IV. Вера, вменяющая заслугу Христа, была неизвестна в ранней, Апостольской церкви, и о ней нигде не говорится в Слове.

636. Церковь, существовавшая до Никейского Собора, называлась Апостольской церковью. Это была обширная церковь, распространившаяся на три континента: Азию, Африку и Европу, что видно по владениям Императора Константина Великого, простиравшимся не только на множество европейских государств, которые впоследствии разделились между собой, но и на соседние страны вне Европы, ведь он был Христианином, и при том ревностным. Поэтому-то он и созвал, как уже говорилось, епископов из Азии, Африки и Европы в свой дворец в городе Никея в Вифинии, чтобы изгнать из своей империи позорное учение Ария. Это произошло по Божественному провидению Господа, поскольку, когда отрицают Божественность Господа, Христианская церковь вымирает и становится могилой с надписью: "Здесь покоится…".

Итак, та церковь, что существовала до этого времени, называлась Апостольской, её выдающиеся писатели были известны, как Отцы, а истинные Христиане - как братья. Они не признавали трёх Божественных личностей, и поэтому Сына Божьего от вечности тоже, а только Сына Божьего, рождённого во времени, что очевидно из Символа Веры, который, как и их церковь, называется Апостольским. Вот слова из этого Символа:

Верю в Бога Отца Всемогущего, создателя небес и земли; и в Иисуса Христа, единственного Сына Его, Господа нашего, зачатого от Духа Святого и рождённого от Девы Марии. Верю в Духа Святого, в Святую Католическую церковь, общество святых.

Отсюда ясно, что они не признавали никакого другого Сына Божьего, кроме Того, который был зачат от Духа Святого и рождён Девой Марией, и уж ни в коем случае - Сына Божьего, рождённого от вечности. Этот символ, как и два других, признавался всегда, вплоть до наших дней, всей Христианской церковью, как подлинный и католический.

637. В те изначальные времена все в Христианском мире признавали, что Господь Иисус Христос - Бог, и Ему дана вся власть в небесах и на земле, и власть над всей плотью, по Его собственным словам (Матф. 28:18; Иоанн 17:2). Они верили в Него так, как Он велел от Бога Отца (Иоанн 3:15,16,36; 6:40; 11:25,26). Это видно и из того, что император Константин Великий собрал всех епископов, чтобы на основании священного писания опровергнуть и осудить Ария и его последователей, которые отрицали Божественность Господа Спасителя, рождённого от Девы Марии. Так они и сделали, но, убегая от волка, наткнулись на льва; или, словами поговорки, боясь Харибды, попались Сцилле. Выдумав сказку о Сыне Божьем от вечности, сошедшем и принявшем человеческий облик, они надеялись отстоять и вернуть Господу Его Божественность. Но они не знали, что Сам Бог, Творец вселенной, сошёл к нам, чтобы сделаться Искупителем, и поэтому новым Творцом, что ясно из Ветхого Завета (Исаия 25:9; 40:3,5,10,11; 43:14; 44:6,24; 47:4; 48:17; 49:7,26; 60:16; 63:16; Иерем. 50:34; Осия 13:4; Пс. 18:15; прибавьте сюда ещё Иоанн 1:14,15[122]).

638. Поскольку Апостольская церковь поклонялась Господу Иисусу Христу, и при этом Богу Отцу в нём, её можно уподобить саду Божьему. Ария же, появившегося затем, - змею, посланному из ада. А Собор в Никее - Адамовой жене, протянувшей мужу плод и уговорившей съесть его. После чего они узнали о своей наготе и прикрыли её листьями смоковницы. Их нагота означает их прежнее состояние невинности, листья смоковницы - истины природного человека, с течением времени искажённые. Эту раннюю церковь можно сравнить с зарёй и утром, за которыми последовал день, продолжавшийся до десятого часа[123]; но затем этот день омрачился густым облаком, под покровом которого он сменился вечером и далее ночью. Тогда для некоторых взошла луна, при свете которой они видели хоть что-то в Слове; остальные же зашли так далеко в ночную тьму, что не замечали уже и следа Божественности в человеческом Господа, несмотря на то, что Павел сказал: "В Иисусе Христе вся полнота Божества обитает телесно" (Кол. 2:9), а Иоанн сказал: "Сын Божий, посланный в мир, - это Бог истинный и вечная жизнь" (1 Иоанн 5:20,21).

Изначальная, или Апостольская, церковь никогда не могла бы предположить, что её сменит церковь, которая будет в сердце поклоняться многим Богам, а на устах - одному; которая отделит милосердие от веры, а прощение грехов - от покаяния и стремления к новой жизни; которая введёт понятие о полной беспомощности в духовных делах; и тем более, что поднимет голову Арий, который после своей смерти воскреснет и будет тайно править церковью до самого её конца.

639. Слово не учит ни о какой вере, вменяющей заслугу Христа, что совершенно ясно из того, что такая вера была неизвестна церкви, пока Никейский Собор не выдвинул понятие о трёх Божественных Личностях от вечности. Как только это представление было введено и распространено по всему Христианскому миру, все другие убеждения были выброшены вон, во тьму. С этого времени всякий, кто в Слове читал о вере, о вменении и о заслуге Христа, в полном согласии с собственными представлениями решал, что ни о чём другом в нём не говорится. Это всё равно, что прочитать одну страницу и остановиться, не перевернув её и не узнав, что дальше; или убедить себя в истинности какого-либо утверждения, хотя оно не истинно, и доказывать одно это утверждение. Тогда человек видит ложное истинным, а истинное - ложным, и затем, сжав зубы, шипит на каждого, кто против его точки зрения, говоря: "Ты неразумен". Этой точке зрения он вверяет весь свой ум, оборачивая его толстой кожей, которая отвергает, как неправоверное, все то, что несогласно с его так называемой правоверностью. Ведь его память подобна дощечке, на которой начертан единственный и главный принцип его богословия; для чего-то иного, попавшего в неё, там уже нет места, и это выбрасывается, как пена с уст.

Возьмём для примера убеждённого поклонника природы, который думает, что природа сама создала себя, или что Бог появился после природы, или что природа и Бог - одно и то же. Если кто-нибудь скажет ему, что дело обстоит как раз наоборот, то он сочтёт такого человека обманутым сказками духовенства, простаком, тупицей или сумасшедшим. Это относится к любому понятию, закреплённому в уме убеждением и доказательством. Оно неизбежно становится подобным гобелену, прибитому множеством гвоздей к стене, сложенной из старых, крошащихся камней.

Наши рекомендации