Первый – оглашенные, как ещё не крещенные.


Второй – крещенные, но возлюбившие -- постыдные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для которой крещены: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные, которые, будучи таковыми, не чувствуют, что ЯВЛЯЮТСЯ -- врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому -- не сокрушаются, не плачут -- о грехах своих и не каются.


Третий – бесноватые, если они хулят и поносят -- это Божественное Таинство.


Четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили -- греховные дела свои и исповедались, но НЕСУТ -- наложенную на них епитимию – пока она не закончится,


И пятый – те, у которых не созрел ещё плод покаяния, то есть, которые НЕ ДОШЛИ -- ещё до решимости посвятить -- Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем -- во Христе жизнью чистой и безукоризненной.


Эти пять классов -- НЕДОСТОЙНЫ Святого Причастия.


Достоин же Причастия Святых Таин, кто чист и не причастен грехам, о которых мы сказали.


Но когда, кто-либо из таковых достойных -- осквернится каким-либо осквернением, как это может случиться с человеком, тогда, конечно, и он НЕДОСТОЙНО -- причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился». Важно иметь страх Божий, то есть, ощущать величие Святыни, по сравнению с которой мы все крайне ничтожны и нечисты


Достойное приготовление к таинству Евхаристии настолько -- ВАЖНО, что святой апостол Павел уделил этому особое наставление: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню -- НЕДОСТОЙНО, виновен будет против -- Тела и Крови Господней.


Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет -- НЕДОСТОЙНО, тот ест и пьет осуждение -- себе, не рассуждая о Теле Господнем.


Оттого многие из вас -- НЕМОЩНЫ и больны и немало -- умирает» (1 Кор. 11: 27–30).


Итак, Святое Причащение может быть не только во здравие и спасение, но и в осуждение и МОЖЕТ привести -- к болезни и смерти, о чем говорит апостол Павел, – если человек принимает Святые Дары с НЕЧИСТОЙ -- душой, без должной -- веры и благоговения.


Поэтому, так важно хранить свое сердце от осквернения грехом и СТАРАТЬСЯ -- как можно более тщательно, внимательно ГОТОВИТЬСЯ -- к Святому Причащению. А для этого важно иметь -- страх Божий, то есть, ощущать ВЕЛИЧИЕ -- Святыни, по сравнению с которой мы все крайне ничтожны и нечисты, бояться хотя бы в мыслях погрешить -- пред пребывающим в Святых Дарах Господом.


О достойном и недостойном причащении прекрасно рассуждал святитель Иннокентий Иркутский: «Кто ДОСТОЙНО -- причащается Святых Таин, тот таинственно -- соединяется с Иисусом Христом – то есть, кто с истинным Покаянием, с чистой душой и со страхом Божиим и верою ПРИНИМАЕТ -- Тело и Кровь Христову, тот, в то же время ПРИНИМАЕТ -- Святого Духа, Который, войдя в человека, приготовляет в нем место для принятия -- Самого Иисуса Христа и Бога Отца, и, он становится -- храмом и обиталищем живого Бога.


Но, кто причащается Тела и Крови Христовой -- НЕДОСТОЙНО, то есть, НЕЧИСТОЙ во грехах -- душой, с сердцем, НАПОЛНЕННЫМ – гордыни, лжи, злобы, обиды, мщения и ненависти, тот не только НЕ ПОЛУЧИТ -- Святого Духа, но становится подобным -- Иуде предателю и как бы вторично распинает – Господа Иисуса Христа».


Потому-то, ко Причащению НЕЛЬЗЯ -- готовиться НЕРАДИВО, наспех, кое-как, будто бы мы приступаем к какому-то обычному делу. Задумаемся: Причащение Святых Таин воскрешает душу, доставляя ей Небесные блага, а с этим сокровищем не сравнится ничто из благ мира земного. Поэтому, ВАЖНО, ХРАНЕНИЕ -- себя от небрежения, неблагоговения, так и приготовление себя посредством -- Поста и исполнения положенного молитвенного правила к достойной встрече Небесного Гостя.


Неправильно, осознавая свое -- недостоинство, НАДОЛГО -- откладывать участие в Святом Причащении.

Вместе с тем, ВАЖНО помнить, что мы никогда не станем полностью достойны Святых Таин, поскольку никогда -- не обретем совершенной перед Богом чистоты.

Однако это не значит, что ввиду нашего -- недостоинства нужно откладывать участие в Причащении.

Вспомним, что Спаситель НЕ ОТВЕРГАЛ -- даже самых тяжких грешников, но, правда, при одном условии: у всех них БЫЛО искреннее -- Покаяние, глубокое смирение и горячая вера в Бога. И если, мы, зная свою греховность и духовную слабость, после исповедания своих грехов на таинстве Покаяния со смирением приступим -- к Чаше, Господь ПРИМЕТ -- нас, не отвергнет и преподаст Свои Небесные Дары.


Как наставлял преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «Мы не должны устраняться -- от причащения Господня из-за того, что СОЗНАЁМ -- себя грешниками; но еще более и более с жаждой надобно ПОСПЕШАТЬ -- к нему как к Небесному лекарству -- для УВРАЧЕВАНИЯ -- души и очищения духа, однако же с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя -- недостойными принятия такой благодати, мы желали больше -- врачевства для наших ран».

Напротив, воспоминание собственных добрых дел (как это известно из притчи о мытаре и фарисее) выражает собой -- самую страшную греховную страсть – гордыню, которая совершенно не допускает воссиять в душе благодати Божией.


Тот же святой Иоанн Кассиан наставлял: «Гораздо правильнее было бы принимать их (Святые Таины) с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда НЕ МОЖЕМ -- достойно прикасаться Святых Таин».

Наши рекомендации