Научиться -- разговаривать с богом.

Вот этот разговор с Богом для человека всегда -- является проблемой, потому что научиться говорить человеку с Богом -- очень непросто. Мы – люди, и друг с другом тоже УЧИМСЯ -- разговаривать для того, чтобы ПОНЯТЬ, услышать -- друг друга. Поэтому, мы по-разному говорим -- с разными людьми: определенным образом – с детьми, подчиненными, начальством, друзьями и так далее. У нас для каждого человека -- есть свой язык, своя интонация, мы даже выбираем определенные слова для того, чтобы говорить с разными людьми.

Разговор человека – грешного и ограниченного, немощного и много чего не знающего и не понимающего, но стремящегося к Богу с Самим Богом: недоступным, невидимым, непостижимым, – вещь крайне непростая.

Если человек об этом не задумывается, а просто уверен: «Вот я взял в руки молитвослов, сейчас прочту утренние и вечерние молитвы, и все хорошо – Бог меня услышит», – это, я бы сказал, даже опасно.

Потому что молитвенное правило, прежде всего, УЧИТ -- настраивать свое сердце для того, чтобы человек ПРАВИЛЬНО -- смог поговорить с Богом, смог к Богу как-то себя донести, чтобы человек МОГ -- быть Богом понят, услышан. А Сам Бог мог быть -- УСЛЫШАН и правильно понят человеком. Именно поэтому молитвенное правило можно назвать камертоном.

Человек похож на некий музыкальный инструмент. Важное внутреннее, что в нем есть, должно звучать чисто, не фальшивить. Когда мы повторяем молитвенное правило, мы через него УЧИМСЯ -- молиться, оно приводит нас к чистому звучанию нашего сердца, наших мыслей, наших чувств, нашего ума по отношению к Богу.

Это первое задание молитвенного правила, через которое человек учится молиться. Если правило выбрано – или даже не выбрано, а просто воспринято без всякого рассуждения, автоматически, не понято, не разобрано, не воспринято, в этом правиле у человека даже нет любимой молитвы, а просто есть все молитвы, которые надо - прочитать, не очень понимая, о чем я в этих молитвах к Богу обращаюсь, то, конечно, со временем это правило СТАНЕТ -- обузой, кандалами. Человек может вообще ПЕРЕСТАТЬ -- молиться.

А это очень опасно – ПЕРЕСТАВ – молиться, человек начинает – ТЕРЯТЬ веру, ЛИШАЕТСЯ -- полностью ЗАЩИТЫ Божьей, что приводит к разным неприятностям и несчастьям.

Человек, когда ПЕРЕСТАЕТ – молиться, это как раз ЗНАК -- того, что он просто изначально неправильно, чисто ФОРМАЛЬНО -- относился к правилу.

К сожалению, очень часто слышу от священников жесткое вопрошание: «А вы правило вычитали? А вы все правило почитали? А вы утренние, вечерние молитвы - читаете полностью?» Такое законническое отношение никак НЕ МОЖЕТ -- человеку помочь в его духовном росте, а просто – ОТТОЛКНЕТ его от Бога и от Церкви.

Когда мы говорим о молитвенном правиле, мы помним, что оно должно быть ВЫБРАНО -- самим человеком, возможно, вместе с духовником. И, опять-таки, это не мои слова, а святителя Игнатия (Брянчанинова), человека, который прошел долгий аскетический путь познания Бога.

Молитвенное правило не должно быть -- над тобой, выше тебя. Оно дано тебе -- как ПОМОЩЬ, а не ты его - раб, и не ты ему - служишь, и ты не ради -- молитвенного правила утром - встаешь, а вечером ложишься спать.

Ты должен утром ВСТАВАТЬ – ради Бога! Радоваться каждому -- новому дню и своей -- встрече и общением с Богом! Правило должно быть -- посильным и хорошо понято тобой.

Если у человека сейчас есть проблема с молитвенным правилом, он просто ФОРМАЛЬНО, равнодушно «ВЫЧИТЫВАЕТ» его, пусть он еще раз посмотрит -- на эти молитвы, ОТБРОСИТ -- все, что в этих молитвах -- не понятно, или ему просто -- не нужно, и ОСТАВИТ только то, что его – вдохновляет, что ему - необходимо. Через это он сможет найти самого себя в этих молитвах, на самом деле очень глубоких и замечательных. Тогда это молитвенное правило поможет ему снова НАЧАТЬ -- свой путь к Богу.

ПРО СВОБОДУ.

Второй момент: молитвенное правило по отношению к внутренней молитве – воспитательный путь. Молитвенное правило УЧИТ -- человека прибавлять к молитве - определенное движение своей собственной души. То есть, дает возможность НАУЧИТЬСЯ -- говорить с Богом своими словами.

Здесь я вспомню слова святителя XIX века Феофана Затворника, который говорит о том, что молиться только лишь по молитвослову похоже на то, как говорить с Богом через -- разговорник, как на иностранном языке.

Неужели у каждого из нас НЕТ в сердце -- СВОИХ слов к Богу? Неужели у каждого из нас до сих пор не родилось ни одного глубинного переживания, когда мы можем Богу - от сердца правильно, радостно, своими словами, что-то говорить, хвалить - Его, благодарить - Его, каяться - Ему, просить - Его?

Ведь молитва, прежде всего, свободна. И там, где в молитве НЕТ -- свободы, самой молитвы тоже быть – НЕ МОЖЕТ. Поэтому, здесь человек становится в каком-то смысле -- поэтом, ТВОРЦОМ -- молитвы, потому что всякая молитва сродни поэзии. И в этом смысле человек, который говорит с Богом, становится -- похожим на Бога, Творца. Бог говорит с нами на языке -- поэзии, а все Священное Писание – это поэзия. И пророки говорят на языке поэзии, и великие святые.

Человек должен уметь быть -- поэтом, БЫТЬ -- свободным. Я не имею в виду, что он должен быть графоманом исочинять для Бога какие-то молитвы. Нет. Но я говорю о том, что когда человек СВОБОДНО -- молится, он так или иначе получает от этого - поэтический дар, реализует в себе поэтический дар.

Если у человека НЕТ -- в молитве свободы, значит, он чего-то о Боге – пока НЕ ЗНАЕТ, значит, он с Богом еще в своей жизни -- не соприкоснулся. Потому, что настоящий опыт соприкосновения с Богом человек ПОЛУЧАЕТ -- только через искреннюю, настоящую молитву.

Мы можем позволить себе молиться искренне, глубоко лишь в минуту глубочайших переживаний. Но это же неправильно! Человек должен говорить с Богом -- ежедневно, всегда, когда захочет.

Мы боимся -- выйти из общего строя, а потому, стремимся стать одинаковыми. Мы не должны двигаться ни вправо, ни влево, нам нужно оставаться в какой-то серенькой середке. Потому что боимся впасть - в прелесть.

Но прелесть СВЯЗАНА -- не со свободой, а с гордыней, с эгоизмом. Вот, чего НАДО -- действительно по настоящему – БОЯТЬСЯ!

Да, святитель Игнатий в своем учении о молитвенном правиле говорит о том, что не нужно - сочинять молитвы Богу. Действительно, не нужно. А вот, выражать себя -- языком своей собственной жизни, языком своего собственного богопознания человек -- должен. Иначе молитвы – НЕ БУДЕТ.

ПРО ИИСУСОВУ МОЛИТВУ.

Нужно учиться молиться -- Иисусовой молитвой. Не надо -- бояться ее, страшиться того, что якобы человек, если у него НЕТ -- духовного руководителя, обязательно должен -- сойти с ума. Это неправда.

Она, даже ДАЕТСЯ -- в правиле для неграмотных. Можно, например, любому человеку читать утренние и вечерние молитвы, а можно, вместо утренних и вечерних молитв ПРОЧИТАТЬ, предположим, пятьдесят - Иисусовых молитв.

Я из собственного опыта знаю, что иногда, в минуту - усталости, в минуту какого-то внутреннего опустошения, ты не можешь взять в руки Молитвослов и читать знакомые тебе молитвы. Тогда ты берешь в руки четки и не спеша, не очень много, произносишь Сладчайшее Имя Иисусово и говоришь: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Неужели это не молитва?!

Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует ОБРАЩАТЬ -- большее внимание в Иисусовой молитве на слова «помилуй мя, грешного», говорить их с особым усилием. Это важно – чувствовать и понимать перед Богом – свою грешную жизнь, свои грехи и недостатки, а также, ПРОСИТЬ -- у Бога милости к себе, чтобы Бог помиловал вас и помог вам в жизни, и ваших делах и трудностях.

Но все-таки здесь главное – имя Самого Господа Иисуса. Поэтому, когда человек в молитве Иисусовой - особое сердечное внимание ОБРАЩАЕТ -- на Имя Христа, поверьте мне, его сердце -- ОЖИВАЕТ. И в этом – одна из тайн молитвы Иисусовой.

Так, что иногда ПОЛЕЗНО -- вообще СМЕНИТЬ -- молитвенное правило -- на Иисусову молитву. Можно поменять утренние и вечерние молитвы -- на чтение псалмов.

Чтение Псалтири – Великое дело! Сколько мудрости Божьей Человек -- почерпнет из Псалтири! И какую великую БОЖЬЮ помощь ПОЛУЧИТ в жизни – любое зло ПРЕКРАЩАЕТСЯ!

Можно поменять ту или другую молитву на чтение других молитв. То есть, у человека ЕСТЬ полная свобода -- ВЫБИРАТЬ себе молитвенное правило в разных обстоятельствах жизни так, как он -- ХОЧЕТ, молиться так, как ему сейчас нравится. Главное – молиться.

И вот, когда человек это понимает, тогда он НАЧИНАЕТ -- любить молитвы, тогда он НАЧИНАЕТ -- хотеть молиться, тогда его душа как бы просит -- молитвы. Все становится на свои места.

Оказывается, из этого строя можно - спокойно выходить. Пора понять, что нам, христианам, ДАНА -- свобода. Эту свободу мы должны иметь и хотеть ее реализовывать. И тут, много зависит от священства, которое должно тоже полюбить эту свободу, не бояться ее и уметь эту свободу радостно даровать своим прихожанам.

ПРО ИСПОВЕДЬ.

Если человек чувствует, что вновь ПРИНЕСЕТ -- на исповедь очередной привычный список грехов, НЕ ИСПЫТЫВАЯ -- при этом никакого внутреннего переживания, то, наверное, НАДО -- сделать какую-то паузу, прийти в себя, выйти из этого порочного круга -- фальши и формализма.

Почему – формализм? Потому что, если человек ПОСТОЯННО исповедует – одни и те же грехи, совершенно НЕ ПЕРЕЖИВАЯ -- за них, а как бы, просто СДАЕТ эти грехи священнику, чтобы ПОЛУЧИТЬ -- не прощение Божье за эти грехи, а Благословение – то есть, РАЗРЕШЕНИЕ священника – своеобразный ПРОПУСК – ПРИНЯТЬ причастие – то это уже не исповедь. Это – ОБМАН Бога. А значит, и это причастие, хоть священник и допустил ко причастию – ИДЕТ во грех.

Ведь, если человек БОРЕТСЯ -- со своими грехами, с недостатками характера, например: с обидчивостью, с раздражительностью, с гневом, с эгоизмом, с тщеславием и самомнением, с унынием и ленью, с ложью, с блудными помыслами или с со сквернословием, с курением и пьянством – то эта БОРЬБА протекает тяжело.

Человек – ПОСТОЯННО совершает эти грехи и потому и ПЕРЕЖИВАЕТ из-за этого, он очень ХОЧЕТ – ИЗБАВИТЬСЯ от них, ИСПРАВИТЬ -- себя, СТАТЬ -- лучше, добрее, спокойнее, но у него ВСЁ никак это – НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Вот такую Исповедь – Господь принимает и ПРОЩАЕТ -- человека. Такая исповедь, уже НЕ МОЖЕТ называться – ФОРМАЛЬНОЙ, наоборот, она сгусток боли и переживания человека и только тогда, человек – причащается с Великой пользой.

А уж воля Самого Бога – когда Он ИЗБАВИТ -- человека от его недостатков.

Часто Господь ПОПУСКАЕТ -- такое ГРЕХОВНОЕ состояние человека – для его же пользы, для его -- СМИРЕНИЯ, для того, чтобы человек наконец-то не только понял, но и хорошо УБЕДИЛСЯ -- в том, что САМ он -- БЕЗ помощи и милости Бога – НИЧЕГО в жизни сделать – НЕ МОЖЕТ!

И не может сам – ИСПРАВИТЬ себя, что НЕТ в жизни – никакого САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, что без воли Божьей – НИЧЕГО не происходит!

Господь сказал в Евангелие:Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может - приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если - не будете во Мне. Без Меня не можете – творити ничегоже.Иоанн 15 г.

Слава Богу, что-то в наше время сдвинулось с места. Принят, даже целый документ «Об участии верных в Евхаристии», где строгость и формализация исповеди, как обязанность -- каждого исповедоваться перед каждой Евхаристией, все-таки снята. Это дает возможность людям -- выдохнуть, уйти от боязливости. Потому что, в общем-то, люди напуганы.

Из-за чего все происходит? Наша беда – величайшее недоверие к человеку, когда каждого человека ты - подозреваешь, что он грешник, что он не постится, не готовится к причастию, не исповедует свои грехи, что он вообще не такой и его обязательно НАДО -- все время проверять. Он же обязательно должен находиться - под чувством особой вины. Не дочитал чего-то? Все, он уже крайний преступник. Чего-то - не до исповедовал, не дописал какой-то грешочек в списке? Все, он уже -- в суд и осуждение причастился. Это же беда.

Наши рекомендации