Глава 8 Управление стратегией. ются простые, понятные слова, обозна­чающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило



ются простые, понятные слова, обозна­чающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило, встре­чаются в процессе решения любой задачи. Вслед за Гилбретом, который, прочитав свою фамилию справа налево, дал едини­це движения название "терблиг", Мэтчетт называет эти элементы "течтэмами". Наз­начение течтэмов заключается в том, чтобы заставить проектировщика осо­знать множество альтернативных дей­ствий, которые он может предпринять в каждой точке принятия решений. Мэтчетт разбивает течтэмы на семь групп, при­веденных ниже (автор взял на себя сме­лость присвоить им соответствующие названия, приведенные в скобках). Не­которые течтэмы напоминают приемы, описанные в разд. 10. 3.

Группа 1 (варианты решений?): определить потребность; определить необходимый элемент; представить себе решение; принять временное решение; принять окончательное решение; отменить решение.

Группа 2 (варианты суждений?):

предположить;

взвесить;

взвесить и сравнить;

экстраполировать;

оставить без изменений;

предсказать.

Группа 3 (варианты стратегий?) : продолжать в том же направлении; продолжать и расширить; изменить направление; сопоставить с прошлым; сопоставить с будущим; внимательно рассмотреть; разрешить конфликт; продолжать более интенсивно; прекратить.

Группа 4 (варианты тактик?): оценить риск; проверить последствия; развить;

сравнить с другими решениями; разделить действие; приспособить другое решение; сосредоточиться на малом участке; разложить на компоненты;

проверить возможную причину; обдумать возможность нового решения; заменить решение на обратное; проверить другие варианты.

Группа 5 (варианты отношений?) : хранить решение в памяти; выявить зависимость; отложить принятие решения; сообщить о решении; соотнести с ранее принятым решением; проверить на избыточность; проверить на несоответствие.

Группа 6 (варианты понятий?): использовать понятие; изменить плоскость абстракции; использовать схему стратегии; изменить точку зрения; сравнить с существую щей системой; сравнить с получающейся системой; применить первичное кольцо (см. ни­же);

применить вторичное кольцо (см. ни­же).

Группа 7 (варианты препятствий?): обойти препятствие; разрушить препятствие; устранить препятствие; начать новое действие с нуля; начать новое действие с принятого ре­шения;

действовать в одном, двух, трех или мно­гих измерениях.

Одновременно с помощью методики проектирования и контрольных перечней фундаментального метода проектирова­ния исследовать характер проектной ситуации, к которой применяется мыш­ление.

С годами методика работы по фундамен­тальному методу проектирования не­сколько изменилась. Пользуясь принятой в этой книге терминологией, ее можно вкратце изложить следующим образом:

а) исследовать проектную ситуацию;

0) приблизительно определить потребно­сти, для удовлетворения которых пред­принимается проектирование;

в) выявить и проанализировать основ­ную функциональную потребность (т. е. ту потребность, без удовлетворения ко-

8 2 фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)




Глава 8 Управление стратегией. ются простые, понятные слова, обозна­чающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило - student2.ru

Глава 8 Управление стратегией. ются простые, понятные слова, обозна­чающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило - student2.ru

торой нет смысла удовлетворять дру­гие);

г) исследовать альтернативные принципы
на которых могло бы быть построено
средство для удовлетворения основной
потребности;

д) выполнить - только в эскизе - про­
ект, способный удовлетворить как ос­
новную, так и дополнительные потребно­
сти;

е) оценить функциональную эффектив­
ность проекта;

ж) оценить материалоемкость и трудоем­
кость осуществления данного проекта;

з) определить качество деталей и узлов,
например отсутствие деформации при
сварке, совершенство внешнего вида

И т. д.

Не следует жестко придерживаться этой последовательности; проектировщики должны сами решать, когда применить тот или иной этап, когда повторить его, а когда перескочить через этап. Главное состоит в том, чтобы проектировщики могли изменять структуру своего опыта и мышления применительно к сущест­венным особенностям и многофакторно­сти проектной ситуации. Мэтчетт подчер­кивает, что каждый вправе самостояте­льно решать, как это сделать. Воспиты­вая в своих учениках уверенность в себе и прививая им умение управлять своим мышлением, Мэтчетт стремится придать их мышлению гибкость в разработке со­ответствующих стратегий.

б) Каковы потребности

- функциональной системы?

- потребителя?

- фирмы?

- внешнего мира?

в) Каковы потребности на каждом из пе­
речисленных ниже десяти этапов сущест­
вования изделия?

- проектирование и деталировка;

- отработка;

- изготовление деталей;

- сборка;

- испытание и отладка;

- окончательная отделка и упаковка;

- сбыт;

- монтаж;

- эксплуатация и неправильное исполь­зование;

- техническое обслуживание и уход.

г) Какие сведения можно получить, если
задать шесть основных вопросов анализа
трудовых операций:

- что нужно сделать? (потребности);

- почему это нужно сделать? (причина);

- когда это нужно сделать? (время);

- где это нужно сделать? (место);

- кем или с помощью чего это должно
быть сделано? (средства);

- как это сделать? (метод).

д) Каким образом каждую часть проек­
та можно

- исключить?

- объединить с другими?

- унифицировать?

- перенести?

- модифицировать?

- упростить?

Этот комплекс вопросов Мэтчетт на­зывает "первичным кольцом", а следую­щий комплекс - "вторичным кольцом":

е) Какие

- эффекты;

- потребности;

- ограничения

вызовет каждая деталь комплекса в от­ношении любой другой детали этого комплекса при сопоставлении с по­мощью матрицы взаимодействий? (см. разд. 11.1).

Назначение первичного кольца - вы­явить множество различных альтернатив.

ОСНОВНАЯФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Глава 8 Управление стратегией. ются простые, понятные слова, обозна­чающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило - student2.ru

Рис. 8.5.

(Воспроизводятся сразрешения Е. Мэтчетта.)

8 2 фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)




Глава 8 Управление стратегией. ются простые, понятные слова, обозна­чающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило - student2.ru а вторичного кольца - обеспечить увязку всех изменений друг с другом, а также ■о всеми имеющимися потребностями.

Метод попарного объединения кон­трольных перечней для образования ряда конкретных вопросов показан на рис. 8.4. и 8.5.

На рис. 8.4 основная функциональ­ная потребность в автоматическом рас-цепном приводе для рудничной ваго­нетки расчленяется на две вторичные потребности. Затем каждая из этих трех потребностей рассматривается в свете шести основных вопросов анализа тру­довых операций.

На рис. 8.5 первичное и вторичное кольца применяются ко всем возмож­ным сочетаниям физических частей того же самого устройства.

Мэтчетт все время подчеркивает, что вопросы и графики, порождающие мно­гообразие, необходимо применять не для слепого поиска, а для выявления сущест­венных характеристик изучаемого объек­та и для устранения из проекта ненужных элементов. На рис. 8.6 показан процесс' переоценки потребностей и пересмотра элементов проекта, что привело к резко­му уменьшению сложности и стоимости тормоза ракетного пускового устройства (рис. 8.7).

Рис. 8.6 представляет собой графи­ческую схему, использовавшуюся для анализа функций каждой детали в старой и новой конструкциях. Преобразование было достигнуто путем выявления лежа­щего в основе конструкции распреде­ления нагрузок и движений и последую­щего применения первичного кольца вопросов для оценки каждой части это­го распределения.

Замечания

Можно считать, что самое главное в фун­даментальном методе проектирования это обучение метаязыку, который вы­являет характерные особенности мы­шления и облегчает его согласование с характером задачи. Это не столько ме­тод проектирования, сколько средство вырабатывания и регулирования страте­ги проектирования. Имеется много при-еров, когда коренных усовершенство-Нки (как в случае тормоза ракетного ■Ускового устройства) удавалось до-

стичь уже в ходе краткого курса обуче­ния новому методу. Подготовку у Мэтчетта прошли сотни ведущих инже­неров, и многие из них достигли анало­гичных результатов за время посещения его курса в Бристоле. Неизвестно, сколь­ко из них сумели сохранить эту способ­ность по возвращении в свои конструк­торские бюро. Противники этого метода утверждают, что результаты, которые он дает, не больше тех, каких можно было бы достичь при обычной концентрации внимания на проектировании нового из­делия или модификации существующего проекта. Другие считают, что эти ре­зультаты объясняются необычайными способностями самого Мэтчетта и не сохраняются в его отсутствие. Разрешить эти сомнения не удастся до тех пор, пока кто-нибудь не придумает способ кон­тролируемых испытаний поведения проектировщика. Пока же можно выска­зать предположение, что метод Мэтчет­та — один из немногих систематических методов, продемонстрировавших свою работоспособность в обычных ситуациях проектирования. Пользуясь им, можно с достаточной уверенностью рассчитывать на успех. Тот факт, что многие крупные английские фирмы в течение нескольких лет субсидируют проводимые Мэтчеттом курсы, явно свидетельствует в пользу его метода: ведь специалисты по методо­логии проектирования в большинстве случаев пользуются весьма незначитель­ной поддержкой со стороны проектиров­щиков-практиков.

Хотя цели и результаты фундамен­тального метода проектирования пред­ставляются положительными, средства их достижения таинственны, а возможно, и опасны. Утверждения Мэтчетта, что он нашел способ изменения "порога созна­ния", выявления "структуры мышле­ния" и управления ею, звучат неправдо­подобно и даже зловеще: невольно на память приходят различные фокусы шарлатанов от психологии и пресловутое "промывание мозгов". Психолог-экспе­риментатор склонен будет тут задать такие вопросы: "Можно ли достичь такого же качества проектирования при использовании другого метода, который заставлял бы проектировщика посвя­щать проблеме все свое внимание в те­чение трех недель?" (такова продолжи­тельность обучения фундаментальному

Наши рекомендации