О лице Пресвятой Девы Марии, послужившей таинству Воплощения Сына Божия

Дева Мария происходила

“из племени Авраама и Давида, из племени которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, обрученная Иосифу из того же племени, дабы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Богу, с обетом пребывать всегда Девою”51.

Православная Церковь чтит Пресвятую Деву Марию “наименованием Богородицы”. Наименование “Богородица” является богодухновенным,

“праведная Елисавета называет Пресвятую Деву Материю Господа (Лк. 1, 43). А сие наименование равносильно наименованию Богородицы”52.

Естественно, говоря, что Дева Мария родила Христа, мы не утверждаем, что Она родила саму Божественную природу, ибо Божеское естество вечно и не может претерпеть рождения во времени. “Пространный Катихизис” говорит, что

“Иисус Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое есть вечно, а по человечеству — однако Она достойно наречена Богородицею, потому что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от Нее был, как всегда есть, истинный Бог”53.

Родиться может только “кто”, а не “что” — личность, а не естество. Таким образом, Мария именуется “Богородицей” потому, что субъектом рождения от Нее является Сын Божий, ибо во Христе, в силу единства Лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее. Единственной Личностью, которую родила Дева Мария, была Личность Бога Слова, родившегося от Нее по человечеству.

Православная Церковь именует Пресвятую Деву также и “Приснодевой”54. Это означает, что она была Девой прежде Рождества, пребыла истинной Девою в Рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно (ибо “рождение сие было совершенно свято и чуждо греха”) и без нарушения девства, и осталась чистою Девою и по Рождестве, не познав во всю жизнь мужа.

По словам св. Иоанна Дамаскина, наименование “Богородица” содержит в себе “все таинство домостроительства”55. Весь Ветхий Завет являлся лишь приуготовлением появления Той, Которая была способна и достойна принять в себя Божественное Слово. Особая близость Пресвятой Девы к Богу, открывшаяся в богоматеринстве, по учению Церкви, превосходит близость к Богу даже высших ангелов.

“Как матерь Господа, Она превосходит благодатию и приближением к Богу, а следовательно и достоинством, всякое сотворенное существо, и потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов”56.

Примечания. Глава III.

1. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Бытие XIV, 5; Проповедь на Бытие VI, 1. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 463.

2. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт), с. 192.

3. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 229.

4. Пространный Христианский Катихизис…, с. 33.

5. Там же.

6. Там же.

7. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 480.

8. С. 34.

9. Цит. по: Лосский В. Н. Очерк…, с. 100.

10. Цит. По: Воронов А., прот., изд. цит., с. 31.

11. См. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. XVIII, с. 120.

12. С. 34.

13. См.: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 487.

14. Яннарас Х., изд. цит., с. 129.

15. Там же, с. 128.

16. Orat. cat., cap. 6, цит. по: Флоровский Г., прот. О смерти крестной//Догмат и история. М., 1998, с. 192.

17. С. 34.

18. Против ересей, кн. 3, гл. 22, с. 306.

19. In Luc. homil., цит. по: Макарий (Булкагов), архиеп., изд. цит., т. I, с. 498.

20. Epist. LIX ad Fidum., PL III, col. 1013.

21. Книга Правил…, изд. цит., т. II, с. 258.

22. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 493.

23. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., сс. 251–252.

24. Слава Богоматери. М., 1996, сс. 13–14.

25. Пространный Христианский Катихизис…, с. 35.

26. Макдауэлл Дж. Изд. цит., с. 136.

27. Разговор с Трифоном Иудеем // Сочинения. М., 1995, с. 271.

28. Апология I, 33…, с. 64.

29. Лосский В. Н. Очерк…, с. 262.

30. Точное изложение…, кн. 3, гл. XX, с. 113.

31. Там же, кн. 3, гл. II, с. 75.

32. 1 Послание к пресвитеру Кледонию. // Творения, т. II, изд. цит., с. 9.

33. Защищение 11-го анафематизма против Феодорита Киррского. Деяния Вселенских Соборов, т. II, Казань, 1892, с. 79.

34. Точное изложение…, кн. 3, гл. II, с. 75.

35. Леонтий Иерусалимский. Adv. Nest. V, 29. PG 86. 1, col. 1749 bc.

36. Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Ставрополь Губернский, 1903, т. 3, сс. 109–110.

37. Об учении Аполлинария Лаодикийского см.: Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 136–137; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 371–373; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272–273.

38. I Послание к пресвитеру Кледонию. // Творения, т. II, изд. цит., с. 13.

39. Об учении Нестория см.: Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, сс. 8–15; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 181–185; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 387–388.

40. Очерк…, с. 267.

41. О монофизитской христологии см. Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, сс. 28-37; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 266–267; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 431–433; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 332–358.

42. Леонтий Иерусалимский. PG 86. 1, col. 1281.

43. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. II, сс. 67–72.

44. Точное изложение…, кн. 3, гл. IV, с. 80.

45. Там же, кн. 3, гл. XVII, с. 108.

46. Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. III, с. 472.

47. О ереси монофелитства см.: Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272–279; Поснов М. Э., цит. изд., сс. 444–454; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 438–500; Карташев А. В., изд. цит., сс. 398-450.

48. Изд. цит., сс. 145–146.

49. Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. IV, с. 221; см. также Пространный Православный Катихизис…, с. 36.

50. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан, 21 // Творения, т. III. М., 1994, с. 273.

51. Пространный Христианский Катихизис…, с. 36.

52. Там же.

53. Там же.

54. Помазанский М., протопр., изд. цит., сс. 120–121.

55. Точное изложение…, кн. 3, гл. XII, с. 91.

56. Пространный Христианский Катихизис…, с. 37.

Глава IV
Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение, или о таинстве Искупления

1. Понятие “спасения”

В Священном Писании о спасении говорится двояким образом. С одной стороны, о спасении говорится как о событии, уже совершившемся и от нас не зависящем:

“Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар” (Еф. 2, 8).

С другой, утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения:

“Со страхом и трепетом совершайте свое спасение” (Флп. 2, 12).

Таким образом, Священное Писание различает истину уже совершившегося спасения и истину необходимости совершения спасения каждым верующим, то есть личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Это значит, что спасение предполагает соработничество Бога и человека:

“Ибо мы соработники у Бога” (1 Кор. 3, 9).

Само понятие “спасение” имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром, потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании. Субъективная сторона — это те усилия, которые нам необходимо приложить для того, чтобы этим даром воспользоваться. В христианском богословии объективная сторона спасения называется Искуплением1.

2. Этимология слова “искупление”

Слово “искупление (ajpoluvtrwsiV)” буквально означает “выкуп”, за который пленные или рабы получали свободу, преступники освобождались от наказания. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Таким образом, “искупление” означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами.

Вследствие грехопадения мы обязаны были нести наказание за наши грехи в виде смерти. Христос, будучи Сам безгрешен, умирая, освобождает нас от последствий грехопадения, в том числе и от смерти. Тем самым Его подвиг носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти2. Священное Писание говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном:

“Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20, 28).

“Христос искупил нас” (Гал. 3, 13).

Во Христе “мы имеем искупление Кровию Его” (Еф. 1, 7).

Наши рекомендации