Признаки второго пришествия.

Иисус Христос, говоря о неизвестности дня и часа Своего пришествия, не оставил верующих в совершенном неведении о времени наступления этого события. В охранение их от произвольных и вредных для преуспеяния духовной жизни мнений, Он благоволил указать некоторые признаки, по которым, бодрствующие и ожидающие пришествия Христова, могут узнать близость наступления его.

"Когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях" (Мт 24:33).

"Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие" (Лук 21:31).

В Священном Писании указаны два главных признака приближения второго пришествия Христова: 1) распространение евангелия во всем мире, имеющее закончиться обращением ко Христу еврейского народа и 2) необычайное усиление и распространение зла во всех областях жизни человеческой и явление антихриста, в котором зло найдет полное завершение и выразится в жестокой брани против добра и Царства Христова.

"Но сему (второму пришествию Господа) должно предшествовать, - учит православная Церковь, - следующее: проповедано будет евангелие всем народам, явится антихрист, произойдут великие войны, глады, язвы и другое подобное."

а) Проповедание Евангелия между народами и обращение еврейского народа.

Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мт 24:14; ср. Мр 13:10).

"Но что значит: во свидетельство всем народам? Так как Евангелие всюду было проповедано, - замечает святой Иоанн Златоуст, - но не всюду уверовали в него, Христос говорит: во свидетельство будет не уверовавшим, - то есть, в обличение, в осуждение; во свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших и осудят их."

"Тогда придет конец... Следовательно, не пришел, а только, так сказать, приблизился. Таким образом мы имеем здесь общий признак конца (этого порядка вещей, конца настоящего мира), а не непосредственный, так что точное наступление кончины мира остается неизвестным. Блаженный Августин на вопрос епископа Исихия о времени кончины мира отвечал: тогда придет... - что означает как не то, что не придет прежде. Но когда придет после, - неизвестно это для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется Евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца."

Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников. Итак, весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова (Рим 11:25-26).

Так как вступление в Церковь Христову полного числа язычников совпадет с концом проповеди Евангелия всем народам, и иудеи обратятся ко Христу не раньше того, как войдет в Церковь полное число язычников, то, следовательно, обращение всего Израиля произойдет в самые последние времена и послужит признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. Указание на то, что иудеи обратятся ко Христу незадолго до Его пришествия содержится также в других словах апостола: если отвержение их (иудеев) - примирение мира (с Богом), то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим 11:15). Т.е. ничему иному не оставалось бы совершиться (по обращении иудеев ко Христу), как воскресению мертвых, так как весь мир будет духовно оживлен.

Обращение Израиля имеет совершиться при посредничестве пророка Илии.

Блаженный Феодорит, объясняя ст. 25:26 11-й гл. Посл. к Римлянам, пишет: "тайна есть то, что известно не всем, но одним доверенным. Посему, говорит апостол, хочу сделать для вас известным, какую тайну о предмете нашего рассуждения знаем мы, чтобы вы, почитая себя очень разумными, не составили оттого высокого о себе мнения... Апостол сказал: отчасти, давая знать, что не все не уверовали; ибо многие из иудеев уверовали. Советует же не отчаиваться в спасении и прочих. Ибо, по принятии проповеди язычниками, уверуют и они, когда придет великий Илия и возвестит им учение веры. Сие и Господь изрек в священном Евангелии: Илия должен прийти прежде и устроить все. (Мт 17:10-11).

О пришествии пророка Илии пред концом мира и о его деятельности среди Израиля говорит пророк Малахия: "Вот Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И от обратит сердце отцов к детям и сердца детей - к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием" (4:5-6).

"Сказал: Вот Я пошлю к вам Илию пророка... - и, означая время, - замечает блаженный Феодорит, - присовокупил: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Так наименовал день второго пришествия; извещает же что сделает пришедший великий Илия. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их. И показывая цель, для которой придет Илия прежде, присовокупил: чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием. Чтобы Мне, нашедши всех вас в неверии, не предать всех нескончаемому мучению, Илия придет прежде, возвестит вам о Моем пришествии и убедит вас, иудеев, без всякого сомнения присоединиться к уверовавшим в Меня язычникам и составить единую Мою Церковь. Отцами же называет пророк иудеев, как призванных прежде, а сынами - язычников, как спасенных после иудеев."

Иисус Христос имел в виду это пророчество, когда на вопрос учеников: "как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?" - сказам им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все (Мт 17:10-11).

Святой Иоанн Златоуст, объясняя данное место, пишет: "Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия (стих 12), - называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. Α если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет, потому и сказал: Илия должен придти прежде и устроить все. Что такое - все? То, о чем сказал пророк Малахия (4:5-6). Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. Α чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя фесвитянином, а Иоанн фесвитянином не был."

б) Явление антихриста.

Пред самым пришествием Христовым, когда человечество будет в состоянии страшного религиозного и нравственного падения (2 Тим 3:1-5; 1 Тим 4:1-3; 2 Пет 3:3-4), когда зло распространится по всей земле, явится антихрист и откроет беспощадную борьбу против Церкви Христовой и вместе с тем - против Самого Бога и своею деятельностью завершит меру зла и окончательно приведет человечество к неизбежной гибели.

"Борьба между двумя диаметрально противоположными царствами (царством света, добра и царством тьмы, зла) будет становиться все обостреннее, и в конце концов пред самою своею погибелью боговраждебный мир в предсмертной агонии так разовьет свою враждебную энергию, что дальнейшее существование настоящего миропорядка сделается совершенно невозможным. Все злое и боговраждебное в мире сконцентрируется в одном лицо антихриста, который и сделает последнюю попытку ниспровергнуть Царство Христово и занять место Бога."

Антихрист, имеющий прийти, будет определенным лицом, а не целым рядом лиц или олицотворением какого-либо направления или учения; о нем Иисус Христос сказал: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин 5:43). Здесь Господь иного противопоставляет Себе, действия иного во имя свое - Своим действиям во имя Отца, неверие иудеев в истинного Мессию - их вере в иного. А так как Господь Иисус Христос есть истинное и единое лицо, то и под иным, имеющим придти во имя свое нужно разуметь также одно определенное лицо.

"Но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос, - отвечает св. Иоанн Златоуст, - намекает на антихриста... Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, т.е. что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя богом над всем (2 Фес 2:4). Это именно и значит, что он придет во имя свое."

"Господь говорит неверующим Ему (Ин 5:43), под другим, - пишет святой Ириней Лионский, - разумея антихриста, который чужд Господа: ...переселит царство в Иерусалим и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос."

Об антихристе, его свойствах и о времени его явления ясно учил апостол Павел во втором Послании к Фессалоникийцам (2:1-12). Среди солунских христиан распространился слух, будто в самом непродолжительном времени наступит пришествие Господа и собрание к Нему верных христиан для встречи грядущего Христа (ср. 1 Фес 4:17), при чем, быть может, даже указывалось через сколько именно месяцев или дней наступит оно. Апостол не говорит, когда будет это пришествие, но он хорошо знает и поэтому утвердительно пишет, что дню Господню будут предшествовать два великой важности события: отступление (от веры, ср. 1 Тим 4:1), т.е. полное развитие беззакония, которое обнаружится непосредственно пред наступлением дня Господня (ср. Лук 18:8; Мт 24:11-12; Иуд. 1:18 и др.) и явление антихриста.

Да не обольстит вас никто и никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление (ή αποστασία) и не откроется человек (ο άνθρωπος - одно определенное лицо) греха, сына (ό υίός) погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 3-4).

Апостол желает выразить ту мысль, что сколь ни великою гордостью отличались некоторые личности, но всех их превзойдет своею гордостью антихрист. В последнем гордость будет сверхчеловеческою, сатанинскою. Он объявит себя богом, при ясном сознании, что он - не Бог, что есть особое, отличное от него Существо, Которое есть действительно Бог. В акте самообоготворения антихриста будет играть роль единственно его необычайная, диавольская гордость. Для него невыносимо, что есть Существо, к Которому люди относятся с благоговением и обращаются с молитвою. Гордому духу антихриста желательно, чтобы он - и только он один - был всем для людей и чтобы никого более не признавали они за высшее существо, кроме его - антихриста. И вот потому-то возгорается в нем адское желание уничтожить на земле поклонение истинному Богу и Христу и на пьедестал славы и величия, доселе занимаемый истинным Богом, поставить себя самого.

"Здесь (2 Фес 2:3-4) он говорит об антихристе, - замечает святой Иоанн Златоуст, - и открывает великие тайны... Называет его и человеком беззакония, потому что совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. Α сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, - но человек некий, который воспримет всю его силу... Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, - не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах, выдавая, говорит, себя за Бога."

"Назвал же его (антихриста), - пишет блаженный Феодорит, - человеком беззакония, потому что по природе он - человек, приявший в себя всю действенность диавола, а сыном погибели, потому что и сам погибнет и для других послужит виною погибели, ибо губитель человеков подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприняв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного приять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и Богом... Храмом же Божиим апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за Бога. Это предвозвещал и божественный Даниил." (Дан. 11:36-38)

"Называемый Бог есть здесь, - объясняет епископ Феофан, - всякое существо, которое в то время люди будут почитать Богом... Над всем этим антихрист будет выситься, давая понять, что всякий чтимый бог - ничто сравнительно с ним и что его одного должно чтить, как Бога (ср. Дан. 11:36-37). Святыня есть предмет благоговейного религиозного чествования, предмет или божески чтимый, или чтимый ради Бога, т.е. или божество, или храм, священные вещи и действия - все, входящее в чин богопочтения внешнего... Антихрист сочтет недостойным себя всякий вид богопочтения, какой застанет среди людей, всех их презрит, отвергнет и, конечно, заведет свой новый, ибо богом себя выставит, а бог без богопочтения не бывает. Он сядет в храме, как Бог, есть уже часть чина богопочтения... Будет же где-нибудь центральное место действования антихриста, и будет, конечно, определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того места и разумеет апостол. В этом храме и воссядет он, как Бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом. В Откровении говорится об образе зверином (13:14-15). Не его ли всюду поставят в храмах?"

Как человек, антихрист будет иметь определенное имя, но оно не открыто, и в Откровении указано только число имени ею. "Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть" (13:18).

"Относительно имени (антихриста) нам невозможно, - говорит святой Ипполит, епископ Римский (+269 г.), - высказать что-нибудь определенное; мы можем только предположить, как именно в данном случае размышлял и был научен блаженный Иоанн. Ведь только тогда, когда явится сам антихрист, время обнаружит искомое... Дело, в том, что мы находим много имен, соответствующих этому числу; таково, например, Титан (Τειτάν), Еванфас (Ευάνθας), Латинянин (Λατεϊνος). Впрочем, нельзя еще наперед предсказывать, что имя антихриста действительно и будет таковым, равно как нельзя отрицать, что он не может называться как-нибудь иначе."

"Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, - учит св. Ириней, еп. Лионский, - нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос остается нерешенным... Если бы необходимо было в настоящее время, чтобы его имя было открыто возвещено, то оно было бы объявлено тем, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век - под конец царствования Домициана. Он (Иоанн) показывает число имени антихриста, чтобы мы остерегались, когда он придет, зная, кто он; имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого."

В устных беседах с солунянами апостол подробно сообщил им те причины, по которым не появится антихрист прежде определенного времени, почему и в послании он кратко пишет: не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает (по-слав. "удерживающее" το κατεχον) открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (по-слав. "держай," ό κατέχων) теперь; (2 Фесс.2:5-7).

Тайна беззакония уже в действии, т.е. то зло, нечестие, безбожие среди людей, которое обнаружится в открытой форме и страшном размере пред пришествием антихриста (всеобщее отступление - ст. 3), уже во время жизни апостола имело место, хотя в незначительной степени.

"Думаю, - говорит блаженный Феодорит, - что апостол означил сим (тайною беззакония) породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония, потому что сеть беззакония в них сокрыта, сам же диавол явно ведет людей к богоотступничеству. Посему-то пришествие его апостол назвал открытием. Ибо то, что всегда приуготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и ясно."

"Если возьмем во внимание тайну благочестия, - объясняет епископ Феофан (Говоров), - о которой говорит тот же апостол в другом месте, то по противоположности можем навесть, и в чем тайна беззакония. Тайна благочестия в воплощении Бога: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16), то что Иисус, глаголемый Христос, есть Бог Слово, принявший на Себя человеческое естество. Вера в это разрушает царство греха, сатанинское. Тайна беззакония, придуманная сатаною, будет ухищрением сатаны подорвать и извратить сию веру... Он во всяком веке новую выдумывал кознь на прельщение верующих и ослабление или извращение в них веры в Боговоплощение. В настоящее время на западе - бездна христоборцев, и все они, как ни разны в частных воззрениях, сходятся в одном - в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе. Это-то зло будет расти, и Сын человеческий пришедши едва ли обрящет веру на земле (Лук 18:8). Вот какая тайна тогда откроется и придет въявь! Тайна беззакония, конечно, предполагает нравственное развращение, и его преобладание в последнее время представляется в Апокалипсисе под видом жены любодейцы великой, у которой на лбу надпись: тайна (От 17:5). Но нравственная испорченность у христиан - снаружи, а внутри - неверие в Господа. Порчею нравственною они приводятся к неверию, когда же неверие возобладает сердцем, тогда разлив безнравственности уже не имеет пределов. Неверие есть движущая скрытная сила беззакония, тайна в нем кроющаяся."

Что не допускает открыться ему в свое время? Блаженный Феодорит пишет в объяснение этих слов: "божественный апостол, как думаю, говорит не о римском царстве и не о благодати Духа; напротив того, признаю истинным утверждаемое другими. Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания. Посему Божие не позволяет явиться ему ныне."

"Добро и зло уже засеяно, развивается, растет, - говорит епископ Феофан по поводу слов апостола: - и удерживающее, и держай. Созреет же и то, и другое в свое время. Раньше того определенного срока сему быть нельзя. Теперь, как на вопрос, почему жатели не являются на поле, прямой ответ тот, что время еще не пришло, жатва не готова, так и на вопрос, почему не видно тех чаемых мировых событий, прямой ответ: еще не пришло Богом определенное проявлению их время. Но сюда же принадлежит и явление антихриста. Следовательно, и он не является по той же причине. И удерживает его Божие определение, как сказали блаженный Феодорит и за ним - блаженный Фотий... Этот момент (явления антихриста) отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще, желающий к Нему обратиться и служить Ему. Когда же некого будет более ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится... Прежде сказал: удерживающее, - здесь (стих 7) говорит: держай. Разумеет же одно и то же, только с двух сторон: там - определение Божие, а здесь - Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Свое определение. Слова "пока не будет взят от среды" не значат "уничтожится, перестанет быть, а устранится, сойдет со сцены, прекратит Свою сдерживающую деятельность.""

Апостол Петр также указывает на долготерпение Божие (2 Пет 3:9), как на причину, задерживающую наступление конечных событий, причем выразился ясно, и святой апостол Павел дает о ней одни намеки, как о предмете, хорошо известном читателям. Так как милосердие и долготерпение Божие тогда перестанут действовать среди людей, когда последние сами отвратятся от Бога, изымут из употребления имя Его и как бы удалят Его из своей среды, то в таком смысле о Господе можно сказать, что некогда Он от среды взят будет.

Наши рекомендации