В этой заповеди -- Бог ПОВЕЛЕЛ всем людям -- ЧЕСТНО трудиться, быть -- ТРУДОЛЮБИВЫМИ, ДОБРОСОВЕСТНЫМИ и ОТВЕТСТВЕННЫМИ.


Да, мы, кто трудоспособен, трудимся. Но как? Уже накануне понедельника у многих из нас портится -- настроение: завтра на работу...


Мы ленимся -- работать, работаем кое-как, делаем брак, ПЛОХО -- исполняем свои обязанности. Бог этой Заповедью -- повелевает каждому человеку добросовестно -- трудиться и только своим честным трудом зарабатывать себе на жизнь, и на содержание своей семьи.


«Кто не работает -- да НЕ ЕСТ!» Эта Божия Заповедь ЗАПРЕЩАЕТ – ЛЕНЬ, ВОРОВСТВО и ТУНЕЯДСТВО!

Вышли на работу, вместо хотя бы мысленного: «Господи, благослови начать трудовую неделю», -- мысли: «Ох, скорее бы суббота, скорее бы на пенсию». Ворчим, если работы много. Стараемся урвать для безделья или своих дел, или пустой болтовни с сослуживцами -- побольше времени, за которое получаем зарплату.

Работаем -- не по совести, а только, чтобы начальство НЕ УВИДЕЛО -- нашего нерадения, только бы на выговор не нарваться; и нам не стыдно в день получки ПОЛУЧАТЬ -- деньги за такую работу. Мы еще обижаемся, что мало -- получаем денег, что нас не повышают по службе.

А если кто, даже из начальства, сделает нам замечание, что работаем не так, как должно, то тут же обида -- до слез, до грубости и дерзости тому, кто сделал замечание; и указывание на других, которые, по нашему мнению, еще хуже нас работают.

А может, кто из вас -- ВЫСМЕИВАЛ товарищей своих по работе, которые по совести работают, упрекая их в желании выслужиться. Может быть, СТАРАЛИСЬ – свалить свою ответственность или более тяжелую или менее выгодную работу -- на других. Кайтесь, кто узнает себя в этих обличительных словах исповеди. Господи, прости нас, грешных!

Бог судит наши дела -- по намерениям! Чистота, ЧЕСТНОСТЬ наших НАМЕРЕНИЙ и Безкорыстность должна быть -- во всём!

И еще: не пренебрегаем ли мы нашими служебными обязанностями по работе -- под предлогом посещения храма? Не используем ли мы, христиане, больничные листы не для того, чтобы лечиться, а чтобы мотаться по храмам и монастырям? Если кто поступал так, кайтесь Господу за обман.

А есть, еще и такие среди нас, которые, приехав в отпуск посетить святые места, настолько увлекаются, что РЕШАЮТСЯ -- на прогулы самовольно, да еще просят на это благословения у священника, искушая и священника и Бога. Кайтесь, кто виноват в этом перед Господом. Господи, прости нас, грешных!

Быть может, среди вас, присутствующих ныне на исповеди, есть такие христиане, которые умышленно УКЛОНЯЮТСЯ -- от общественного труда, СКРЫВАЮТСЯ -- под мнимой болезнью, или под такой болезнью, которая вполне позволяет работать. Людей, врачебную комиссию иногда еще можно обмануть, симулировав болезнь, но перед Господом -- открыто все! Церковь никогда не поощряла -- тунеядства! Не трудящийся -- да не ест, -- это сказал Апостол Павел. Кайтесь, кого совесть укоряет, и немедленно -- ИЗМЕНИТЕ свой образ жизни.

Монашествующие, живущие в монастырях, с радостью ли, с предельным ли усердием и любовью исполняете вы порученное вам послушание? Не ропщете ли -- на начальство, посылающее вас на послушание, не отказываетесь ли -- от возлагаемых послушаний из-за упрямства, желания покоя или гордости? Не считаете ли, что выполняемое послушание -- унизительно для вас? Кайтесь Господу, если сознаете за собой эти неисправности монашеской жизни. Господи, прости нас, грешных!

2. А как мы проводим -- «день седмый», то есть воскресенье и праздничные дни, которые обязаны посвятить Господу? Да мы давно смешали все дни, Господи, мы с головой ушли в житейскую суету. Мы никак не можем оторваться от снедающих наше время и силы забот и домашних работ. Нам все некогда, ни на что -- не хватает времени и в особенности -- на молитву и на добрые дела.

Кто из нас ежедневно и внимательно ИСПОЛНЯЕТ -- утреннее и вечернее молитвенное правило?Господи, прости нас, грешных, нам «некогда»!

А не задумывались ли вы, что, потратив, допустим, полчаса утром на прочтение со вниманием и сокрушением сердца утренних молитв, главы из Евангелия и Апостольских посланий, и вы получите духовную зарядку на весь день? И дела БУДУТ -- лучше спориться, найдутся помощники, -- только утром об этом надо просить у Господа.

То же и вечером на сон грядущий, те же 20 - 30 минут молитвы -- и Господь силен за несколько часов сна -- восстановить силы, дать вам бодрость. А потом, кто из вас может поручиться, что, ложась на временный отдых, НЕ ЗАСНЕТ -- вечным сном?

Мы так закружились в водовороте дел и забот, что НЕ ПОМНИМ -- о смерти.Вырвите свою душу хоть на один день в неделю из этой бешеной гонки дел. Отдайте «день седмый» Господу по заповеди Его! И вы сами убедитесь, насколько упорядочится ваша жизнь. Господь пошлет благословение -- на ваши труды, на вашу семью, на ваши дома, на вашу деятельность. А за прошедшие нарушения заповеди Твоей прости нас. Господи!

   

3. Но, если мы даже и не работаем -- в воскресные и праздничные дни, то грешим тем, что ЛЕНИМСЯ -- пойти в храм. А знаете ли вы, что 80-е правило Шестого Собора гласит: «Аще... мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия... в три воскресные дни... не приидет в церковное собрание: ...да будет УДАЛЕН из общения», то есть ОТЛУЧЕН -- от Церкви. Господи, прости нас, грешных!

Многие из нас, стоящих здесь, наверно, утешают себя мыслию: «Мы-то уж в храм ходим, и даже чаще, чем раз в неделю!» Ходим-то, ходим... а как ВЕДЕМ -- себя в храме?

Мы безо всякого страха и благоговения переступаем -- церковный порог. Мы куда-то протискиваемся, толкаемся, ругаемся, огрызаемся и даже деремся -- в храме. Опомнитесь! Господи, прости нас, грешных!

У каждого храма есть свой Ангел Хранитель, и он ЗАПИСЫВАЕТ -- на невидимую хартию ПОВЕДЕНИЕ -- всех входящих в храм. Храм -- это место особенного присутствия Бога На земле. Это — Небо на земле! С каким же благоговением и страхом, мы, великие грешники, должны переступать церковный порог, как ОСТОРОЖНО -- должны вести себя в этом святом месте.

А как мы ведем себя?! Вот некоторые вопиющие безобразия нашего поведения в храме. Многие из тех, кто постоянно ходит в один и тот же храм или храмы нашей обители, почему-то считают, что у них есть в храме «СВОЕ», прямо-таки купленное место. И подумайте только, что вы делаете, если пришли, а место уже занято кем-то другим, кто раньше вас пришел в храм. Неужели вы думаете, что если вы -- ОБИДИТЕ человека тем, что СГОНИТЕ его с «Вашего» места, -- Бог услышит ваши молитвы?! Да, потом, на этом месте хоть лоб расшибите в молитве о каменные плиты, ваша молитва – будет ПРОТИВНА Богу! Это тяжкий грех!

Хорошо стоять в каком-то месте, но тогда -- ПРИДИ приди пораньше и встань спокойно на любимое место, а если оно уже кем-то занято, СМИРИСЬ --, уступи с любовью, и Господь тебе еще больше даст.

Помните, что это не пустые слова, а непреложная истина: ВЫГНАЛ -- человека тем или иным способом — ничего НЕ ПОЛУЧИШЬ от Господа. Уступи с любовью -- такую молитву Господь не только примет, а, может, еще и сподобит с умилением помолиться. Положите после этой исповеди НАЧАЛО -- исправлению. Сначала, наверное, будет трудно, а потом с благодарностью вспомните эту исповедь.

Некоторые по немощи и болезни не в силах выстоять церковную службу и как-то устраиваются посидеть. Господь видит сердце человека и Сам знает его телесные немощи. Вы же, имеющие силу и здоровье, НЕ ОСУЖДАЙТЕ -- немощных, будь он молод или стар. Не делайте сидящим никаких выговоров и замечаний. Это дело совести самого человека. И молодой может быть полным инвалидом. Иначе Бог вас самих – ЛИШИТ здоровья – вот, тогда все и поймете – да ПОЗДНО будет!

Мне рассказывал один человек, что во время Божественной Литургии, во время Евхаристического канона, одна пожилая женщина СГОНЯЛА -- с места сидящую на стульчике сравнительно молодую женщину. И на тихие, умоляющие слова последней, что она НЕ МОЖЕТ -- стоять из-за язвы на ноге, послышались страшные слова обидчицы: «Да чтоб твоя нога у тебя -- отгнила совсем и отвалилась!» А потом, как ни в чем не бывало, эта женщина -- крестилась, кланялась, пошла причащаться. И не понимает эта жестокая женщина, что она сама себя -- ПРОКЛЯЛА на этой службе – это у неё ноги НАЧНУТ гнить и болеть – Бог накажет! А сколько у нас и в разных вариантах повторяются такие, прямо-таки -- не человеческие, а сатанинские диалоги в храме.

Мало того, оскорбим, ОБИДИМ -- своим грубым замечанием человека в храме, да ещё и лицемерно закончим свой приговор -- притворно-смиренными словами: «Прости меня, грешную!»Это звучит, как хулиганская насмешка: «Прости, что МАЛО тебе попало». Вот ведь, как лукава человеческая природа! Господи, прости нас, грешных!

Опомнитесь! Не давайте воли своему -- злому языку в храме, помните, что Господь не только долготерпелив, но что «Страшно впасть -- в руки Бога живаго».

И еще надо напомнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они НАРУШАЮТ -- тишину обители, но они МЕШАЮТ -- молиться тем, кто по тесноте или болезни не может -- стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственна подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен обители.

А к святому месту у них с ранних лет НАДО -- воспитывать Благоговение. Если дитя НЕ ПРИУЧИТЬ -- к Благоговению и ПОЧИТАНИЮ Бога – то, когда оно вырастет – веры в нем – НЕ БУДЕТ и в храм такие люди – НЕ ИДУТ, а это беда.

Если вы, бабушки, мамы, тетушки, взяли -- с собой ребенка в храм, то ДОЛЖНЫ -- следить за его поведением, ВНУШАТЬ -- еще дома, что храм -- это место святое, а обитель -- это не место для игр, что даже пройти-то по ней надо с особым настроением и благоговейной походкой. Господи, прости нашу – не благоговейность! Сами неблагоговейны и детей ПРИУЧАЕМ -- к этому.

Вот, так мы себя ВЕЗДЕ – НЕБЛАГОГОВЕЙНО и ведем: РАЗГОВАРИВАЕМ и ТОЛКАЕМСЯ в храмах, ПРИХОДИМ в храм -- в грязной одежде и обуви, женщины приходят в храм -- без платков и в брюках, мужчины приходят летом -- в шортах, накуренные.

Ставим иконы в грязные места и не протираем -- на них пыль, Беремся за церковные книги и иконы – ГРЯЗНЫМИ руками, РУГАЕМСЯ и кричим, курим и пьянствуем – там, где СТОЯТ иконы! Нам – все равно, а вот Богу -- нет!

Вот, за это НЕ БЛАГОГОВЕНИЕ – НЕ ПОЧИТАНИЕ Бога – Господь и ЛИШАЕТ людей настоящей веры и НЕ ДАЕТ – Покаяния во грехах! А это -- СТРАШНО! Все такие люди – погибнут!

   

4. Еще мы грешны против -- четвертой заповеди Закона Божия -- НЕСОБЛЮДЕНИЕМ постов, установленных Святой Церковью. Господи, прости нас, грешных!

Мы не соблюдаем -- даже телесный пост, то есть, воздержание -- от определенного рода пищи в определенное время. Но, если в какой-то степени и мере мы соблюдаем внешний пост, -- не гордитесь и не хвалитесь, ибо: «...ИСТИННЫЙ пост есть ВОЗДЕРЖАНИЕ -- языка, гнева и ярости, блудных похотей отлучение, празднословия, лжи и клятвопреступления. Кто из нас так постится?

Здесь уж все мы закоренелые и нераскаянные грешники. Об этой главной сущности поста мы нисколько не думаем. А вот телесный пост, наоборот, некоторые НАКЛАДЫВАЮТ -- на себя САМОВОЛЬНО во внеурочное время и снова грешат, НАРУШАЯ -- Устав церковный без благословения. Господи, прости нас, грешных!

В праздничные дни Устав Церкви позволяет утешение на трапезе, Можно, и не грешно, в праздник повкуснее поесть, посидеть за столом, пойти в гости или принять гостей. Но надо все это делать во славу Божию.

А может, кто из вас в праздник ДОХОДИЛ -- до скотского состояния объядения и пьянства, предавался паче всякой меры пустым развлечениям, какой-нибудь азартной игре, смотрению каких-либо не подобающих христианину пьес или кинокартин, может быть, целый день просидел у телевизора, или играл в карты, предавался каким-нибудь -- диким пляскам и песням? Кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных!

Нам, христианам, нужно дорожить свободным от трудов праздничным временем! Почитать святоотеческую книгу, навестить больного, пригласить к себе одинокого человека, пусть погреется теплом твоего радушного гостеприимства, навестить человека, в беде находящегося, хоть словом, а если можешь, и делом помочь тому, кто изнемогает в этот момент под бременем неприятностей, болезни или каких-либо материальных недостач. Блажен, кто так проводит праздники! А кто грешен, кайтесь! Господи, прости нас, грешных!

Наши рекомендации