Общество и государство в средние века
Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад. В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно - религиозной жизни. Переход к феодализму произошел в разных странах не одновременно. Начало западно - европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи.
История феодализма делится на три больших периода:
1) раннее средневековье – время формирования феодального способа производства, V-XI вв.;
2) классическое, или развитое средневековье – период развитого феодализма, конец XI-XV вв.;
3) позднее средневековье – период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI -середина XVII вв.
В период раннего средневековьяпроисходило становление феодальных отношений, образование крупной земельной собственности и подчинение ранее свободных крестьян-общинников феодалам-землевладельцам. Формируются два класса – феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне. Экономика раннего феодализма многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытнообщинного уклада. Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья. В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств. С их образованием появляется первая форма феодального государства – раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства. В пределах этих государств объединялось множество различных этнических общностей, что являлось неизбежным результатом переселения народов. В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества.
Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне в период развитого феодализма попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев. Феодальную иерархическую лестницу возглавлял король, ниже – социальные слои герцогов, графов, баронов, рыцарей. Внизу феодальной социальной структуры находились крестьяне. Это иерархическое соподчинение приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян. Город становится центром не только торговли, но и ремесла. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации. С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии – сословно-представительная. Коренным образом изменяется все феодальное общество.
Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Происходит переход к новому типу феодальной монархии – абсолютизму. Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции. В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма.
1.3 Концепция «Москва – третий Рим».
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием «Москва – третий Рим», был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношения с подданными и церковной организацией.
Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его «творити и заповеди хранити во всем», а если и придется кому-либо понапрасну терпеть «царское великое наказание», то возможно выразить свою печаль только «горьким стенанием и истинным покаянием». В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права «говорить правду» лицам, облеченным высокой властью.
В своих «Посланиях» Филофей поднялся до понимания исторических перспектив политического развития России, видел и понимал значение объединительной политики и ее, ближайших и отдаленных последствий. Анализ современных исторических событий, определивших судьбу его родины, приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Ее судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.
Развитая Филофеем в политическую теорию формула «третьего Рима» была не нова для литературы XV–XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно-политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества. Несомненно, православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству – к процветанию. Именно поэтому он прочно связывает с ним судьбу России, чем и объясняется призыв ко всем христианам видеть в лице Москвы оплот православия, а, следовательно, защиту и поддержку для каждого из них лично. Но в доктрине отсутствуют призывы к захвату других стран с целью их присоединения к Московскому государству. Нет в ней и речи о том, чтобы отдельные лица, не исповедующие православие, перешли бы в эту религиозную конфессию. Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила – ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии – оправданием или обоснованием каких-либо агрессий.
Большое внимание уделялось Филофеем формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве. Резко и категорически он выступил против свободы суждений и, особенно против научных исследований. Видимый мир, по мнению Филофея, не только не следует преобразовывать, но грешно даже изучать.
Теория Филофея «Москва – третий Рим» получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.
1.4 Стяжатели и нестяжатели
Одним из спорных моментов истории Русской Православной Церкви является полемика между двумя русскими святыми – Иосифом Волоцким и Нилом Сорским.
Нестяжатели требовали отказа Церкви от «стяжания», то есть, приобретения земель и материальных ценностей, как противоречащего Евангелию и авторитету Церкви. Нестяжатели – Нил Сорский и другие заволжские старцы, то есть монахи северных монастырей. Нестяжателей поддерживал и приехавший из Греции в 1518 для перевода и исправления церковных книг Максим Грек. После осуждения нестяжателей он был обвинен в ереси и государственной измене и приговорен к пожизненному заключению. В «Монастырском уставе» Нил Сорский утверждал, что приобретение собственности несовместимо с монашеством. Его ученик Вассиан Косой выступил за конфискацию церковных земель и передачу их народу. Нестяжатели были представителями созерцательного монашества и считали Писание важнее Предания. Нестяжатели терпимее относились к еретикам, нежели стяжатели. Стяжатели во главе с Иосифом Волоцким, игуменом Волоцкого монастыря отстаивали принцип неприкосновенности церковно-монастырских земель, считали, что обрядовое благочестие и Предание в Церкви должны быть на первом месте, утверждали божественное происхождение княжеской власти и ее приоритет в светских и церковных делах, что и обеспечило победу стяжателей. Стяжатели убедили Ивана III отказаться от поддержки нестяжателей. Собор 1503 осудил нестяжателей и высказался за сохранение церковной земельной собственности при подчинении самой Церкви московским князьям. В дальнейшем стяжатели жестоко преследовали нестяжателей, активно содействовали учреждению опричнины. Земельные наделы позволяли монастырям нести широкую пастырскую, благотворительную и просветительскую деятельность, оказывать благотворное влияние на общественную жизнь.