Организация призрения — прерогатива самодержца, церковь зависима от него, личные свободы отсутствуют
Глобальные политические перемены в жизни восточнославянских княжеств происходят во второй половине XV — первой половине XVI столетия. Это время их выхода из-под власти Орды и объединения в Российское государство со столицей в Москве, тогда же завершается формирование русской (великорусской) народности.
К концу XVI в. Русская православная церковь и по содержанию и по форме сделалась национальной, с учреждением самостоятельного патриаршества прекратилась ее зависимость от Константинополя. Москва если и не становится Третьим Римом, то, несомненно, задает тон политической и культурной жизни городам и весям государства Российского.
Царь всея Руси Иван IV Грозный добивается расширения и упрочения московского влияния, а также централизации власти. Стремясь к абсолютной власти не только над смердами, но и над бо- ярско-церковной элитой, государь подчиняет церковь короне, проводит военную, финансовую и судебную реформы. Стоглавый собор1,
1 Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы (Москва, 1551 г.). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — Стоглав. Одним из итогов Собора явилась регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного уровня духовенства (предусматривалось создание училищ для подготовки священников). Сборник Стоглав состоял из ответов на несколько десятков вопросов, касающихся различных сторон церковного богослужения, монастырской жизни, мирского быта, а также внутригосударственной политики. Вплоть до XVII в. Стоглав наряду с Номоканоном являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством.
собранный по инициативе Ивана Грозного, принимает ряд важных для жизни Церкви решений, официально оформленных в виде сборника. Стоглав определил границы сфер влияния монарха (государства) и церкви и их обязанности в области призрения и организованной благотворительности.
«Глава 5. Вопрос 12. О милостыне. Милостыня и корм годовой, и хлеб и соль, и деньги, и одежду по богадельным избам по всем городам дают из нашей казны. Также христолюбцы милостыню дают, а нищие и колосные, и гнилые, и состарившиеся в убожестве голод и холод, и зной, и наготу и всякую скорбь терпят и не имеют где главы преклонить — по миру скитаются. Везде их гнушаются. От голода и от холода в недозоре умирают и без покаяния, и без причастия никем не оберегаемы. На ком тот грех взыщется? И о тех, что помыслити православным царем и князем и святителем, достоит, о них промыслити. <.,.>
Глава 5. Вопрос 1. О чернцах1 и о черницах иже безчинствуют. По миру скитаются чернцы и черницы, попы и миряне, женки и строи2 со святыми иконами и на сооружение сбирают, <...> и милостыни просят по торгу и по улицам, и по селам и по двором с образы ходят. <...> Как впредь тому быть и есть ли о том писание и не оскорбительно ли то святым образам? Иноземцы тому удивляются. <...>
Глава 71. Ответ. О нищепитательстве. Что чернцы и черницы по городам и по селам скитаются, тех чернцов и черниц собирать, да, переписав, разослать по общим монастырям. <...> А которые будут чернцы стары и больны, не могут работать и прислуживать, их в тех же монастырях общих устроить в больницы, обеспечить пищею и одежею. <...> Да велеть отцам духовным их увещевать и поучать, чтобы жили те в чистоте и покаянии, и в прочих добродетелях, и во благодарении ко всесильному Богу, и творили бы беспрестанно молитву Исусову, елика их сила; и скорби, и болезни терпели со благодарением, да не лишены будут воздаяния от Бога; и молили бы Бога за царя, и за всех православных христиан о всех полезных. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам следует за всех тех, старых и болящих, по всем монастырям общим из своей казны вклад за них давать, как ему, царю и государю, Бог известит. <...> А которые будут черницы стары и больны, и тех бы черниц игуменьи устроили в больницах пищею и одежею с прочими сестрами, и пеклись бы о всех них, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелях, и в молитвах, и молили бы Бога за благочестивого царя, и за всех православных христиан о всех полезных. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам своего ради спасения за всех тех черниц здравых и больных по всем девичьим монастырям вклады давать из своей царской казны и святительской, как ему царю государю Бог известит. <...>