Почему дети -- нас не слышат.

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу.

Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они ПЫТАЮТСЯ -- давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в «маленькой стране» ДЕЙСТВУЮТ -- свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть -- услышанными».

Самое главное, родители ПЕРЕСТАНЬТЕ -- спешить с детьми, СДЕЛАТЬ -- все ваши дела и ВЕЗДЕ – успеть. Научитесь – ВСЁ делать медленнее, спокойнее и по -- ДОБРОМУ.

Научитесь – ТЕРПЕНИЮ, ЖДАТЬ, НЕ СПЕШИТЬ. Дети ЖИВУТ -- в ЗАМЕДЛЕННОМ – времени, и потому, они НЕ МОГУТ – БЫСТРО реагировать -- на все ваши приказы и просьбы. А вы, из-за этого – раздражаетесь на детей, РУГАЕТЕСЬ – на них, КРИЧИТЕ – а этого делать – НЕЛЬЗЯ!

Помните, если вы БУДЕТЕ – постоянно КРИЧАТЬ на детей, ругать и ОБЗЫВАТЬ -- их грубыми словами, раздражаться на них – они вас ПЕРЕСТАНУТ – УВАЖАТЬ, СЛУШАТЬСЯ и любить.

Потом – НЕ ПЛАЧЬТЕ, когда ВЗРОСЛЫМ детям – вы БУДЕТЕ – НЕ НУЖНЫ.

ОШИБКА - 1. ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА.

Малышам доступно только одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только -- на ОДНОЙ задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Безсмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас – НЕ СЛЫШИТ – он пока просто, не способен на это. Тем более, что мамины слова доносятся -- откуда-то сверху, в то время, как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

Работа над ошибками.

Прежде чем давать указания, необходимо ПЕРЕКЛЮЧИТЬ -- внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал.

ОШИБКА - 2. ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ.

«Сними валенки, вымой руки и за стол», - на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот, для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот, малыш и ЗАСТРЕВАЕТ -- в прихожей.

Работа над ошибками.

Разбивайте сложную задачу -- на ПРОСТЫЕ. Выдавайте ребенку только -- ОДНО короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание -- №1 будет ВЫПОЛНЕНО.

ОШИБКА - 3. КОСВЕННЫЕ -- УКАЗАНИЯ.

Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши ПОНИМАЮТ -- все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока -- трудновато».

Работа над ошибками.

Стоит помнить, что ребенок еще только ОСВАИВАЕТ -- родной язык. Поэтому, все просьбы должны звучать так, чтобы их можно БЫЛО -- понять однозначно.

ОШИБКА - 4. МНОГОСЛОВНОСТЬ.

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет, как-то прекратить -- опасное поведение ребенка. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только ПУТАЕТСЯ -- в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».

Работа над ошибками.

Не надо припоминать ребенку -- ПРОШЛЫЕ грехи. Не нужно пугать -- грядущими неприятностями. Малыш живет -- «здесь и сейчас», поэтому попытка, повлиять на него долгими объяснениями -- НАПРАСНА. Лучше всего сказать коротко: «Прыгать с кресла -- НЕЛЬЗЯ, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или ПЕРЕКЛЮЧИТЬ – внимание, например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, НАЙТИ -- более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, МЕНЯЙТЕ -- обстоятельства, которые провоцируют -- опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

ОШИБКА - 5. КРИК.

Ребенок попросит прощения, скажет, что все -- услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью БЫЛО – предотвратить наказание. Кроме того, КРИК -- вызывает тревогу, страх. А страх снижает -- способность соображать. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник. – Наверняка бывает ощущение, что ТЕРЯЕТЕСЬ, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».

Работа над ошибками.

Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что БЕЗПОЛЕЗНО -- выпросить часовое сидение перед телевизором, он ПЕРЕСТАНЕТ -- игнорировать просьбу выключить мультики.

Наши рекомендации