Непоколебимый столп Церкви Катакомбной
Предисловие редакции:
Редакция «Церковных Ведомостей» продолжает знакомить читателей с жизнью и подвигами выдающихся подвижников и исповедников Катакомбной Церкви. Сегодня мы предлагаем прикоснуться к страницам из автобиографических воспоминаний Священноисповедника Схиепископа Петра (Ладыгина, + 1957), последнего канонического епископа ИПЦ и фактически ее Предстоятеля до конца 50-х гг. ХХ в. Эти воспоминания Вл. Петр надиктовывал своим духовным чадам по частям, будучи уже полуслепым. Разные их части в условиях строгой конспирации записывались под диктовку Вл. Петра разными людьми и в разное время. Некоторые из частей этих рукописей, увы, уже утрачены навсегда. Но и то, что уцелело, является безценнейшим источником, приоткрывающим белые страницы жизни этого выдающегося Православного Святителя-Исповедника гонимой Катакомбной Истинно-Православной Церкви.
Священноисповедник Схиепископ Петр родился в селе Большой Селег Красногорского района неподалеку от г. Глазов (Удмуртия) 1 декабря (ст. ст.) 1866 года. Крещен как Потапий Трофимович Ладыгин. В молодости, во время службы в императорской армии в г. Киеве становится духовным чадом старца Ионы (в схиме Петр), который в свою очередь был духовным чадом и послушником Св. Преп. Серафима Саровского. Когда П. Ладыгин по окончании службы в армии обратился к старцу Ионе за благословением поступить в Киево-Печерскую Лавру, о. Иона вместо Киева за послушание направил его в Иерусалим и на Афон (Греция), где в 1880 году он и был пострижен в монахи с именем Питирим. С 1889 года – иеромонах. С 1910 года – настоятель Андреевского подворья Афонских монастырей в Одессе.
Еще в 1901 г. будущему Святителю Петру в тонком сне было открыто будущее его и Русской Церкви. Вот как об этом вспоминал Исповедник:
«На подворье Афонском в Санкт-Петербурге в мае месяце 1901 года я видел сон:
Приходят на подворье 2 человека, необыкновенной красоты. Они и говорят:
— Собирайся, пойдём с нами.
Я спрашиваю:
— Куда?
Они отвечают:
— Тебя Царица назначила управлять кораблём, ехать нужно в море.
Я говорю, что я никогда не был матросом и управлять не могу, корабль потоплю и сам потону. Они сказали:
— Мы не можем тебя оставить, так как Царица послала, то ты должен идти.
Я пошёл. Приходим к Зимнему дворцу. У пристани на реке Неве стоит красивое парусное судно, и мы взошли на это судно. И вдруг выходит Царица Матерь Божия и говорит мне:
— Вот ты этот корабль должен доставить на ту сторону океана. И всех этих людей, которых я тебе вручаю.
Я заплакал. Упал к ногам Божьей Матери и сказал:
— Я не могу.
Она говорит: «Не бойся, я сама буду тут с тобой», и сейчас же мне сказала:
— Командуй, чтобы судно выходило в море.
И сразу отплыли от берега, и быстро пошло судно по реке Неве. Вышли в море. И поднялась в море страшная буря. Наше судно идёт быстро и на него буря не влияет. В море мы встретили два громадных корабля, и на них масса людей, полные судна, и эти корабли изо всех сил бросает волнами в разные стороны. Отовсюду страшные волны. Вот, думаешь, сейчас погрузят их в пучину морскую. Мы быстро проехали мимо их, они остались посреди моря, а мы скоро после этого приплыли к берегу. На берегу такая красота, что описать невозможно: разные деревья, фрукты. Все мы вылезли из корабля на берег, и Матерь Божия мне сказала:
— Вот и переехали страшную пучину.
С тем я и проснулся. Об этом сказал отцу иеросхимонаху Амвросию. Он мне сказал:
— Всё это запиши и пока никому ничего не говори. Тебе Матерь Божия в лихую годину вручит управлять паствой Своею».
Это пророческое видение сбылось в годы богоборческих гонений, когда после 50-х гг. Владыка Петр (Ладыгин) остался единственным каноническим епископом Русской Истинно-Православной Церкви и Ее фактическим Первоиерархом.
В 1918 г. Архимандрит Питрим (Ладыгин) участвовал в интронизации Св. Патриарха Тихона. По благословению и особому поручению Патриарха в 1918 г. он ездил в Константинополь на прием к Вселенскому Патриарху, во время которого передал Послание Свят. Тихона о восстановлении в Русской Церкви патриаршества. Получив в Константинополе ответное послание Вселенского Патриарха, передал его лично Патриарху Тихону.
В 1923 г. Свято-Андреевское Афонское подворье в Одессе было закрыто, а о. Питирим арестован большевиками. Некоторое время пробыв в тюрьме, отец Питирим и братия монастыря вынуждены были переехать на хутор Еремеевку, где обрабатывали землю, занимаясь сельскохозяйственными работами. Вскоре о. Питрим вновь был арестован и отправлен по этапу в ссылку в Уфимский край. По дороге останавливался в Москве, где ему удалось повидаться со Св. Патр. Тихоном и другими православными иерархами. Как вспоминал позже схиеп. Петр: «Заехал к Св. Патр. Тихону, он меня за св. послушание просил быть епископом Ерамска, но я был сильно слаб, и просил Святейшего побыть на родине и поправить здоровье, но там задержался, а Святейший в марте 1925 г. отошел ко Господу». Уже в ссылке, в Уфимском крае, в лесу основал тайный скит. За стойкость в истинном православии, верность и неоценимую помощь Патриарху и Русской Церкви, Святейший Патриарх Тихон все же издал указ о возведении его во епископский сан, послав письмом к архиепископу Андрею (кн. Ухтомскому) Уфимскому, и на Урале ссыльный о. Питирим стал епископом. По воле Свят. Тихона и по настоянию церковного народа 8 июня 1925 г. Архиеп. Андреем (кн. Ухтомским) Уфимским и Еп. Львом (Черепановым) Нижнетагильским он был поставлен во епископа Нижегородского (район Уфы) и Уржумского. Происходило это тайно, на станции Теджан (Таджикистан) – месте ссылки вл. Питирима. Но уже в 1926 г. вл. Питирим оказывается под следствием по делу Уфимского духовенства. 21 апреля 1927 г. он принимает постриг в схиму с именем Пётр. Отступнической Декларации митр. Сергия (Страгородского) и его неканонического Синода не признал.
Cхиепископ Петр (Ладыгин)
За верность Истинному Православию и непризнание советской церкви он неоднократно подвергался арестам, заключениям и угрозам расстрела. В декабре 1928 г. он был вновь арестован по делу "филиалала ИПЦ". Приговорен к 3 годам ИТЛ. С 1931 по 1933 в заключении. После освобождения с 1934 по 1937 скрывался в Глазове. С 1937 по 1940 на нелегальном положении в Калуге, с 1940 по 1945 в Белорецке (Башкирия). В 1945 арестован в Уфе. За принадлежность к ИПЦ приговорён к 5 годам ссылки в Среднюю Азию. Здесь бежал, скрывался в горах. С 1949 по 1951 скрывался в Белоруссии и на Кубани.
Cхиепископ Петр (Ладыгин), уже ослепший, примерно лет за 5 до кончины
Священноисповедник Схиепископ Петр (Ладыгин) до конца своих дней остался верным иерархом гонимой Катакомбной Церкв. Владыка Петр объединял различные группы катакомбников на территории СССР, для которых им было рукоположено много тайного священства. Окончил многострадальную жизнь свою этот выдающийся святитель Катакомбной Церкви в полной изоляции и под негласным надзором КГБ, будучи глубоким старцем, к тому же слепым, в возрасте 91 года — 6 февраля (ст. ст.) 1957г. (по другим данным – 2 июня 1957 г.) в г. Глазове (Удмуртия). Похоронен на городском кладбище. На могилке оставлена лишь краткая надпись: «Здесь покоится раб Божий Петр». Катакомбные верующие, ухаживающие за могилой Священноисповедника Петра, свидетельствуют о случаях исцеления от болезней после молитв на могиле Схиепископа.
Катакомбный Исповедник иеромонах Тимофей (Несговоров, +1975)
Среди рукоположенных Священноисповедником Петром катакомбных пастырей были и старцы-исповедники о. Тимофей (Несговоров) и о. Герасим (Замесин), у которых длительное время окормлялся будущий преемник Схиепископа Петра (Ладыгина) – катакомбный Схиархиепископ Лазарь (Журбенко, +2005), Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви. Вл. Лазарь глубоко чтил память Схиепископа Петра, почитая его за святого старца и исповедника. В келии Вл. Лазаря над кроватью всегда висела фотография Схиеп. Петра, к которому он нередко обращался в молитвах. Часть ныне опубликованных рукописей с воспоминаниями Вл. Петра взята из архива Вл. Лазаря.
На Кубани и доныне служит катакомбный батюшка, тайно рукоположенный еще в 50-е гг. Схиепископом Петром. Ему уже более 90 лет. Служение этого катакомбного исповедника для нас - живая связующая нить со Святыми Новомучениками и Исповедниками Российскими, с Тихоновской Катакомбной Церковью-Мученицей времен богоборческих гонений.
-----------------------------------------------------
Автобиография
Часть I.
Ранние годы
Родился я в 1866 году 1 декабря от родителей Трофима и Феодоры Ладыгиных, в селе Большой Селег, что неподалеку от Глазова, от крестьянина благочестивого и бедного. У них было 6 сыновей и одна дочь. Я был рождён пятым. Мои родители были верующие, православные.
В 1864 году Матерь Божия «В скорбех и печалех Утешение» сотворила чудо в городе Слободском. Первое чудо — на Владимире Неволине. Он был глухой и немой. Стал говорить и слышать, как только приложился к образу Божией Матери. Чудо совершено 19 ноября 1864 года. И после этого от иконы Божией Матери пошли чудеса всевозможные и все исцелялись. Поэтому и мои родители пожелали съездить помолиться в 1865 году, а в 1866 я родился.
В юности моей я проводил жизнь обыкновенную. Восьмилетним я начал учиться от священника старичка о.Павла. Школ у нас ещё не было. Ходил я к нему две зимы. Вот и всё в юности моей образование. В 1875 году привезли к нам с Афона эту икону Божией Матери «В скорби и печали Утешение». Мне было 10 лет. Я настолько к ней прилепился, что когда приходил в Церковь, и брали икону служить молебен, то у меня всегда текли слезы, так что не мог удержаться, — что-то влияло необыкновенно. В юности никогда не ходил гулять и играть, а в свободное время ходил ловить рыбу. И у меня рыба очень ловилась, так что все удивлялись.
Болезнь
Когда мамаша моя померла, в то время мне было 18 лет, и нас осталось: папаша, я, младше меня — Иоанн и Симеон, — четверо мужчин. И вот меня вздумали женить. Никогда отец меня и пальцем не трогал. Но так как я не хотел жениться, не хотел ехать к невесте, то папаша меня 2 раза ремнём по спине ударил, и со слезами меня повезли к невесте. Там я своей невесте Екатерине говорил, что, мол, ты не ходи, я не хочу жениться, у нас очень плохая невестка, старше тебя, и тебе будет плохо, ты не ходи. Но она мне не поверила. Свахой была моя тётка, мамина сестра. Женили меня. Я не верил, пока не обвенчали, Тогда я примирился с жизнью. Прожили мы год, и я сильно заболел воспалением лёгких, великим постом, так что надежды не было на жизнь. Но в мае месяце я простудил ноги — ловил рыбу, и у меня ноги совершенно отнялись. Июнь, июль я лежал в больнице. Доктора признали, что у меня ноги действовать не будут — сильный ревматизм. Привезли меня домой. Я сильно болел, ноги ломило. Ухаживала за мной моя супруга Екатерина. Ноги всегда на ночь обвязывали крапивой. Катя всегда очень плакала. Я ей всё напоминал: «Я тебе говорил, — не выходи замуж!?» После Успения приходит к нам странник-старичок вечером. Опять стали обвязывать ноги крапивой. Он спрашивает:
— Вы так болеете давно?
Мы ему сказали, сколько времени болею. Тогда он сказал:
— Если ты будешь молиться Богу и просить Матерь Божию, то я тебя вылечу.
Я дал ему обещание. И когда я ещё болел, то обещал, когда вылечусь, то пойду в солдаты. Утром встали, странник-старичок спросил:
— У вас хлебы будут печь?
Ему ответили, что будут. И он попросил кадушку, как сделал подставку, чтобы ноги поставить. Когда испёкся хлеб, он взял один, разломил и положил на дно в кадушку, а ноги — над хлебом. Так он разламывал три хлеба. Один вынут, другой горячий положат. После этого болезнь в ногах успокоилась. Странник ушёл и просил, чтобы я не забывал Божию Матерь и молился. И ещё сделать велел так два раза. Когда сделали так три раза, я совершенно выздоровел и стал ходить. Прошло всего две недели. 9 сентября 1888 года моя супруга Катя родила девочку, её окрестили и назвали Евфимией. После родов Катя ходила и на пятый день стирала. Пришла тётя Домна и говорит:
— Катя, ты что сама работаешь после родов!?
Тётя ушла. Катя заболела. У неё стал сильный жар и 19 сентября она умерла. Девочка осталась девяти дней. За девочкой ухаживали невестки. 19 ноября в день праздника Божией Матери «В скорби и печали Утешение» девочка, не болевши, вдруг умерла. Матерь Божия взяла её к себе. А я вечером того же числа 22 ноября поехал на призыв.