Практиковать Его присутствие

«Если бы Иисус объяснял этот стих лично вам, — продол­жал профессор, — Он мог бы сказать так: „Я хочу, чтобы ты относился ко Мне как к Господу и Спасителю, но Я также хочу быть твоим другом. Я хочу, чтобы наши бесе­ды приносили тебе покой. Я хочу, чтобы наши разговоры были обменом мнениями. Я хотел бы, чтобы ты думал обо Мне, занимаясь делами. Я хочу, чтобы ты знал: ты никог­да не бываешь одинок. Что бы ты ни делал, куда бы ты ни шел, Я рядом с тобой. Я хочу, чтобы ты ощущал Мое при­сутствие день за днем"».

Брат Лоуренс, который служил поваром во французском монастыре в семнадцатом веке, сформулировал, что озна­чает близкая дружба с Иисусом, в таких словах: практико­вать Божье присутствие. Этот смиренный монах во время мытья посуды и приготовления пищи для братьев общался с Богом, и свет Божьего присутствия придавал рутинным обязанностям повара ценность и многозначительность.

156

Слишком занят, чтобы не молиться

Я открыл для себя книгу брата Лоуренса как раз в то время, когда мой профессор призывал меня установить дружеские отношения с Христом. Содержание книги мо­наха, а также учение и пример самого профессора помогли мне постепенно осознать Божье присутствие в моей жиз­ни. Брат Лоуренс научил меня тому, что я могу полноцен­но общаться с Богом в машине, на работе, дома, занимаясь делами, ночью в постели, всегда, везде и при любых обсто­ятельствах. Бог находится близко к нам и хочет наслаж­даться дружбой с нами через Своего Сына Иисуса Христа.

Божье присутствие в истории

Изучая Библию, я открыл также, что Бог на протяжении всей истории старался поведать людям о Своем присутс­твии среди них.

Выведя Израиль из Египта в пустыню, Бог знал, что израильтяне почувствуют себя в одиночестве и опасности. Будучи в ответе за своих детей и имущество, они вынужде­ны были разбивать лагеря в местах, где было мало пищи, отсутствовала вода и бродили хищники. У них не было ни регулярной армии, ни стен, чтобы защититься от атаки врага. Они даже не знали пути в обетованную землю.

Умом они понимали, что являются Божьим народом и что Он обещал защищать их. Но они не ощущали Его при­сутствия. Поэтому Бог, желая убедить израильтян в Своем присутствии, дал им видимое знамение Своего пребыва­ния: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13:21).

Если люди сомневались в том, что идут в правильном направлении, им нужно было просто взглянуть вверх на облачный столп. Если они ночью пугались диких живот­ных и врагов, они могли посмотреть на огненный столп, отбрасывавший свет на весь лагерь. Бог сделал все, чтобы они ощущали Его присутствие.




Обитая в Божьем присутствии

157

Ветхий Завет повествует о многих примерах того, как Бог давал людям знать, что Он среди них: через скинию, которая сопровождала Израиль во всех его странствиях, через Шекину — славу, покоившуюся на ковчеге в храме, через пророков, доносивших Его слова до народа. Но пол­нота Божьего присутствия еще должна была прийти.

Богс нами

Новый Завет начинается с того, что Бог являет нам Свое присутствие через Сына, Иисуса Христа.

Обетованного младенца нарекают Еммануилом, что оз­начает «Бог с нами» (см. Мат. 1:23). Иоанн так описывает значение рождения Иисуса: «И Слово стало плотию и оби­тало с нами, полное благодати и истины» (Иоан. 1:14). Те­ологи называют это инкарнацией, то есть Бог принимает вид человека и живет среди людей.

Божье присутствие на земле, явленное через Иисуса Христа, не было потусторонним, мистическим явлением. Его могли различать не только священники, пророки и ин­теллектуалы. Иоанн подчеркивал физическую реальность воплощения Христа:

«О том, что было от начала, что мы слышали, что ви­дели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Иоан. 1:1,2).

/' Божье присутствие проявлялось через Иисуса могуще­ственным образом. Оно преобразовывало обычных греш­ных людей в апостолов, прослывших «всесветными воз­мутителями» (Деян. 17:6). Даже неверующие правители отмечали, что апостолы отличались от обычных людей: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди

158

Слишком занят, чтобы не молиться

некнижные и простые, они удивлялись, между тем узна­вали их, что они были с Иисусом» (Деян. 4:13).

Христос в вас

Божье присутствие в Иисусе проявлялось необычайно сильно, но все равно этого было недостаточно. Служение Христа на земле продолжалось только три года. Он никог­да не покидал границ Палестины, и лишь относительно небольшое количество людей смогли увидеть Его лично. Подавляющее большинство людей, живших в те времена на земле, не могли оказаться рядом со Христом. Вот по­чему Иисус дал обещания Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, по­тому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16,17).

Вскоре после того как Иисус взошел к Отцу, это обетова­ние исполнилось. В день Пятидесятницы Бог послал Свя­того Духа, чтобы Он постоянно пребывал с верующими.

С того дня Пятидесятницы все верующие имеют мощ­ное знамение Божьего присутствия внутри себя. В момент, когда вы склоняетесь перед Христом, Бог очищает ваши грехи и наполняет вас Святым Духом. Обитающий внутри Дух с этого момента посылает непрерывные сигналы ва­шему духу, провозглашающие Божье присутствие в вас. Вскоре вы начинаете осознавать, что никогда не бываете одиноки. Божье присутствие реально, вы можете его ощу­щать. Оно пребывает с вами повсюду.

Когда вы научитесь ощущать Его присутствие, вы буде­те воспринимать сигналы Духа весь день. На работе, дома, в машине, в любом месте вы можете разговаривать с Бо­гом. Вы изливаете Ему свое сердце и знаете, что Он слу­шает вас. Вам не обязательно идти для этого в церковь и вставать на колени. Божье присутствие в вас и вокруг вас: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).

Обитая в Божьем присутствии

159

Осознание Божьего присутствия — восхитительное чувство, которое приносит много пользы.

Верный друг

Во-первых, когда вы научитесь различать Божье присут­ствие, вы обретете Божественного товарища.

Вам не придется долго ждать, чтобы понять простую истину: Бог создал человека для дружеских отношений. Детям нравится играть с друзьями, подросткам тоже нра­вится общество сверстников. Взрослые поддерживают отношения с друзьями и коллегами, а также посвящают жизнь супругам и детям.

Но вне зависимости от числа друзей и глубины отноше­ний с ними однажды вы начинаете осознавать, что этого недостаточно. Даже самые близкие друзья не могут нахо­диться подле вас постоянно. Они уходят, покидают вас или умирают. Они не всегда способны понять ваши обстоятель­ства. На них не всегда можно целиком положиться. Если вы пытаетесь восполнить свою нужду в дружбе только че­рез отношения с людьми, вы обречены пожизненно ощу­щать тоску.

Но Бог дает нам возможность иметь друзей не толь­ко среди людей. В Притчах (18:24) говорится: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бы­вает друг, более привязанный, нежели брат». В Послании к Евреям (4:15) сказано, что Иисус «подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» и понимает нас полностью. Псалом (120:3) убеждает нас в том, что наш Божественный Друг всегда рядом: «Не воздремлет хранящий тебя».

Наш Друг всегда слушает нас. Он говорит к нам без пос­редников. Если Он выражает сострадание, то всегда ис­кренне. Он долготерпит нашу незрелость, прощает ошиб­ки и остается верным нам даже тогда, когда мы длитель­ное время игнорируем Его. Он верен всегда.

160

Слишком занят, чтобы не молиться

Основание для доверия

Второе преимущество, приходящее в результате развития отношений с Христом и обитания в Его присутствии, — это сверхъестественная уверенность.

Дружба восхитительна. А осознание того, что твой бли­жайший друг и товарищ — Всемогущий Бог, Создатель и Господин Вселенной, дает нам силу преодолеть все, что встает на нашем жизненном пути.

Когда я подростком учился управлять парусной лодкой отца, я часто брал с собой на озеро Мичиган кого-нибудь из друзей-сверстников. Если я замечал приближающуюся грозную тучу или ветер начинал дуть слишком сильно, я быстро сворачивал паруса и направлялся к берегу. Было здорово иметь рядом с собой друга. Дружба всегда прият­на. Но если бы на озере разразился шторм, моя неопытная команда не смогла бы помочь ничем.

В иных случаях я отправлялся на озеро вместе с отцом. Я становился к рулю и ожидал, когда налетит ветер или небо заволокут тучи. Мой папа пересекал под парусами Атлантический океан, а однажды он пережил пятиднев­ный ураган. Он, конечно же, мог справиться с любыми ненастьями, случавшимися на озере. Когда я плавал с от­цом, у меня была и дружба, и уверенность.

Наслаждаясь Божьим присутствием, вы постепенно уз­наете природу, силу и характер своего компаньона. Для Бога нет ничего трудного. Его сила не ограниченна. С Богом вы можете справиться с любыми вызовами, которые бро­сает жизнь.

Возможно, в настоящий момент вашу жизнь можно уподобить плаванью в спокойной воде, и наличие рядом в лодке такого сильного друга, как Бог, не кажется столь не­обходимым. Но, могу с уверенностью сказать, что однаж­ды нагрянут шторма. Так бывает со всеми. На жизненном пути вы получите свою долю горестей, разочарований, бед

Обитал в Божьем присутствии

161

и трагедий. Но с Божественным присутствием вы сможете встретить эти невзгоды с уверенностью.

Любите друг друга

Третья выгода, которую приносит развитие отношений с Богом, — это возрастающая способность сострадать лю­дям.

Чем больше времени вы проводите с Христом, тем боль­ше вы Ему уподобляетесь. Для Него люди имеют огромное значение, а что важно для Него, то важно и для Его после­дователей. Его забота и сострадание начинают проникать внутрь вас.

Посмотрите, что произошло с апостолом Иоанном. Вна­чале он готов был уничтожить целое поселение за то, что жители отказались принять Иисуса (Лук. 9:54). После от­резка жизни, проведенного в Божьем присутствии, Иоанн писал: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8).

Взгляните на Петра, апостола, который даже после дня Пятидесятницы не мог переносить некоторых людей (см. Гал. 2:11-14). Потом в своем знаменитом перечисле­нии христианских добродетелей Петр показал развитие божественного характера в нас: «Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в доброде­тели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благо­честии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5-7). Ходя с Христом, Петр научился ценить братскую доброту и любовь. Он знал, что именно Бог помогает нам возрас­тать в любви, и в то же самое время Он дает нам прочув­ствовать Свое присутствие через сострадание и любовь других христиан.

Не так давно мне пришлось предпринять дальнее путе­шествие, чтобы выступить на конференции. Выходя из но­мера в отеле, я услышал телефонный звонок. Звонил один

162

Слишком занят, чтобы не молиться

из братьев из Чикаго. Он позвонил с единственной целью: «Я хочу, чтобы ты помнил, — проговорил он, — куда бы ты ни пошел сегодня, Бог и я вместе с тобой. Я стою в мо­литве за тебя».

Благодаря заботе друга я ощущал Божье присутствие во все дни конференции. При этом я знал, что мой брат способен служить мне, поскольку Бог присутствует в его жизни.

Так Иисус строит Свое Царство — Он вкладывает Свое сострадание в сердца последователей, а они служат друг другу повсюду в мире. В Ветхом Завете Божье присутствие находилось в храме. Но в день Пятидесятницы Его храмом стали мы (см. 1 Кор. 3:16), и наша забота о ближнем помо­гает людям понять и ощутить Божье присутствие.

Наслаждайтесь им всегда

Это возвращает нас к молитве Господней: «Да придет Цар­ство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе». В чем же заключается Божья воля?

• В том, чтобы мы верили в Его любовь и силу.

• Чтобы мы приходили к Нему с искренностью и ве­рой.

• Чтобы мы разрушали разделяющие нас барьеры, включая чрезмерную занятость и погруженность в дела.

• Чтобы мы слушали Его тихий голос и повиновались ему.

• Чтобы мы обитали в Его присутствии и наслажда­лись им всегда.

Молитва способна превратить теологические посылки в теплую, живую, личностную реальность. Если мы живем в постоянном общении с Богом, наши нужды будут вос­полнены, вера будет возрастать, а любовь увеличиваться. Мы начнем ощущать в сердцах Божий мир и спонтанно поклоняться Ему.

Обитая в Божьем присутствии

163

Вместе со святыми ангелами из книги Откровение мы будем взывать: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (5:12,13).

Сейчас я наслаждаюсь Богом. Он отвечает на мои мо­литвы. Он вдохновляет меня. Он дает мне откровения Сло­ва. Он направляет мою жизнь. Он дает мне теплые взаимо­отношения. И у Него для меня еще многое приготовлено.

Моя жизнь с Богом — это постоянное приключение, и началось все это с молитвы. Регулярной молитвы по утрам наедине с Ним. Молитвы, в которой я слушаю и говорю.

Вы тоже можете наслаждаться общением с Богом, пос­кольку Он создал вас для этого. «Всегда радуйтесь. Непре­станно молитесь» (1 Фес. 5:16,17). Вы можете ощущать Его дружбу, Его силу и сострадание. Он приглашает вас к жиз­ни с избытком прямо сейчас.

Вы слишком заняты, чтобы ответить «нет»!

Вопросы для размышления и обсуждения

Наши рекомендации