Таковы десять вещей, которых следует держаться.

IV

Десять случаев для отказа
(спанг.бар.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Откажись от учителя (слоб.дпон), чьи дела проникнуты восемью мирскими дхармами.

2. Откажись от плохих друзей и окружения (приверженцев), приносящих вред уму и сердцу (семс.данг.ньямс).

3. Откажись от центров медитации (дгон.па) и мест, где многое отвлекает ум, и много вредоносных факторов (,цхе.ва).

4. Не живи за счет воровства, грабежа, обмана и хитрости24.

5. Оставь дела и занятия, наносящие вред духовной жизни (семс.данг.ньямс).

6. Откажись от кушаний и привычек, наносящих вред здоровью.

7. Откажись от страстей и интересов, связывающих тебя вожделением и алчностью25.

8. Откажись от несерьезного (баг.мед) поведения (спйод.лам), вызывающего у других потерю доверия к тебе26.

9. Оставь бессмысленные (дон.мед) и суетные дела и занятия.

10. Не скрывай своих недостатков и не разглашай недостатков других27.

Такова десятка отказов.

V

Десять вещей, от которых не следует отказываться
(ми.спанг.бар.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Не отказывайся от сострадания: оно — корень блага других [существ].

2. Не отрекайся от явленного (видимости) (снанг): оно — свет разума (семс).

3. Не отбрасывай воображение (рнам.ртог): оно — игра (проявление ) Высшей Реальности (чхос.ньид).

4. Не отрекайся от страстей (клеш): они — проявление ясного света мудрости (йе.шес).

5. Не отказывайся от мирских благ ('дод.йон), если они способствуют проникновению в сущность реальности (ньямс.ртогс)28.

6. Не отвращайся от болезней и страданий: они суть благородные духовные друзья.

7. Не отвращайся от врагов и препятствий: они — побудители (бскул.ма) к достижению Высшей Реальности (чхос.ньид).

8. Если появились психические сиддхи, не следует от них отказываться.

9. Не отказывайся от всяческих [традиционных] методов и средств: они — мост на пути к мудрости (шес.раб).

10. Не отказывайся от благочестивой телесной деятельности, которую можешь совершать29.

Таковы десять вещей,
которые не следует
отвергать.

VI

Десять вещей, которые следует знать
(шес.пар.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Поскольку внешние явления обманчивы, знай: в них нет истины (бден).

2. Поскольку психика (нанг.ги.семс.ньид) лишена самости30, знай: она пуста.

3. Поскольку поток мыслей (рнам.ртог) причинно обусловлен (постоянно порождается причинами-условиями), знай: он обновляется каждое мгновение.

4. Поскольку тело и речь «составлены» (,дус.бйас) из четырех элементов, знай: они — невечны.

5. Поскольку [самсарическое] счастье-и-страдание существ целиком зависит от кармы (от наших действий), знай: плоды ее неизбежны.

6. Поскольку страдание и отречение (нгес.,бйунг) — причина обращения [к Дхарме], знай: они — благородные духовные друзья.

7. Поскольку [мирское] блаженство-и-счастье коренится в самсаре, знай: страсть и привязанность — наваждение Мары.

8. Поскольку увлеченность мирской суетой (ду.'дзи.чхос) — враг Дхармы, знай: [мирские] заслуги — препятствие [на Пути].

9. Поскольку препятствия — это стимул для стяжания добродетели (дге.сбйонг), знай: враги и препоны — это учителя.

10. Поскольку в Высшей Реальности (дон.дам) все явления лишены самобытия, знай: во всем — равная сущность (мньям.па.ньид)31.

Таковы десять вещей, которые следует знать.

VII

Десять случаев для основательной практики
(ньямс.су.бланг.ба'и.чхос.бчу)

1. Вступив во врата Дхармы32, следует основательно упражняться в согласии с Дхармой, не поддаваясь влиянию бездуховной толпы.

2. Покинув родные места (пха.йул), следует основательно упражняться в непривязанности (чхагс.мед), чужбину (ми.йул) не делая опорой.

3. Положившись на благородного ламу, следует упорно упражняться в соответствии с его наставлениями (бка), оставив гордыню.

4. Натренировав ум (бло.сбйонг) в слушании и осмыслении [Учения] следует, не предаваясь пустословию, претворять понятое в действительность (воплощать на деле).

5. Если в уме (ргйуд) вспыхнуло (шар) непосредственное знание (ртогс), усердно культивируй его, оставив сомнения, безразличие и рассеянность (пхйал.сньомс.йенгс).

6. Если в уме (ргйуд) возник духовный опыт (ньямс.лен), следует основательно упражняться, оставив сборища и шумную суету.

7. Дав духовное обещание или приняв обеты (дам), следует основательно упражняться в трех практиках, осмотрительно контролируя «трое врат».

8. Породив мысль о высшем Пробуждении, следует, чтобы ты ни делал, усердно работать на благо других, а не для своей пользы.

9. Вступив во врата мантраяны33, следует усердно практиковать три мандалы (дкйил.'кхор)34, не открывая «трех врат» мирскому.

10. С юности усердно подвизайся в духовной практике у стоп благородных духовных друзей, а не странствуй без пользы по отдаленным местам (где нет духовных центров).

Наши рекомендации