Житие Антония Сийского. Подробный конспект.
Житие Антония Сийского. Подробный конспект.
(По изданию А. С. Герда)
Обитель Живоначальной Троицы на езере Михайловском в пределах западных на Сийском острове. Написано при Ив. IV при царевичах Иване и Феодоре и митрополите Антонии «многогрешным Иваном во второе по первом писатели»
Богословское вступление.
Святые стали воинами Господа господствующих и Царя царей.
Филиппика против богатства. Притча о богаче и Лазаре, притча о безумном богаче, который намеревался есть, пить и веселиться. Притча из Жития Варлаама и Иоасафа о трех друзьях. Первый друг – жена и дети, второй – богатство, третий – нищий, которого менее всего любил человек. Однако когда царь царей призвал к себе этого человека, первый друг согласился сопровождать его до ворот дворца, второй согласился одолжить плащ, а третий, несмотря на то что тот мало любил его, шел вслед за ним до конца и умолял царя простить тому его грехи. Притча о юноше, пришедшем к Иисусу. + подбор цитат из Псалтири, изобличающих богатство. Эпизод из Деяний. Смерть Анания и его жены.
Филиппика против невоздержания языка.
Филиппика против гордости. Многочисленные отсылки к ветхозаветным и новозаветным сюжетам. Мол, от гордости Савл гнал Христа, а по смирению его исповедал, от гордости убили Петра в Риме и т. д.
Однако крещением мы избавляемся от грехов, с которыми надлежит бороться, когда они еще только зарождаются в душе («блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень»), чтобы не увязнуть в сети, как птица. Иван пересказывает эпизод из книги аввы Дорофея об исторжении кипарисов разной величины и возраста.
Бегай Содома и Гоморра, бегай всякаго беззакония, шествуй христовыми пути.
Благословен Бог, просветивый меня и научивый меня описывать житие Антония. Бог, дающий молитву молящемуся, от Него же всяко даяние благо и всяк дар, сходящий свыше, «даждь ми слово, еже преписати о житии блаженнаго отца». И ты, Антоние, помогай мне… Припадаю и к собранному им стаду: о избранный полче… в нынешнее многомятежное время, егдадниелукави суть… Но Иван вспоминает притчу о талантах, слова Товии «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия надлежит прооповедовать»… поэтому он опасается молчать о том, что слышал «от самовидцев и слуг, иже вослед его ходиша, по стопам его последоваша, и воду на руце его возлияша». О жизни Антония Иван узнал от его близких учеников Филофея и Александра (последний стал потом архиепископом Новгорода).
Изначально Иван писал Антонию канон. Здесь за пышным этикетным вступлением следует психологически точное описание внутреннего состояния агиографа. «Приях трость и хартию в десницу и пометох ю», после чего Иван бросается бить земные поклоны перед иконами Святой Троицы, Богородицы и Антония. «Елико Бог вразуми, толиконаписа канун. И лето едино преполових, в разумении бых, прииде же ми рачение ненасытно, еще же и должен есмь ему»… при жизни антония приходил в Москву к родителям Ивана и «показывал милосердие». Настоятель Питирим, 6-ой после Антония, сподвиг его на написание Жития. Ивану принесли писание ученика Антония священноинока Ионы, но там некоторые чудеса были не записаны, они передавались в устной форме.
После этого Иван извиняется за громоздкое вступление, в котором упоминал разные грехи, ссылаясь на притчи из ветхого и нового заветов, поясняя, что «не укоряя святагописах», а описывал те страсти, которые в нас бывают, ведь мы не можем спастись, если не отбросим зло, «но здеубопрепокоение и долготу слова преполовихом». Прошло 23 года после смерти преподобного. Господи, научи мя оправданием твоим, духом Владычним утверди мя. Слава Тебе Господи за все, отселе делу сяях и слово глаголю».
О рождении святаго. С. 19.
Родителиеблаженнаго Антония «в поте лица своего пищу приобретаху себе и домашним, еже и кенсонподаяху кесарю, яко же и прочая подают области великаго нова града». От веси, глаголемейКиехта, от предел Двинскых, иже близ Студенаго моря, «земледелие творяше». К церкви Божией приходили, приносили подношения от своих трудов, молились о даровании чадородия. По молитве у них родился сын Андрей, которого они крестили водой и духом, а после были у них и другие дети. Однако Андрей, как говорит агиограф, был («за сущую в нем добродетель») самым «благообразным» из всех детей, поэтому родители любили его больше прочих. В 7 лет Андрея отдали учиться, и он успевал в учении лучше своих сверстников, так что и сам учитель его дивился быстрому его научению. Все это было промыслительно – «да из младенства навык святых книг научению после обрящетсяблагопотребен Богу и множеству инок наставник будет». Кроме того, родители научили блаженнаго «и иконному писанию», тогда как его «сродницы по плоти» «земледельствуучашеся».
Блаженному же отроку земледельству не внимающу, бысть его тщание к церкви Божией, упражняяся на Божие славословие. Андрей был смирен и благонравен и все ближние его за то любили. Андрей помнил о заповеди «Чти отца и мать» и повиновался родителям. При смерти родители призвали своих детей и наказали им жить так, как сами они жили и благословили их, а после с миром отошли к Богу. В это время Андрею было 25 лет.
После этого Андрей пришел в иную страну в пределах Новгорода и 5 лет работал на одного из бояр, «Богу такоизволившу, да прежде научится блаженный мирскому пребыванию». По повелению же господа своего и законному браку сочетовается. Бог некоимистепеньми возводя блаженнаго помалу от нижних на вышняя.
Смерть жены через год после супружества.
После кончины родителей Андрей, получивший прекрасное образование, использует возможность вырваться из скромной крестьянской среды, в которой проходила жизнь его семьи, -- юноша устремляется в главный административный, экономический и торговый центр Северной Руси – Великий Новгород – и находит себя в услужении некоему боярину. Конечно же, подобное решение сильно отделяло Андрея от классического преподобнического пути служения Богу, заставляя его временно пойти на услужение мамоне. Однако в жизни Андрея приближалась критическая дата – дата, когда ему исполнялось тридцать. Сейчас или никогда… Целеполагательные аберрации встречаются и в других преподобнических биографиях: Кирилл Белозерский долгое время находился в услужении своему сановному родственнику Вельяминову, Феодор Колычев исполнял обязанности придворного боярина на протяжении долгих лет своей жизни, равным образом и Феодосий Печерский был уличен в услужении курскому вельможе, на пиры которого под дорогую одежду надевал тяжелые вериги… Знает русская агиография и другие случаи схожего характера… Однако все перечисленные мужи состояли на службе у сильных мира сего по неволе и во многом в силу того, что к этому обязывало их происхождение, а главное – к тридцати годам все они находили в себе мужество порвать с этим миром, миром бархата и кружев, миром красивой жизни, роскоши, достатка, миром, который по сути не имел ничего общего с путем монашеского самоотвержения. Андрей же сам, по своей инициативе попытался войти в этот чуждый для него мир, вглядеться в этот, чарующий глаз смерда (каким он и был) лоск, одним словом – приобщиться к современной ему элите и элитарности. Это искушение достатком, быть может, возымело воздействие на него из-за синдрома «любимого сына», ребенка, который, по мнению его же собственных родителей, был достоин большего, нежели его братья и сестры, а значит – и все в округе, который был лучше прочих. Как это ни странно, но коды, закладываемые в личность (в том числе и преподобническую) родительским воспитанием, зачастую определяют многое, очень многое в судьбе повзрослевшего ребенка.
Так или иначе, в 25 лет Андрей становится подающим большие надежды управленцем, возможно даже правой рукой одного из представителей новгородского олигархата, изрядно, впрочем, ослабленного походами Ивана III, однако все еще сохраняющего следы былого величия. Более того – пять лет спустя Андрей, казалось бы, окончательно капитулирует, соглашаясь выполнить волю своего господина относительно женитьбы… Этот эпизод требует сопоставительной оценки: могли ли преподобные жениться, прежде чем вступить на монашеский путь? Да, такое встречалось, однако, как правило, супружество в этом случае определялось исполнением настойчиво проявляемой воли родителей, а послушание в этом вопросе осмыслялось как выполнение заповеди «Чти отца и мать»… Здесь же иное… Мать и отец, умершие, когда Андрею было 25, так и не смогли (если вообще пытались) внушить сыну мысль о женитьбе, несмотря на то что юноша вполне мог по возрасту и социальному статусу создать семью, однако господин смог этого добиться относительно легко… Что происходило с Андреем в эти годы? Что руководствовало его душой? Каковы были его мотивы? По мнению агиографа, все это происходило по божественному смотрению и способствовало постепенному, стадиальному приближению Андрея-Антония к Богу...
В этом свете, несомненно, промыслительной становится смерть молодой супруги, кардинально меняющая образ жизни нечаянного вдовца. Так описывает внутренний мир Андрея после смерти жены его агиограф: блаженный, уразумев суету мира, «праздных словес и безгоднаясмехотворения и нелепагокощунания бесовских игр, душевредных же песен и сквернословесных, елико юношескаговжеления, ослабевающих душу до конца, возненавиде». Перед нами прекрасный, психологически очень точный пример того, как созревает в душе преподобного категорическое неприятие светской культуры и связанного с ней образа жизни. Было ли все это, так неприятно поразившее Андрея после смерти жены, в Новгороде, да и вообще вне монастырских стен, до того? Конечно, было, однако вплоть до своего тридцатилетия, с которым совпала смерть жены, мужчина этого не воспринимал, не ощущал, пошлость и грубая вульгарность окружающей жизни проходила по касательной, мимо него, не раня его сердце. Теперь же все изменилось:секуляризованная культура городской элиты, отстоящая от храмового богослужения и в целом противопоставленная церковной традиции, антицерковная культура кощунных и сквернословных песен, с какой-то новизной восприятия поражает душу пережившего смерть молодой жены мужчины. Отчего умерла супруга Андрея? Была ли это смерть в родах? Скосила ли женщину чума или иное страшное заболевание средневековья? Не известно, однако вместо того чтобы искать себе новую партию, как это можно было бы ожидать от человека обыкновенного, человек духовно одаренный, будучи глубоко поражен этой утратой, замыкается в себе, несет боль осиротевшей души молча, скорбно, осознавая с неотвратимостью неизбежного свое истинное предназначение и обретая в лишениях свой истинный путь к Богу. В смерти жены Андрей, кажется, впервые столкнулся с настоящим ударом судьбы, если, конечно, не считать таковым смерть родителей, пришедших в старости в немощь от тяжких болезней. Однако смерть родителей была естественна и закономерна, преждевременная же и, как принято было говорить в Древней Руси, напрасная гибель супруги была неожиданным потрясением человека, которого вполне можно было считать баловнем судьбы.
«Сице ему помышляюще, возгореся духом, огнем божественымлюбве Божия, яко же боречесписательлествицы» если кто-то хочет стать иноком, но не отвергся мирских пристрастий, подобен человеку с кандалами на ногах, а у женатого кандалы еще и на руках. Больных исцеляли и страсти врачевали иноки… Андрей размышлял, как бы ему удалиться от мира и к Богу прийти. «Богу моляшеся, да избавлен будет от многомятежия мира сего» и причтен к ангельскому лику…
«К церкви же Божии часто хождаше», нищим милостыню творяше, чистоту сохраняя душевную и телесную, был со всеми кроток и смирен. Поэтому его любил его господин.Тажегосподн его ко Господу отиде. Блаженный пришел в дом и разсудил тленное богатство быти уметы.
Ряд библейских цитат, аргументирующих уход из мира: изыдите из среды, отступите от земли и взыдите на небо, расточи имение и даждь нищим. И бысть яко птица, окрилатев умом, потече скоро во мнишеская, убопрейде душа наша воду непостоянную.
Житие Антония Сийского. Подробный конспект.
(По изданию А. С. Герда)
Обитель Живоначальной Троицы на езере Михайловском в пределах западных на Сийском острове. Написано при Ив. IV при царевичах Иване и Феодоре и митрополите Антонии «многогрешным Иваном во второе по первом писатели»
Богословское вступление.
Святые стали воинами Господа господствующих и Царя царей.
Филиппика против богатства. Притча о богаче и Лазаре, притча о безумном богаче, который намеревался есть, пить и веселиться. Притча из Жития Варлаама и Иоасафа о трех друзьях. Первый друг – жена и дети, второй – богатство, третий – нищий, которого менее всего любил человек. Однако когда царь царей призвал к себе этого человека, первый друг согласился сопровождать его до ворот дворца, второй согласился одолжить плащ, а третий, несмотря на то что тот мало любил его, шел вслед за ним до конца и умолял царя простить тому его грехи. Притча о юноше, пришедшем к Иисусу. + подбор цитат из Псалтири, изобличающих богатство. Эпизод из Деяний. Смерть Анания и его жены.
Филиппика против невоздержания языка.
Филиппика против гордости. Многочисленные отсылки к ветхозаветным и новозаветным сюжетам. Мол, от гордости Савл гнал Христа, а по смирению его исповедал, от гордости убили Петра в Риме и т. д.
Однако крещением мы избавляемся от грехов, с которыми надлежит бороться, когда они еще только зарождаются в душе («блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень»), чтобы не увязнуть в сети, как птица. Иван пересказывает эпизод из книги аввы Дорофея об исторжении кипарисов разной величины и возраста.
Бегай Содома и Гоморра, бегай всякаго беззакония, шествуй христовыми пути.
Благословен Бог, просветивый меня и научивый меня описывать житие Антония. Бог, дающий молитву молящемуся, от Него же всяко даяние благо и всяк дар, сходящий свыше, «даждь ми слово, еже преписати о житии блаженнаго отца». И ты, Антоние, помогай мне… Припадаю и к собранному им стаду: о избранный полче… в нынешнее многомятежное время, егдадниелукави суть… Но Иван вспоминает притчу о талантах, слова Товии «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия надлежит прооповедовать»… поэтому он опасается молчать о том, что слышал «от самовидцев и слуг, иже вослед его ходиша, по стопам его последоваша, и воду на руце его возлияша». О жизни Антония Иван узнал от его близких учеников Филофея и Александра (последний стал потом архиепископом Новгорода).
Изначально Иван писал Антонию канон. Здесь за пышным этикетным вступлением следует психологически точное описание внутреннего состояния агиографа. «Приях трость и хартию в десницу и пометох ю», после чего Иван бросается бить земные поклоны перед иконами Святой Троицы, Богородицы и Антония. «Елико Бог вразуми, толиконаписа канун. И лето едино преполових, в разумении бых, прииде же ми рачение ненасытно, еще же и должен есмь ему»… при жизни антония приходил в Москву к родителям Ивана и «показывал милосердие». Настоятель Питирим, 6-ой после Антония, сподвиг его на написание Жития. Ивану принесли писание ученика Антония священноинока Ионы, но там некоторые чудеса были не записаны, они передавались в устной форме.
После этого Иван извиняется за громоздкое вступление, в котором упоминал разные грехи, ссылаясь на притчи из ветхого и нового заветов, поясняя, что «не укоряя святагописах», а описывал те страсти, которые в нас бывают, ведь мы не можем спастись, если не отбросим зло, «но здеубопрепокоение и долготу слова преполовихом». Прошло 23 года после смерти преподобного. Господи, научи мя оправданием твоим, духом Владычним утверди мя. Слава Тебе Господи за все, отселе делу сяях и слово глаголю».
О рождении святаго. С. 19.
Родителиеблаженнаго Антония «в поте лица своего пищу приобретаху себе и домашним, еже и кенсонподаяху кесарю, яко же и прочая подают области великаго нова града». От веси, глаголемейКиехта, от предел Двинскых, иже близ Студенаго моря, «земледелие творяше». К церкви Божией приходили, приносили подношения от своих трудов, молились о даровании чадородия. По молитве у них родился сын Андрей, которого они крестили водой и духом, а после были у них и другие дети. Однако Андрей, как говорит агиограф, был («за сущую в нем добродетель») самым «благообразным» из всех детей, поэтому родители любили его больше прочих. В 7 лет Андрея отдали учиться, и он успевал в учении лучше своих сверстников, так что и сам учитель его дивился быстрому его научению. Все это было промыслительно – «да из младенства навык святых книг научению после обрящетсяблагопотребен Богу и множеству инок наставник будет». Кроме того, родители научили блаженнаго «и иконному писанию», тогда как его «сродницы по плоти» «земледельствуучашеся».
Блаженному же отроку земледельству не внимающу, бысть его тщание к церкви Божией, упражняяся на Божие славословие. Андрей был смирен и благонравен и все ближние его за то любили. Андрей помнил о заповеди «Чти отца и мать» и повиновался родителям. При смерти родители призвали своих детей и наказали им жить так, как сами они жили и благословили их, а после с миром отошли к Богу. В это время Андрею было 25 лет.
После этого Андрей пришел в иную страну в пределах Новгорода и 5 лет работал на одного из бояр, «Богу такоизволившу, да прежде научится блаженный мирскому пребыванию». По повелению же господа своего и законному браку сочетовается. Бог некоимистепеньми возводя блаженнаго помалу от нижних на вышняя.
Смерть жены через год после супружества.
После кончины родителей Андрей, получивший прекрасное образование, использует возможность вырваться из скромной крестьянской среды, в которой проходила жизнь его семьи, -- юноша устремляется в главный административный, экономический и торговый центр Северной Руси – Великий Новгород – и находит себя в услужении некоему боярину. Конечно же, подобное решение сильно отделяло Андрея от классического преподобнического пути служения Богу, заставляя его временно пойти на услужение мамоне. Однако в жизни Андрея приближалась критическая дата – дата, когда ему исполнялось тридцать. Сейчас или никогда… Целеполагательные аберрации встречаются и в других преподобнических биографиях: Кирилл Белозерский долгое время находился в услужении своему сановному родственнику Вельяминову, Феодор Колычев исполнял обязанности придворного боярина на протяжении долгих лет своей жизни, равным образом и Феодосий Печерский был уличен в услужении курскому вельможе, на пиры которого под дорогую одежду надевал тяжелые вериги… Знает русская агиография и другие случаи схожего характера… Однако все перечисленные мужи состояли на службе у сильных мира сего по неволе и во многом в силу того, что к этому обязывало их происхождение, а главное – к тридцати годам все они находили в себе мужество порвать с этим миром, миром бархата и кружев, миром красивой жизни, роскоши, достатка, миром, который по сути не имел ничего общего с путем монашеского самоотвержения. Андрей же сам, по своей инициативе попытался войти в этот чуждый для него мир, вглядеться в этот, чарующий глаз смерда (каким он и был) лоск, одним словом – приобщиться к современной ему элите и элитарности. Это искушение достатком, быть может, возымело воздействие на него из-за синдрома «любимого сына», ребенка, который, по мнению его же собственных родителей, был достоин большего, нежели его братья и сестры, а значит – и все в округе, который был лучше прочих. Как это ни странно, но коды, закладываемые в личность (в том числе и преподобническую) родительским воспитанием, зачастую определяют многое, очень многое в судьбе повзрослевшего ребенка.
Так или иначе, в 25 лет Андрей становится подающим большие надежды управленцем, возможно даже правой рукой одного из представителей новгородского олигархата, изрядно, впрочем, ослабленного походами Ивана III, однако все еще сохраняющего следы былого величия. Более того – пять лет спустя Андрей, казалось бы, окончательно капитулирует, соглашаясь выполнить волю своего господина относительно женитьбы… Этот эпизод требует сопоставительной оценки: могли ли преподобные жениться, прежде чем вступить на монашеский путь? Да, такое встречалось, однако, как правило, супружество в этом случае определялось исполнением настойчиво проявляемой воли родителей, а послушание в этом вопросе осмыслялось как выполнение заповеди «Чти отца и мать»… Здесь же иное… Мать и отец, умершие, когда Андрею было 25, так и не смогли (если вообще пытались) внушить сыну мысль о женитьбе, несмотря на то что юноша вполне мог по возрасту и социальному статусу создать семью, однако господин смог этого добиться относительно легко… Что происходило с Андреем в эти годы? Что руководствовало его душой? Каковы были его мотивы? По мнению агиографа, все это происходило по божественному смотрению и способствовало постепенному, стадиальному приближению Андрея-Антония к Богу...
В этом свете, несомненно, промыслительной становится смерть молодой супруги, кардинально меняющая образ жизни нечаянного вдовца. Так описывает внутренний мир Андрея после смерти жены его агиограф: блаженный, уразумев суету мира, «праздных словес и безгоднаясмехотворения и нелепагокощунания бесовских игр, душевредных же песен и сквернословесных, елико юношескаговжеления, ослабевающих душу до конца, возненавиде». Перед нами прекрасный, психологически очень точный пример того, как созревает в душе преподобного категорическое неприятие светской культуры и связанного с ней образа жизни. Было ли все это, так неприятно поразившее Андрея после смерти жены, в Новгороде, да и вообще вне монастырских стен, до того? Конечно, было, однако вплоть до своего тридцатилетия, с которым совпала смерть жены, мужчина этого не воспринимал, не ощущал, пошлость и грубая вульгарность окружающей жизни проходила по касательной, мимо него, не раня его сердце. Теперь же все изменилось:секуляризованная культура городской элиты, отстоящая от храмового богослужения и в целом противопоставленная церковной традиции, антицерковная культура кощунных и сквернословных песен, с какой-то новизной восприятия поражает душу пережившего смерть молодой жены мужчины. Отчего умерла супруга Андрея? Была ли это смерть в родах? Скосила ли женщину чума или иное страшное заболевание средневековья? Не известно, однако вместо того чтобы искать себе новую партию, как это можно было бы ожидать от человека обыкновенного, человек духовно одаренный, будучи глубоко поражен этой утратой, замыкается в себе, несет боль осиротевшей души молча, скорбно, осознавая с неотвратимостью неизбежного свое истинное предназначение и обретая в лишениях свой истинный путь к Богу. В смерти жены Андрей, кажется, впервые столкнулся с настоящим ударом судьбы, если, конечно, не считать таковым смерть родителей, пришедших в старости в немощь от тяжких болезней. Однако смерть родителей была естественна и закономерна, преждевременная же и, как принято было говорить в Древней Руси, напрасная гибель супруги была неожиданным потрясением человека, которого вполне можно было считать баловнем судьбы.
«Сице ему помышляюще, возгореся духом, огнем божественымлюбве Божия, яко же боречесписательлествицы» если кто-то хочет стать иноком, но не отвергся мирских пристрастий, подобен человеку с кандалами на ногах, а у женатого кандалы еще и на руках. Больных исцеляли и страсти врачевали иноки… Андрей размышлял, как бы ему удалиться от мира и к Богу прийти. «Богу моляшеся, да избавлен будет от многомятежия мира сего» и причтен к ангельскому лику…
«К церкви же Божии часто хождаше», нищим милостыню творяше, чистоту сохраняя душевную и телесную, был со всеми кроток и смирен. Поэтому его любил его господин.Тажегосподн его ко Господу отиде. Блаженный пришел в дом и разсудил тленное богатство быти уметы.
Ряд библейских цитат, аргументирующих уход из мира: изыдите из среды, отступите от земли и взыдите на небо, расточи имение и даждь нищим. И бысть яко птица, окрилатев умом, потече скоро во мнишеская, убопрейде душа наша воду непостоянную.