Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда турками»

История. В 1453 г. произошло завоевание турками Константинополя, оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие русской политической и религиозной идеологии.

В послании к Василию III, относящемуся к началу XVI в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: Рим первый пал из-за своего нечестия; Рим второй, т.е. Византия, пал от агарнского засилия; третий же Рим – Москва –стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать.

В качестве религиозного отклика на завоевание Константинополя была написана неким Нестором-Искандером «Повесть о Царьграде». Она представляет собой подробное описание всех военных перипетий, сопровождавших завоевание турками Константинополя.

Повесть осложнена определенной религиозно-политической тенденцией. Она вошла в Хронограф, в летописные своды XVI в. и сохранилась в большом количестве рукописей и отдельных списков XVI-XVIII вв.

Популярность повести – в представлении официальных идеологов русского царства оно стало трактоваться в качестве преемника византийской политической и религиозной традиции. В повести имеется пророчество Льва Премудрого о «русом» народе, которому суждено освободить Царьград от власти неверных.

Фабула, сюжет, идеи. Начало повести – рассказ об основании в IV в. Царьграда императором Константином Флавием. Во время постройки города происходит знамение: внезапно из норы выползает змей, и в то же время сверху падает орел, хватает змею и поднимает ее в воздух. Змей обвивается вокруг орла. Орел, поднявшись высоко в небо, падает, одоленный змеем. На помощь орлу приходят люди и убивают змея. Царь в великом ужасе созывает книжников и мудрецов, чтобы они растолковали ему знамение. Растолковывают: место наречется седьмохолмым, прославится и возвысится во всей вселенной выше других городов. Но, в конце концов, город будет покорен неверными. Орел – знамение христианства, змей – бусурманства. То, что змей одолел орла, - бусурманство одолеет христианство, а так как люди убили змея, то напоследок христиане возьмут Царьград и восторжествуют.

Пророчество сбывается: «безбожный» царь Магмет, Амуратов сын, пошел войной на Царьград. Количество турок превосходило в огромной степени количество осажденных в городе греков. Греки необычайно сильно и энергично сопротивлялись. Автор передает все подробности осады Царьграда и рассказывает о бесконечном количестве приступов с огромными жертвами с обеих сторон.

Особое мужество и храбрость обнаруживает царь Константин, который, несмотря на все уговоры вельмож, решительно отказывается покинуть город. Мужественно сражается с врагами и наносит большой урон. Далее свершается следующее знамение: когда царь с патриархом вошли в храм св. Софии, из храма вырвался огонь, окружил купол, поднялся в небо и скрылся там. Это свидетельство того, что благодать Божия окончательно покинула Царьград и дни его сочтены. Но и это не заставляет Константина покинуть город. Наконец, турки окончательно завладевают Царьградом. Константин выходит навстречу победителям, его обезглавливают и приносят ее Магмету. Магмет выражает сочувствие К-ну и уважение к его храбрости. Он, облобызав голову, отослал ее патриарху, чтоб тот обложил ее золотом и серебром и сохранил, как подобает.

Падение Константинополя д.б. необычайно окрылить московскую официозную мысль и укрепить в ней представление о том, что погибшие религиозные и политические виз. ценности должны вновь возродиться уже на русской почве. В этом и заключается публицистический смысл повести Нестора-Искандера.

32. Новгородская областная литература. «Повесть о путешествии архиепископа Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим»

Новгородская областная литература.

Еще в киевский период Новгород был весьма заметным книжным центром, но произведения новгородской письменности на первых порах в чисто литературном отношении не представляют собой чего-либо значительного.

Ранняя новгородская летопись – фактична, не содержала в себе тех поэтических черт, которые были характерны для летописей южных. Остальная новгородская литература отличалась той же склонностью к документальности и к дидактизму.

В XV веке, в связи с тенденцией Москвы к подчинению себе Новгорода, в Новгороде возникает ряд произведений легендарно-повествовательного и житийного характера. Эти произведения отражают идеологию новгородского боярства, заинтересованного в неприкосновенности своих крупных земельных владений и богатого купечества.

Политическая и идейная борьба между сторонниками литовской и московской ориентаций нашла живое отражение в новгородской литературе, особенно усилившись ко времени окончательного покорения Новгорода Москвой.

Новгородский архиепископ Евфимий очень потрудился в возвеличении прошлого Новгорода. 1432 г. – «Софийский временник», и затем другой свод – крупные летописные предприятия, где Новгороду отводится центральное место.

Фабула и сюжет.

Рассказывается о том, как Иоанн однажды заключил беса в сосуд с водой. Когда бес стал умолять выпустить его, Иоанн согласился это сделать на условии, что бес в течение ночи свезет его в Иерусалим, к гробу господню, и обратно. Бес превратился в коня и отвез Иоанна. После того, как Иоанн помолился у гроба господня, бес доставил его, утомленный и опозоренный, обратно в ту же ночь в Новгород. Бес предупреждает его, чтобы он никому не рассказывал о происшедшем под страхом, что бес наведет на него «искушение»: он будет осужден как блудник, много поруган и посажен на плот на Волхове. Однако Иоанн однажды в беседе с игуменами рассказал о поездке, но так, как будто бы это случилось не с ним, а с кем-то другим, неизвестным. И с того времени господь попустил, и начал Диавол искушение наводить. Пустился Иоанн в разврат: жители города стали замечать, как из кельи архиепископа выходит блудница; городские начальники, приходя в келью за благословением, видели там сандалии и женскую одежду (И что к человеку прицепились?! Может быть, он трансвестит!:)) – прим. авт.). Народ и начальники, подумали, что неприлично блуднику быть на святительском престоле, и изгнали Иоанна из Новгорода. Когда народ отправился к келье, оттуда вышел бес в облике девушки. Напрасно гнались за ней – не поймали. Иоанна жестоко оскорблял народ и, не слушая его оправданий, решил посадить на плот и пустить вниз по Волхову. Дьявол стал радоваться, но божья благодать и молитва святого превозмогли дьявольское ухищрение: плот, никем не подталкиваемый, поплыл не вниз, а вверх по реке, и бес был посрамлен. Раскаявшийся народ просит прощения у Иоанна и уговаривает вернуться. Иоанн возвращается в Новгород.

Мотивы.

Повесть использовала легендарные мотивы о поимке в сосуде беса и о езде на бесе. Оба мотива получили достаточно значительное распространение в литературе Востока и Запада.

Возникновение.

Легенды об Иоанне Новгородском возникли, после открытия его мощей (1439 г.). В виде отдельных эпизодов они вошли в житие Иоанна Новгородского, составленное к конце XV.

Наши рекомендации