Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире
Слова Символа “Имже вся быша” заимствованы из Ин. 1, 3:
“Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть”.
В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им.
“Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано” (Кол. 1, 16).
Поскольку Лица Пресвятой Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из Лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям:
“Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым”16.
Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36:
“Яко из Того и Тем и в Нем всяческая” (слав.).
На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение:
“из (от) Отца через Сына в Духе Святом”17.
Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются “независимо” одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын — как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила18. Так, “Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви:
“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Ин. 3, 16).
Сын есть Явление Любви, Откровение ее:
“Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего” (1 Ин. 4, 9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам:
“Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым” (Рим. 5, 5).
Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа “не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу”19.
Эту мысль можно пояснить следующим примером: огонь и исходящий от огня свет невозможно разделить. С одной стороны, свет логически последует огню, но с другой, и огонь освещает, и свет освещает, и огонь греет, и свет греет. Также Сын и Святой Дух творят то же, что и Отец. Кроме того, нужно отметить, что в таком порядке Откровения Божества нет никакой необходимости. Нам неизвестно, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Никакая внутренняя и внешняя необходимость не принуждает Его к этому, Бог открывает Себя так только потому, что так хочет20.
Примечания. Глава II
1. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993, т. I, с. 588.
2. Пространный Христианский Катихизис…, с. 29.
3. Христианство…, т. I, с. 589.
4. С. 30.
5. Пространный Христианский Катихизис…, с. 29.
6. См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 4, гл. VIII, сс. 126–127.
7. Там же, кн. 1, гл. VIII, с. 12.
8. Прп. Анастасий Синаит. Путеводитель, ЖМП, 1993, N 7, изд. цит., с. 82.
9. Пространный Христианский Катихизис…, с. 31.
10. Хопко Фома, прот., изд. цит., сс. 41–42.
11. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, с. 333.
12. Пространный Христианский Катихизис…, с. 31.
13. Там же.
14. Там же, с. 30.
15. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 41.
16. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 147.
17. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 364–365.
18. Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 7–8.
19. Точное изложение…, кн. 1, гл. VIII, с. 15.
20. Воронов Л., прот., изд. цит., с. 8.
Глава III
о третьем члене Символа веры
В Символе веры говорится, что Сын Божий пришел в мир “нашего ради спасения”. Однако прежде чем говорить о самом пришествии на землю Господа Иисуса Христа, необходимо рассмотреть вопрос о том, от чего, собственно, пришел спасти нас Сын Божий? Священное Писание говорит, что Мессия “спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1, 21), и самое спасение полагает “в прощении грехов” (Лк. 1, 77). Господь Иисус Христос явился в “умилостивление за грехи наши” (1 Ин. 2, 2), “для уничтожения греха жертвою Своею” (Евр. 9, 26). Он “умер за грехи наши” (1 Кор. 15, 3), дабы нам, бывшим “прежде рабами греха” (Рим. 6, 17), “не быть уже рабами греху” (Рим. 6, 6).
Следовательно, учение о Боге Спасителе необходимо предварить рассмотрением вопроса о сущности греха, о том, каким образом грех и зло вошли в Богом созданную человеческую природу.
Грехопадение прародителей