Всё должно делаться -- с любовью. Дети должны читать только -- КОРОТКИЕ и понятные им небольшие молитвы.
Устал ребенок – пусть просто скажет: Господи, благодарю тебя за сегодняшний день! Благослови меня на сон! Ангел хранитель побереги меня! И пусть спит. Дело ведь -- не в количестве молитв, а в КАЧЕСТВЕ -- их прочтения, чтобы молитвы были читаемы -- с ЖЕЛАНИЕМ и с чувством любви и благодарности к Богу! Чтобы ребенок с Богом -- учился разговаривать.
Ребёнок ведь, как рассуждает: «Из-за того, что я верующий, мне НЕЛЬЗЯ, как всем, смотреть телевизор, а как это интересно! Нельзя -- читать ряд книг, а все о них говорят, все рассуждают, кроме меня. Мне нельзя дружить и играть с товарищами. Я какой-то отщепенец. Из-за длинных нудных церковных служб НЕ ХВАТАЕТ -- времени на спорт, на гулянье – поэтому, я слаб и не закален, я стал из-за этого посмешищем для товарищей! К тому же я не могу позвать к себе школьных друзей, не могу быть ни с кем откровенным: родители меня -- не понимают, а от друзей я вынужден -- скрывать свою веру, иначе меня засмеют».
Подросток становится -- МРАЧНЫМ, ОЗЛОБЛЕННЫМ и СКРЫТНЫМ, вскоре он ОТКАЗЫВАЕТСЯ -- от всех внешних проявлений веры: от Постов, от молитв, от церкви и т. д. Ужас таких неразумных родителей нельзя передать, но этого и следовало ожидать с того дня, как они увидели -- СКУКУ и тоску в глазах ребёнка в ответ на их – принудительное призыв к молитве, церкви и т. д.
Нельзя родителям в деле ВОСПИТАНИЯ веры в ребёнке -- ЗАБЫВАТЬ о том, что ВСЕМУ – своё время и во всем – должна быть «Золотая середина» -- то есть, не учить ребенка вере и духовной жизни – ПЛОХО, но и Насилие – принуждение ребенка к вере – это ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
И младенца – не кормят сразу котлетами и пельменями, а дают -- молочко и жидкую кашку.
Так и здесь – НЕЛЬЗЯ детей ПЕРЕГРУЖАТЬ верой, молитвами, Постами, церковными службами и таким образом – ЛИШАТЬ детей ДЕТСТВА. Это преступление!
Надо бояться «ПЕРЕСОЛИТЬ» больше, чем недосолить. Не всякой душе дано с детства ощущать веяние Духа Святого. Насильно Благодать веры -- душе НЕ ПРИВЬЁШЬ. Если тот, кому даны четыре таланта, чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с младенчества, то тот, кому даны лишь два, почувствует эту же Благодать лишь на краю могилы, свершив жизненный путь, полный подвига.
Потому – НЕ НУЖНО нагружать дитя внешними формами Религии, чтобы ребёнок не отбросил -- свои «два таланта», не закопал их, решив, что пять ему всё равно не приобрести, так стоит ли стараться приобретать четыре? Но Бог дал второму ту же награду, что и первому, потому что Ему нужны всякие сосуды.
Так и у всякого своя мерка -- на молитву, лишь бы она ШЛА -- от сердца и горела любовью к Богу, чтобы Вера была юной душе -- радостью, надеждой, опорой, руководством в жизни, а не – нудной Религией -- ТЯЖКИМ бременем, мешающим жить.
Надо учитывать наследственность и то, что сами родители – тоже грешные люди. На самом-то деле родители сами без конца -- падают (греховно), и дети с пеленок -- ВИДЯТ вокруг себя грех и впитывают его в себя. Так, как же их наказывать тем, кто сам – НЕ СМОГ искоренить грех в себе и сам же и ИСПОРТИЛ -- свое дитя? Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь -- бревно из своего глаза...» Ведь в притче своей Господь сказал: одному дано пять талантов, другому -- два, иному -- один. Если требовать с ребенка, которому дано два, то же, что с того, кому дано пять, то тогда воспитатель СОВЕРШИТ преступление -- СЛОМАЕТСЯ душа ребенка от излишнего напряжения и непосильной нагрузки и возненавидит -- Веру.
Поэтому, основное внимание родителей должно быть НАПРАВЛЕНО только на СВОЙ личный -- ДУХОВНЫЙ рост, на ВОСПИТАНИЕ себя самого, на избавление -- от своих грехов и дурных привычек.
Кто себя – НЕ СУМЕЛ воспитать,-- как СМОЖЕТ воспитать другую душу? Самим родителям -- НАДО хорошими, верующими людьми СТАТЬ – тогда и дети глядя на родителей – тоже ВЫРАСТУТ хорошими, верующими людьми!
До семи лет, пока ребёнок слов не понимает, его конечно можно и силой заставить повиноваться, то есть применить наказание.Но в подростковом возрасте НАДО действовать -- лишь добрым убеждением, иначе будет одно зло: КОНЧИТСЯ дружба между воспитателями и детьми, и тогда -- КОНЧИТСЯ и ВЛИЯНИЕ старших. Надо твердо помнить: «Насильно мил не будешь». Если ребёнок – НЕ УВАЖАЕТ своего отца или мать, то НАПРАСНО они стараются подбирать ему книги, общество и т.п. Он ускользнет от их влияния.
Поэтому, прежде всего -- НАДО БЕРЕЧЬ любовь и УВАЖЕНИЕ к себе детей. Если дети УВАЖАЮТ своих родителей – тогда дети ДОВЕРЯЮТ и СЛУШАЮТСЯ родителей.