Образ Второго пришествия Христова

Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам:

“Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1, 11).

Если в первый раз Господь приходил на землю в состоянии уничижения, то Второе пришествие Его будет со славой и величием:

“приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими” (Мф. 16, 27) и “… сядет на престоле славы Своей” (Мф. 25, 31).

Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех:

“как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24, 27).

2. Образ и содержание будущего суда Христова

Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо

“Отец… весь суд отдал Сыну” (Ин. 5, 22), “Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых” (Деян. 10, 42).

В осуществлении суда будут участвовать также

а) Ангелы, которые “соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие” (Мф. 13, 41) и “отделят злых от среды праведных” (Мф. 13, 49);

б) апостолы, которым Господь сказал: “сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Лк. 22, 30);

в) вообще святые — “разве вы не знаете, что святые будут судить мир?” (1 Кор. 6, 2).

В качестве подсудимых будут выступать:

а) все люди, ибо “всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. 5, 10);

б) падшие ангелы, которых Господь “соблюдает в вечных узах на суд великого дня” (Иуд. 6).

Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1Кор. 6, 3) с участием святых.

Предметом суда и основанием для осуждения будут

а) добрые и злые дела, “чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5, 10);

б) слова, ибо “за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф. 12, 36–37);

в) “намерения сердечные” (Евр. 4, 12), которые Господь обнаружит, осветив “скрытое во мраке” (1 Кор. 4, 5).

Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк. 12, 48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11, 21–23), ибо “нет лицеприятия у Бога” (Рим. 2, 11).

Приговор (Мф. 25, 32–46) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф. 13, 42, 50).

Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:

а) исследование правоты или виновности подсудимого;

б) произнесение над ним приговора.

Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.

“Совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела…, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления”4.

Приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни.

Виды царствия Христова и бесконечное Царствие Христово

“Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в третьих, все блаженные на небеси”5.

Эти три составляющие Царствия Христова соответственно называют

1) царством природы;

2) царством благодати, потому что собрание верных на земле, то есть наша Церковь, есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати;

3) царством славы.

Изречение Символа, согласно которому царствию Христову “не будет конца”, относится к царству славы6, о котором Архангел Гавриил благовествовал Богоматери:

“Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки; и Царству Его не будет конца” (Лк. 1, 32–33).

Примечания. Глава VIII.

1. Пространный Христианский Катихизис…, с. 47.

2. Против ересей, кн. 5, гл. XXX, с. 512.

3. Точное изложение…, кн. 4, гл. XXVI, с. 161.

4. Пространный Христианский Катихизис…, с. 46.

5. Там же, с. 47.

6. Там же.

Глава IX
О восьмом члене Символа веры

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков — духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века 1.

Наши рекомендации