду сказать, что только познавший силу имени Иисус Христова и в нём приобщающийся Божества, носящий сие превеликое имя посреди персей своих, как величайшую пренебесную святыню, есть наследник обетованной Земли, ибо семя ея в нем пребывает, и не имать умрети во веки, имея в самом себе присносущный Источник вечной жизни.
Говоря о необходимости Иисусовой молитвы в деле нашего вечнаго спасения, конечно, предполагается, что всякий, желающий войти в подвиг сего упражнения, уже знаком с Христианскою верою и уставами Святой Церкви и, по мере возможности, пребывает в исполнении Христовых заповедей. А потому обо всём этом, как не входящем в план нашего сочинения, мы и не говорим ничего.
Охотно, сознаёмся, что всё сие наше произведение всецело односторонне. Но мы отнюдь и не имели намерения подробно писать о духовной жизни, почитая это дело далеко выше своих сил, тем более, что о нём писано обстоятельно людьми духовными и причастными высшаго ведения и мудрости. Наша цель в своём труде была, как и выше говорено, дать должное место в духовном преуспеянии Иисусовой молитве, показать ея необходимость, важность, высоту и ея воистину Божественное достоинство, непризнаваемое людьми века сего, и даже можно сказать, да, не поставит нам сего Господь, Праведный судия, во грех осуждения, и большинством монашествующаго мира.
Сделан в этом писании краткий очерк Личности Христа Спасителя. Это для того, чтобы всякий, молящийся к Сыну Божию, имел возможность тут же видеть и Его образ, хотя и написанный красками бледными, всеконечно и всецело недостаточными, но усердно и с благим намерением, которое Господь только и взыскует от нас. Приложена статья о Евангелии и о притчах Господних, где доказывается Божественное достоинство Христа, Сына Божия,- особенно разсмотрением Его спасительнаго учения.
Книга сия отнюдь не претендует на учёность, и совершенно не старается о том, чтобы выполнить все требования современной науки относительно логическаго изложения мысли, правильнаго сопоставления периодов и красоты речи. Правда, кто может сие сделать, хорошо, но думается, что и без этого духовный предмет не потерпит урона, если в полной и правдивой речи будет дано ему объяснение, не стесняемое правилами науки.