Упоминание вещей, из которых черпается иман.
Этот раздел несет в себе великую пользу и нужду, более того крайне необходимо познать его и заботиться об этом познанием и описанием себя этим. Потому что иман является полнотой раба, им поднимаются его степени в мирской и будущей жизнях, это причина и дорога к любому благу мирскому и будущему.
Не наступит полнота имана, не усилится и не заполнится он, кроме как после познания того, из чего черпается он, познания его источника, причин и путей к этому. Аллах Всевышний сделал для достижения любой вещи причины и пути, приводящие к ней.
Иман является величайшей требуемой, важнейшей и обобщающей вещью. Аллах сделал много причин для увеличения и усиления имана, также как существует множество причин, приводящих его в обратном направлении.
Если сказать о них в общем, то можно привести следующее:
•Размышление над аятами Аллаха во время их чтения.
•Также размышление над чудесами бытия и его разновидностями.
•Стремление познать истину, для которой создан раб.
•Совершение деяний, соответствующих истине, все причины возвращаются к одной великой основе.
Что касается подробного разделения этих причин, то иман наступает и усиливается по многим причинам:
Познание Аллаха и Его Атрибутов.
Познание имен Аллаха и Его атрибутов, пришедших в Коране и Сунне, стремление понять их значение и поклонение Аллаху посредством них.
Приводится у аль-Бухари и Муслима от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он сказал: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного, тот, кто посчитает их, тот войдет в рай».
То есть тот, кто выучит их, поймет их смысл и значение, будет убежден в этом и будет поклоняться Аллаху посредством них, тот войдет в рай, потому что в рай не зайдет никто, кроме верующего и как мы узнали познание Аллаха и Его атрибутов является самым великим источником для достижения имана, его усиления и утверждения. Более того, познание имен Аллаха и Его атрибутов является основой имана.
Познание включается в себя три вида единобожия:
1Единобожие господства.
2Единобожие божественности.
3 Единобожие имен и атрибутов.
Эти виды единобожия являются духом, основой и целью имана, каждый раз как человек узнает что-то из имен и атрибутов добавляется его иман и становится сильнее. Поэтому верующему нужно тратить по мере возможности время и силы в изучении имен и атрибутов.
Чтобы его познание было здоровым от болезней «отрицания» («та`тыль» — люди, которые отрицают или все или многие имена и атрибуты Аллаха), а также болезни «уподобления» («тамсиль» — уподобление Аллаха Его созданиям), в которые попали многие люди нововведений, противоречащим тому, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Познание Аллаха должно черпаться из Корана и Сунны, а также из того, что передается от сподвижников и их последователей, это полезное познание, при совершении которого человек не перестанет добавлять иман, силы и убежденности, а также успокоения в своих делах.
Размышление над Кораном.
Не перестанет получать пользу размышляющий над Кораном и его смыслами, как сказал Всевышний: «…вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа. (аль-Анфаль 2).
Также если человек посмотрит на то, как составлен Коран, на его мудрость, то, что одна его часть подтверждает другую, нет в нем расхождений и противоречий, уверен в том, что он от Мудрого Хвалимого, не постигает его ложь ни сзади ни спереди, и если бы он был не от Аллаха, то обнаружилось бы в нем много расхождений и противоречий во многих местах.
Сказал Всевышний: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий». (ан-Ниса 82).
Это является одной из великих причин, усиливающих иман.
Если верующий, просто слушая аяты Аллаха и понимая то, что связано с этим из правдивых сообщений и благих положений, то, что сказать тогда если он будет хорошо размышлять и понимать цели этих аятов и их тайны?
Поэтому верующие полным иманом говорили:
«Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали».(Аль Имран 193).
А также того, что побуждает к изучению имана и его дел, все это воплощает иман и его увеличение каждый раз, как раб приобретает знание о Коране и сунне посланника, его иман и убежденность крепнут и он достигает своим знанием и иманом степени полной убежденности.
Аллах описал обладающих основательным знанием тем, что до них дошло полное сильное знание, которое отталкивает сомнения и приводит к полной убежденности.
Поэтому они являются господами верующих, которых Аллах делает свидетелями и аргументом против сомневающихся и отрицающих: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся неясными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом». (Аль Имран 7).
От обладающих полным знанием уходит невежество и сомнения, а также любые его виды, они возвращают неясные аяты к ясным и говорят: «Мы веруем во все и все это от Аллаха. Все что из Корана, все, о чем сообщил Всевышний и решил, все это является истинной правдой.
Сказал Всевышний: «Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя». (ан-Ниса 162).
Также сказал Всемогущий Аллах: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого». (Аль Имран 18).
По причине их полного знания Корана и правильного имана, Аллах засвидетельствовал ими в этой жизни и будущей. Сказал Всевышний: «А те, кому дарованы знание и вера, скажут: «В соответствии с предписанием Аллаха вы пробыли там до Дня воскресения. Это и есть День воскресения, но вы не знали этого».(ар-Рум 56).
Всевышний сообщил во многих аятах о том, что Коран является знамением для верующих и убежденных, потому что по причине его чтения и размышления над ним приходит знание, убежденность и иман столько, сколько Аллах пожелает даровать им, и они не перестают увеличивать знание об имане и убежденности.
Размышление над Кораном является одним из великих путей и средств для достижения имана и его усиления. Сказал Всевышний: "Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». (Сад 29).
Для того, чтобы получить баракат в достижении имана, нужно размышлять над аятами, ведь размышление отвращает отрицающего от его отрицания и врага религии от его вражды. Сказал Всевышний: «Неужели они не задумываются над Словом?» (аль-Муминун 68).
То есть, если бы они задумались над Кораном истинно, то это обязательно отвернуло бы их от их неверия и отрицания и привело бы их к иману и следованию его канонам. Сказал Всевышний:
«Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь».(Йунус 39).
То есть если бы они постигли бы это знание, то это помешало бы им отрицать истину и привело бы их к иману.