Осознанность нужно практиковать

Когда я жил во Вьетнаме, на многие наши деревни были сброше­ны бомбы. Вместе с моими братьями и сестрами монахами, мне нужно было решить, что делать. Должны ли мы продолжать практику в нашем монастыре или покинуть залы для медитаций, чтобы помочь людям, страдающим от бомбежки? Тщательно подумав, мы решили делать и то, и другое - уйти и помогать людям, и делать это осознанно. Мы назвали это практикой буддизм а.. Когда вы видите что-то, нужно действовать, иначе в чем польза от вашего видения. Мы должны осознавать реальные про­блемы мира. Затем, пребывая в осознанности, мы будем знать, что делать и чего не делать, чтобы быть полезными. Если мы поддерживаем осоз­нанность дыхания и продолжаем практиковать улыбку даже в трудной ситуации, многие люди, животные и растения получат от этого пользу. Массируете ли вы Матушку Землю каждый раз, когда вы прикасаетесь к ней ногами? Сеете ли вы семена радости и мира? Я пытаюсь делать именно это с каждым шагом, и я знаю, что наша Матушка Земля благо­дарна за это. Мир - это каждый шаг. Продолжим паше путешествие?

Часть третья : Мир в каждом шаге Взаимное бытие

Если вы поэт, вы ясно увидите в этом листе бумаги плывущее об­лако. Без облака не будет дождя; без дождя не будут расти деревья; а без деревьев невозможно сделать бумагу. Облако необходимо для того, что­бы появилась бумага. Если нет облака, не будет и этого листа бумаги. Так что мы можем сказать, что облако и бумага взаимно существуют. “Вза­имное бытие” - слово, которого еще нет в словаре, но если мы соединим приставку “взаимное” с глаголом “быть”, мы получим новое слово "вза­имное бытие".

Если мы посмотрим на этот лист бумаги еще глубже, мы можем уви­деть в нем солнечный свет. Без солнечного света леса не могут расти. В действительности ничто не может расти без солнца. Поэтому мы знаем, что солнечный свет присутствует в этом листе бумаги. Бумага и солнеч­ный свет взаимно существуют. И если мы продолжаем смотреть внима­тельно, мы можем увидеть лесоруба, который рубит дерево и отправляет его на лесопилку, чтобы превратить в бумагу. И мьг видим пшеницу. Мы знаем, что лесоруб не может жить без хлеба, поэтому пшеница, которая стала его хлебом, также присутствует в этом листе бумаги. Отец и мать лесоруба также в этом листе. Когда мы смотрим подобным образом, мы видим, что без всех этих вещей лист бумаги не может существовать.

Глядя еще глубже, мы можем увидеть самих себя в этом листе бумаги. Это не так трудно, потому что когда мы смотрим на лист бумаги, он явля­ется частью нашего восприятия. Здесь присутствует ваш ум и мой, так что мы можем сказать, что все заключено здесь, в этом листе бумаги. Мы не можем найти ни одной вещи, которой здесь нет - здесь все, время, про­странство, земля, дождь, минералы почва, лучи солнца, облака, реки, теп­ло. Все сосуществует с этим листом бумаги. Вот почему я думаю, что Слово взаимно существовать появится в словаре. "Быть" значит "быть вместе". Мы не можем просто быть сами по себе в одиночестве. Мы должны взаимно существовать со всеми остальными вещами. Этот лист бумаги есть, потому что есть все остальное.

Предположим, мы попытаемся вернуть один из элементов к его ис­точнику. Допустим, вы вернем солнечные лучи солнцу^ Вы думаете, что этот лист бумаги будет в таком случае возможен? Нет, без солнечного

света ничего не будет. Если мы вернем лесоруба его матери, тогда тоже не будет этого листа бумаги. На самом деле, этот лист бумаги состоит только из “небумажных” элементов. И если мы возвратим эти небумаж­ные элементы к их источнику, тогда не будет никакой бумаги. Без небу­мажных элементов, таких как ум, лесоруб, солнечный свет и т.д. не будет бумаги. Хотя этот лист бумаги так тонок, он содержит в себе все во Все­ленной.

Цветы и мусор

Испачканный или незапятнанный. Грязный или чистый. Это кон­цепции, созданные нашим умом. Прекрасная роза, которую мы только что срезали и поставили в воду, чиста. Она свежа и пахнет так хорошо. А мусорное ведро - полная противоположность. Оно пахнет ужасно и на­полнено всяким гнильем.

Но это верно, только если мы смотрим на поверхность. Если мы по­смотрим глубже, мы увидим, что через 5 или 6 дней роза тоже превратит­ся в мусор. Необязательно ждать 5 дней, чтобы увидеть это. Если мы про­сто посмотрим на розу, посмотрим глубоко, мы можем увидеть это сей­час. А если мы посмотрим на мусорное ведро, мы увидим, что через не­сколько месяцев его содержимое может превратиться в свежие овощи и даже в розу. Если вы хороший садовод, глядя на розу, вы можете увидеть мусор, а, глядя на мусор, можете увидеть розу. Роза и мусор взаимно су­ществуют. Без розы у нас не будет мусора, а без мусора не будет розы. Они совершенно необходимы друг для друга. Роза и мусор равны. Мусор также ценен, как роза. Если мы глубоко посмотрим на идею загрязненно­сти и чистоты, мы вернемся к принципу взаимного существования.

В Маниле много юных проституток, некоторым только четырнадцать или пятнадцать лет. Они очень несчастны. Они не хотели быть прости­тутками, но их семьи бедны, и эти девочки отправились в город, чтобы найти какую-нибудь работу. Например, торговать на улице, чтобы от­правлять деньги своим семьям. Конечно, это относится не только к Ма­ниле, то же самое происходит в Хо Ши Мине во Вьетнаме, в Нью-Йорке и в Париже. Пробыв несколько недель в городе, эта неопытная девочка встречает хитрого человека, который уговаривает ее работать на себя и зарабатывать раз в сто больше, чем уличный торговец. Она очень молода, жизни не знает, поэтому соглашается и становится проституткой. С этого времени она несет с собой чувство вины, нечистоты, и это заставляет ее сильно страдать. Когда она смотрит на других девочек, красиво одетых,

живущих в других семьях, в ней рождается чувство собственного ничто­жества, чувство собственной нечистоты, которое становится ее адом.

Но если бы она могла глубже взглянуть на себя и на ситуацию в це­лом, она увидела бы, что является такой, потому что другие люди таковы как они есть. Как может хорошая девочка, живущая в хорошей семье, гордиться собой? Образ жизни хорошей семьи таков, какой он есть, и это причина того, что проститутка вынуждена вести жизнь проститутки. Сре­ди нас нет никого с чистыми руками. Никто не может сказать, что мы не несем за это ответственности. Девушка из Манилы такова, потому что мы таковы. Смотря на жизнь этой проститутки, мы видим жизни всех “не проституток”, и, глядя на не проституток и на нашу собственную жизнь, мы видим проститутку. Одно помогает создавать другое.

Давайте посмотрим на богатство и бедность. Общество изобилия и бедное общество взаимно существуют. Богатство одного части общества создано за счет нищеты другой его части. “Одно существует за счет дру­гого”. Богатство создано из элементов не богатства, а бедность из эле­ментов не бедности. Здесь все также как в случае с листом бумаги. Так что нам надо быть внимательными и не ограничивать себя концепциями. Истина в том, что каждая вещь содержит в себе все остальное. Мы не мо­жем только существовать, мы можем только взаимно существовать. Мы отвечаем за все, что происходит вокруг нас,

Эта юная девушка может освободиться от своего страдания, только если начнет смотреть глазами взаимного бытия. Только тогда она поймет, что несет на себе груз целого мира. Что еще мы можем предложить ей? Заглянув глубоко в себя, мы увидим ее, и мы разделим ее боль и боль це­лого мира. Тогда мы сможем помогать по-настоящему,

Работать на мир

Если бы Земля была вашим телом, вы смогли бы почувствовать, что во многих местах она страдает. Война, политические и экономические беспорядки, бедствия и загрязнения разрушают здоровую жизнь во мно­гих местах. Каждый день дети слепнут от недостатка питания, и они без­надежно роются в горах мусора, пытаясь найти пищу. А взрослые мед­ленно умирают в тюрьмах, потому что пытались противостоять насилию. Реки умирают и воздухом все труднее дышать. Хотя две великие сверх державы стали более дружественны, у них все еще достаточно ядерного оружия для того, чтобы десятки раз уничтожить Землю.

Многие люди осознают страдания мира, их сердца полны сострадания. Они знают, что нужно делать, и они вовлечены в политическую и обще-



ственную работу, пытаясь что-то изменить. Но после периода интенсив­ной деятельности они могут оказаться разочарованы, если им не достает силы, необходимой для ведения активной жизни. Настоящая сила не в деньгах, власти или оружии, но в глубоком внутреннем покое.

Практикуя полноту внимания в каждый миг нашей жизни, мы можем создать свой внутренний мир. Когда у нас есть ясность, целеустремлен­ность и терпение - плоды медитации - мы можем вести деятельную жизнь и быть настоящими инструментами мира. Я видел этот покой в людях, принадлежащих различным религиозным традициям, которые отдают свое время и энергию на защиту слабых, борьбу за социальную справедливость, уменьшение неравенства между богатыми и бедными, прекращение гонки вооружений, борьбу против дискриминации, орошая деревья любви и понимания по всему миру.

Не два

Когда мы хотим понять что-то, мы не можем просто стоять вовне и, наблюдать. Мы должны глубоко погрузиться в объект и стать единым с ним для того, чтобы действительно понять. Если мы хотим понять чело­века, мы должны жить его чувствами, страдать его страданиями и радо­ваться его радостью. Слово “постичь” ("comprehend") содержит два ла­тинских корня; “cum”, что значит “с” и “prehendere”, что означает “схва­тить” или “подобрать”. Постичь что-то, значит ухватить его и быть еди­ным с ним. Нет другого способа понять что-либо. В буддизме мы называ­ем такое понимание "не двойственностью".

Пятнадцать лет назад я участвовал в комитете помощи сиротам -жертвам войны во Вьетнаме. Из Вьетнама социальные работники присы­лали заявки, листы бумаги с маленькой фотографией ребенка в углу и с указанием имени, возраста и состояния сироты. Моей работой было пере­водить заявки с вьетнамского на французский язык с целью найти спон­сора, чтобы снабдить ребенка пищей, учебниками и поместить его в се­мью дяди, тети или других родственников. А затем комитет во Франции мог отправить деньги членам семьи, чтобы они позаботились о ребенке.

Каждый день я помогал перевести около тридцати заявок. Для этого я просто смотрел на фотографию ребенка. Я не читал текст заявки, я просто какое-то время смотрел на фотографию. Обычно через тридцать или со­рок секунд я становился одним целым с этим ребенком, затем я брал ав­торучку и записывая перевод заявки на другой лист. В последствии я по­нял, что это не я переводил заявление; это был ребенок и я, двое, которые стали одним. Глядя в его или ее лицо, я чувствовал вдохновение, и я ста-

новился ребенком. А он становился мной, и вместе мы переводили. Это очень естественно. Вам не требуется большой практики медитации для того, чтобы сделать это. Вы просто смотрите, позволяете себе быть, и вы теряете себя в ребенке, а ребенок растворяется в вас.

Исцелить раны войны

Если бы Соединенные Штаты были готовы к не двойственному взгляду на Вьетнам, обе стороны не понесли бы таких разрушений. Война продолжает причинять боль и американцам и вьетнамцам. Будучи внима­тельными, мы можем многому научиться, вспоминая войну во Вьетнаме.

В прошлом году у нас был прекрасный ритрит с американцами, вете­ранами войны во Вьетнаме. Это был трудный ритрит, потому что многие из нас не могли освободиться от своей боли. Один мужчина сказал мне, что во Вьетнаме он потерял 417 человек в одном бою за один день. 417 человек умерли в один день в одном бою, и ему пришлось жить с этим больше пятнадцати лет. Другой человек сказал мне, что в гневе и мести он убил детей в деревне и после потерял внутренний покой. С тех пор он не мог оставаться один с ребенком в комнате. Есть много видов страда­ния, и они не дают [гам соприкоснуться с миром, где нет страдания.

Мы должны помогать друг другу и чувствовать друг друга. Один сол­дат сказал мне, что на этом ритрите впервые за пятнадцать лет он чувст­вовал себя в безопасности в группе людей. В течение пятнадцати лет он не мог свободно глотать твердую пищу. Он мог только пить фруктовый сок и есть фрукты. Он был полностью отрезан от мира и не мог ни с кем общаться. Но через три или четыре дня пратик он начал открываться и разговаривать с людьми. Вы должны предложить много любящей добро­ты, чтобы помочь такому человеку снова прикоснуться к окружающему. Во время ритрита мы практиковали осознанное дыхание и улыбку, помо­гая друг другу снова вернуться к цветению внутри себя, к деревьям и голубому небу вокруг нас.

Мы завтракали в молчании. Нашей практикой было съедать завтрак так же, как я ел пирожное в детстве. Мы также внимательно ходили, что­бы прикоснуться к земле, осознанно дышали, чтобы соприкопгуться с воздухом и долго смотрели на свой чай для того, чтобы почувствовать свою связь с ним. Мы сидели вместе, дышали вместе, гуляли вместе и пытались усвоить опыт наших переживаний во Вьетнаме. Ветеранам есть что сказать своему народу о том, как решать другие подобные проблемы. Вьетнамский опыт научил их этому. Проходя через страдания, мы долж­ны чему-то научиться.

Нам необходимо видение взаимного существования - мы принадле­жим друг другу; мы не можем рассечь реальность на части. Благополучие “этого” является благополучием “того”. Поэтому все должно происхо­дить вместе. Каждая сторона - это “наша” сторона; нет враждебной сто­роны. У ветеранов есть опыт, который делает их пламенем свечи, осве­щающим корни вражды и дорогу к миру.

Солнце моего сердца

Мы знаем, что если наше сердце перестанет биться, то жизнь пре­рвется, и поэтому мы очень бережем свое сердце. Однако мы часто не замечаем, что существуют другие вещи, вне нашего тела, которые также существенны для выживания. Посмотрите на эту громаду света, которую мы называем солнцем. Если оно прекратит светить, наша жизнь тоже прекратится, так что солнце это наше второе сердце, сердце за пределами тела. Огромное сердце дает всему живому на Земле тепло, необходимое для существования. Растения живут благодаря солнцу. Их листья погло­щают солнечную энергию вместе с углекислым газом из воздуха, чтобы создавать пищу для деревьев, цветов и планктона. И благодаря растени­ям люди и животные могут жить. Все - люди, животные и растения -поглощают солнечный свет, прямым образом или косвенно. Не стоит описывать всех эффектов влияния солнца, этого огромного сердца за пре­делами нашего тела.

Наше тело не ограничено кожей. Оно намного больше. Оно включает в себя даже слой атмосферы вокруг Земли, т.к. если исчезнет атмосфер­ный слой, продолжение жизни будет невозможно. Не существует вещей в мире, которые в конечном итоге не касались бы нас, от гальки, покоя­щейся на дне океана, до движения Млечного Пути протяженностью в не­сколько миллионов световых лет. Уолт Уитмен сказал: "Я уверен, что листик травы ничто иное как работа звезд...” Эти слова не философия. Они пришли из глубины его души. Он говорил: “Я огромный, во мне со­держится многое”.

Взгляд в глубину

Мы должны смотреть глубже для того, чтобы увидеть. Когда пловец наслаждается чистой рекой, он или она также могут быть рекой. Однаж­ды, когда я обедал в Бостонском Университете с друзьями во время мое­го первого визита в Соединенные Штаты, я посмотрел сверху на реку

Чарльз. Я уже очень давно не был дома, и глядя на реку, я нашел ее очень красивой. Так что я покинул друзей и спустился к реке, чтобы умыть ли­цо и окунуть ноги в воду, как это делают у нас в стране. Когда я вернулся, профессор сказал мне: “Это очень опасно. Вы полоскали рот речной во­дой?” Когда я ответил утвердительно, он сказал: “Вы должны пойти к доктору и сделать укол”.

Меня это потрясло. Я не знал, что реки здесь так загрязнены. Некото­рые из них называют “мертвыми реками”. В нашей стране реки бывают грязными, но это еще грязь. Мне сказали, что река Рейн в Германии со­держит так много химикатов, что в ней можно проявлять фотографии. Если мы хотим продолжать наслаждаться реками - плавать в них, гулять вдоль них, пить речную воду - мы должны достичь не двойственного ви­дения. Мы должны медитировать на бытие реки так, чтобы пережить внутри ее страхи и надежды. Если мы не сможем чувствовать реки, горы, воздух, животных и других людей как самих себя, реки будут умирать, и мы потеряем возможность жить спокойно.

Если вы занимаетесь альпинизмом, или вам нравится сельская мест­ность или зеленый лес, вы знаете, что леса - это наши легкие за предела­ми тела, так же как солнце - наше сердце за пределами тела. Однако на­ши действия привели к тому, что два миллиона квадратных миль леса погибли из-за кислотных дождей, а часть озонового слоя, регулирующего поступление прямых солнечных лучей, разрушена. Мы настолько привя­заны к своему маленькому "Я", думая только о комфорте для этой ма­ленькой части, что разрушаем наше большое "Я". Мы должны пребывать в истине. Это значит, что мы должны чувствовать себя реками, солнцем и озоновым слоем. Мы должны делать это, чтобы понимать и иметь надеж­ду на будущее.

Наши рекомендации