Глава 12. Еще немного о том, как преодолеть препятствия и проблемы на пути слышания голоса Божьего
Попробовав наладить с Богом двустороннее молитвенное общение с помощью способов, описанных в предыдущих главах книги, многие из вас поняли, что это вполне достижимо. Тем не менее, иногда на пути слышания голоса Божьего возникают препятствия. Иногда мы сидим, приготовив молитвенный журнал, ждем движения Духа в глубине сердца, но ничего не происходит. Нас начинает охватывать уныние и отчаяние. Почему же Бог молчит?
В подобной ситуации необходимо обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, действительно ли в молитвенный журнал записан вопрос, обращенный к Богу? Возможно, вы думаете, что это – лишь вопрос техники и достаточно мысленно задать вопрос Господу. На первых порах очень важно формулировать вопрос в письменном виде. Часто это играет решающую роль в зарождении чудесного потока Божьего откровения.
Если же отклик свыше по-прежнему не получен, удостоверьтесь в том, что вы действительно задали вопрос. Если же нет, то сформулируйте вопрос, причем совершенно конкретный. Четко сформулированный вопрос и сосредоточенность внимания способствуют зарождению божественного потока в сердце человека.
Как уже говорилось, необходимо соблюдать умеренность и избегать слишком конкретных, детальных вопросов, граничащих с гаданием и предсказанием судьбы. Есть определенные сферы духовной жизни, которые нам неведомы, поэтому попытки проникнуть туда крайне нежелательны.
Иногда, делая записи в молитвенном журнале и обращаясь к Богу за откликом, мы получаем в ответ лишь свои собственные мысли, которые очень легко распознать. Это все равно, что проповедовать самому себе. Радуйтесь, когда такое происходит: по крайней мере, вы способны отличить свои мысли от Божьих!
Второй важный момент – достижение состояния внутреннего покоя. Нужно погрузиться в глубину сердца и ощутить зарождающийся там поток божественного откровения. При возникновении трудностей с достижением состояния внутреннего покоя, снова обратитесь к главам, посвященным этой теме. Учитесь усмирять свое сердце до тех пор, пока Всемогущий Бог не наполнит все ваше существо.
Конечно, для этого потребуется приложить определенные усилия. Но, набравшись опыта, вам удастся легко и быстро достигать состояния внутреннего покоя, которое со временем станет привычным состоянием. Мир, царящий в душе, помогает пребывать в присутствии Божьем, находясь в общении и взаимодействии с людьми. В этом суть пребывания во Христе. Я сам пережил подобную последовательность духовного роста, который обеспечен всем, кто к нему стремится.
Бывают случаи, когда мы садимся за стол, чтобы начать вести записи в молитвенном журнале, и чувствуем в себе нехватку веры, мешающую этому. В такие моменты даже трудно поверить в присутствие Божье и желание Господа общаться с нами. Выход – в поиске наиболее эффективного способа укрепления веры, наиболее распространенный из которых – прославление Господа. Прославление должно продолжаться до тех пор, пока внимание полностью не сосредоточится на Господе и Его славе.
Еще один способ укрепления веры – провозглашение Божьих обетований или перечитывание нескольких последних страниц своего собственного молитвенного журнала.
Третий способ – с помощью дара видения увидеть очами сердца духовную рельность, в которой мы пребываем рядом с Иисусом. Писание совершенно ясно говорит о том, что посредством действия Святого Духа Христос пребывает с каждым верующим в Него. В конце концов, смысл пребывания в Господе сводится к тому, что мы с детской верой отдаем себя в руки Того, Кто верен и надежен. Тогда в нашей жизни наступает момент, когда мы полностью отбрасываем всякие сомнения и твердо верим в то, что Христос постоянно пребывает в нашей жизни, наполняя ее Своим святым присутствием. В простоте детской веры мы приходим в Его присутствие, которое проявляется во всем: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
Четвертый способ укрепления веры – это представление записей в молитвенном журнале на рассмотрение человеку, которого вы уважаете в Господе. Эта мера особенно важна на первых порах ведения журнала. Спросите этого человека, считает ли он, что данные откровения получены от Господа. Человеку, не имеющему непосредственного отношения к конкретной ситуации, всегда легче распознать, от Бога ли определенная запись в журнале. Зрелый, хорошо знающий Писание христианин обычно находит поддержку духовного наставника, подтверждающего божественное происхождение откровения. Это, безусловно, способствует укреплению веры.
Следующее препятствие, которое необходимо преодолеть для слышания голоса Божьего, – это блуждающие мысли, которые трудно «привести в порядок».
Для меня наиболее эффективные средства, помогающие собраться с мыслями при общении с Господом, – это музыка, дар видения и молитвенный журнал. Они, овладевая сердцем, заглушают суетные мысли. Эти средства на первый взгляд очень просты, тем не менее весьма полезны, особенно если применяются целенаправленно. Так, например, музыка помогала Елисею сосредоточиться и ощутить в сердце интуитивный поток откровения от Господа: «Теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4 Цар. 3:15). Уверен, что вы так же быстро, как и я, освоите подобные способы и средства преодоления блуждающих, суетных мыслей.
Еще один способ преодолеть суетные мысли – записывать их в молитвенный журнал и направлять на соответствующую область деятельности, к которой они настойчиво призывают. Необходимо помолиться и исповедовать перед Богом все, что у нас на уме. Если сердце осуждает нас, нужно просить у Господа очищения и освящения.
Еще одно препятствие, часто возникающее на пути общения с Господом,– это ощущение того, что Господь не обращается к нам. В таком случае необходимо полностью излить сердце Богу. В общении с Богом каждый раз требуется предельная честность и беззаветная преданность Ему. Начав получать откровения от Него, сразу же нужно записывать их, даже если это одно или два слова. Ведь полученное от Святого Духа откровение хрупкое, уязвимое и легко заглушается нашими собственными мыслями.
В моей молитвенной жизни однажды был случай, когда мне казалось, что Господь ничего не говорит. Просидев некоторое время над молитвенным журналом, я услышал от Господа только одно слово – «я», записывать которое не торопился, ожидая, что Господь скажет больше. Но, поскольку никакие другие откровения меня не посещали, пришлось занести слово «я» в журнал. И сразу же мне на ум пришло другое слово – «бы», затем третье, четвертое, пятое... В результате выстроилась целая фраза: «Я бы хотел поговорить с тобой по поводу...», с которой началось полноценное общение с Господом. Так, не желая записывать первое слово, я сдерживал поток Божьего откровения. Необходимо записывать с верой каждое слово, полученное свыше, предвкушая живительный поток Божьего откровения.
Итак, наиболее распространенная проблема, с которой христианин сталкивается в стремлении наладить общение с Богом, – это молчание со стороны Господа. Мы уже обсуждали возможные причины возникновения подобных ситуаций. Одна из них – попытка задать Господу вопрос, на который Он не желает отвечать. В подобных случаях Господь обычно говорит, что Он не даст ответ на данный вопрос в данное время, т. е. нужно подождать.
Другая причина – неправильные побуждения. В таких случаях Господь спрашивает человека о том, что побуждает его обратиться к Всевышнему с данной просьбой. В любом случае, Господь жаждет общения с нами. Ведь Он умер и воскрес, для того чтобы восстановить полноценное общение со Своими детьми!
И последнее препятствие, которое хотелось бы упомянуть, связано с темой огня. Согласно Писанию Господь говорил с израильтянами «на горе из среды огня» (Втор. 5:4). Огонь в Писании – символ очищения и облагораживания. Основное препятствие на пути слышания Божьего голоса состоит в нежелании и боязни Его детей стоять перед огнем, который обжигая, очищает от гнета плоти и дарует свободу в Духе.
История израильтян, испугавшихся огня и отказавшихся взойти на гору для непосредственного общения с Господом, наглядно свидетельствует об их нежелании пройти через процесс очищения. Всемогущий Яхве освободил Свой народ! Он указал Моисею путь освобождения, и Моисей вывел народ из египетского рабства. Перед израильтянами расступились воды реки, они получили в пищу манну небесную и воду из скалы для питья.
Бог обеспечил все нужды израильтян и мало потребовал взамен. Когда израильтяне пришли к горе Синай, Моисей объявил радостную весть о том, что Бог желает говорить с ним и призывает весь народ в свидетели разговора: «И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу. И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:9 – 11).
Последующие два дня прошли в приготовлениях к встрече с Господом: люди освящались и стирали одежду. Наконец наступил третий день, и весь израильский стан был исполнен ожиданием знаменательного события и размышлениями о том, как все будет происходить: «Каким же Господь предстанет перед нами? Будет ли Его голос подобен легкому дуновению летнего ветра или раскату осеннего грома? Неужели, услышав Его голос, мы останемся живы? Моисею это удается, но ведь он – особый человек! Неужели Яхве действительно хочет разговаривать с нами? Возможно ли общение человека с Богом? Что принесет нам этот день?»
«На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19:16 – 20).
«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали» (Исх. 20:18).
Люди в страхе наблюдали, как Моисей всходил на гору:«И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх. 20:21). Они боялись, что он погибнет в любой момент, как смертный человек, увидевший славу и величие Господа.
Время шло, некоторые израильтяне по-прежнему ждали Моисея у подножия горы, а другие вернулись в шатры и приступили к своим повседневным обязанностям. В то время, как старейшины и начальники колен совещались и некоторые из них уже начали высказывать пессимистические прогнозы по поводу гибели Моисея, раздались радостные крики: «Вот он идет! Моисей спускается! Он жив! Ура!»
Моисей действительно был жив, здоров и даже принес с собой особое послание от Господа. Не успел он присесть, чтобы немного отдохнуть, как старейшины отвели его в сторону для серьезного разговора. Моисей так описывает разговор с ними: «И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши, и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив; но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрет нас; если мы еще услышим глас Господа, Бога нашего, то умрем, ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива? приступи ты и слушай все, что скажет [тебе] Господь, Бог наш, и ты пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять» (Втор. 5:23 – 27).
Господь, услышав слова израильтян, сказал Моисею:«Слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, хорошо; о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! пойди, скажи им: "возвратитесь в шатры свои"; а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они [так] поступали на той земле, которую Я даю им во владение. Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Втор. 5:28 – 33).
Так, отказавшись от прямого общения с Господом, израильтяне были вынуждены жить согласно заповедям, постановлениям и законам.
Бог неизменен, Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Его сущность нисколько не изменилась со времен того памятного события на горе Синай. Голос Божий по-прежнему сопровождается огнем, поглощающим шлаки и очищающим золото. Хотите общения с Господом – готовьтесь к встрече с обжигающим огнем. Голос Божий стоит того! Необходимо с готовностью отдать себя в руки Господа, чтобы Он освятил и очистил нашу плоть.
Один из слушателей моих семинаров – молодой учитель в возрасте около тридцати лет – жаждал слышать голос Божий. Когда Господь выразил молодому человеку Свою любовь, тот с радостью принял ее и наслаждался общением с Господом. Но однажды Господь обратился к нему со словами: «Фил, а ты помнишь те тарелки и столовые приборы, которые вы с женой утащили из столовой колледжа, чтобы было чем сервировать стол дома? Я хочу, чтобы вы вернули их!»
Фил был потрясен этими словами и категорически не хотел принимать их в качестве откровения от Бога. К тому же, когда Фил учился в университете, он еще не был христианином. Что о нем подумают, если он вздумает вернуть столовые приборы, утащенные когда-то из студенческой столовой? Да и с какой стати их возвращать? Практически все студенты что-нибудь да «прихватывали» из университета!
Фил обратился ко мне, надеясь, что я опровергну божественное происхождение откровения. Из личного опыта мне было известно, что Божье откровение сопровождается очищающим огнем. Я сказал Филу, что иногда в нашей жизни происходят события, которые кажутся нам несущественными, но они очень важны для Бога. Если мы не выполняем то, к чему Господь нас призывает, Он часто замолкает на определенное время, давая нам понять, насколько важно послушание.
Другая интересная история приключилась с одним из старейшин нашей церкви, который также посещал семинар, посвященный теме «Как слышать голос Божий». После семинара этот молодой человек пришел ко мне в полном смятении чувств. Он молился о том, чтобы Господь показал ему перспективы служения в церкви. Каково же было изумление молодого человека, когда совершенно неожиданно Господь напомнил ему о купленном им когда-то на черном рынке стереомагнитофоне. В то время он еще не был христианином и сделал покупку, зная о ее незаконном происхождении. А сейчас Господь призвал его продать магнитофон и отдать деньги на благо служения.
В разговоре со мной молодой служитель недоумевал: «Неужели мне такое сказал Бог? Я даже не разговаривал с Ним на эту тему, речь шла о будущем моего служения».
Я заверил молодого человека в том, что он получил откровение от Бога. Он колебался еще несколько месяцев, а затем дал объявление о продаже магнитофона.
Огонь очищения сыграл огромную роль в моей жизни. Голос Божий помог мне пройти через очищение огнем. Все началось с того, что моя супруга Пэтти в течение долгого времени страдала от депрессии и ощущения собственной неполноценности. Я считал, что она сама была виновата в возникновении подобных проблем в ее жизни. У меня даже было основанное на Библии доказательство собственной правоты. И вот однажды меня коснулся огонь божественного откровения: «Ты несешь ответственность за многие проблемы, возникшие в жизни Пэтти. Ты недостаточно любишь и лелеешь ее, поэтому она так страдает».
Улышав это, я сердито захлопнул журнал, пробормотав про себя, что никогда по-настоящему не верил в подобный способ общения с Богом, и покинул комнату.
На следующий день я остыл, но по-прежнему был очень скептически настроен: «Хорошо, Господи, если я допустил ошибку, покажи мне, в чем она состоит». Честно говоря, я даже не надеялся получить ответ на свой вопрос. Каково же было мое изумление, когда свыше пришел отклик, занявший целых две страницы в молитвенном журнале! Господь показал мне, насколько полученное мною в детстве воспитание в области выражения эмоций, во многом меня обделило. Я вырос с убеждением, что эмоции – самая непредсказуемая, ненадежная часть падшей человеческой природы. Именно поэтому так усиленно занимался самовоспитанием, направленным на подавление всех возникающих у меня эмоций, пытаясь сохранять хладнокровие и самообладание во всех жизненных ситуациях. Попытки «не проявлять никаких эмоций» во многом удались. Например, моя любовь к супруге представляла собой любовь «агапе», о которой я узнал в христианском колледже. В основе этой любви были не эмоции, а чувство долга и преданность принятому решению. Моя пасторская любовь к пастве являла собой обязательство способствовать духовному росту прихожан и обеспечивать их духовной пищей. Любовь к Богу была в моем представлении – долгом служения Ему.
В такой ситуации не было ничего удивительного в том, что дух моей жены начал увядать и с каждым днем терять жизненную силу. Будучи по натуре очень стеснительным, даже замкнутым человеком, Пэтти не имела близких друзей и очень нуждалась в моей любви и поддержке. Ей было крайне необходимо проявление эмоциональной стороны любви. Господь призвал меня активно проявлять любовь и заботу о жене, детях, ближних. Повеление Господа оказало огромное положительное влияние на мой характер, семейную жизнь и служение в церкви.
На первых порах мне было трудно вносить перемены в свою жизнь: просто не знал, с чего начать. До этого все перемены в моей жизни происходили посредством усилий воли, благодаря которым я настраивал себя на общительность, дружелюбие, энтузиазм, стремление к лидерству. Но как настроить себя на выражение эмоций? Казалось, что все испытанные способы духовного роста бессильны помочь мне в этом.
Обратившись за помощью к Господу, я незамедлительно получил от Него ответ. Господь поставил передо мной четыре задачи. Во-первых, изучать свой молитвенный журнал, чтобы понять, насколько Он любит меня. Во-вторых, изучать Евангелия для понимания того, как Иисус выражал любовь к людям. В-третьх, изучать Псалтырь, чтобы осознать, как Давид выражал любовь к Богу. В-четвертых, молиться с твердой верой в то, что Господь восстановит в моей жизни эмоциональное равновесие.
После тех событий я посвятил целый год развитию в себе способности заботиться о людях. Причем, на первых порах имел весьма смутное представление о том, что такое забота и как она проявляется. Тогда Господь объяснил мне суть понятия «забота». Это – любовь, выраженная скорее на эмоциональном уровне, нежели на интеллектуальном. По мере того, как я усиленно изучал Евангелия и Псалтырь, Господь проводил работу в моей жизни. Как ни странно, сначала Он восстановил во мне отрицательные эмоции: уныние, страх, гнев. Именно тогда я впервые за всю свою взрослую жизнь расплакался. Затем это стало повторяться ежедневно. Каждый вечер, как ребенок, нуждающийся в защите и утешении, я рыдал в объятьях жены. На меня давило чувство безысходности. Будущее казалось безнадежным. Я настолько ощущал свою слабость и греховность, что гордость быстро улетучивалась, уступая место скорби в сокрушенном сердце.
Постепенно начался процесс эмоционального исцеления, который сопровождался возвращением радости и надежды, заполнивших душу. В сердце возрастала новая любовь, а также бесконечная благодарность по отношению к жене, которую Господь избрал для меня. Окружая Пэтти любовью и заботой, я видел, как к ней возвращались жизненные силы. Благодаря этому, а также с помощью профессионального консультанта по семейным вопросам, Пэтти вскоре достигла состояния эмоционального равновесия.
Моему служению всегда был свойственен дух пророчества, который воспринимался мною несколько однобоко. Ненавидя от всего сердца грех, я сурово обличал грешников. Прихожане упрекали меня порой в излишней резкости суждений, но я не соглашался с их доводами. Но, когда Сам Господь обличил меня в этом, я не посмел Ему возразить. Господь напомнил мне следующий стих: «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).
Бог ясно дал мне понять, что Он любит дела милосердия и действует справедливо. Господь безмерно радуется, проявляя милосердие. В то же время святость Господа побуждает Его действовать справедливо. Я всю свою жизнь поступал противоположным образом. Возлюбив справедливость, отодвигал дела милосердия на второй план. Таким образом моей первичной реакцией по отношению к любому человеку и ситуации было осуждение, а милосердие к ближнему было всегда вторично. Господь показал мне два важных аспекта Своей природы: свет и любовь. Бог сочетает в Себе осуждение и милосердие, исцеление и разделение, обличение и утешение.
Взирая на Господа, я все больше осознавал, насколько мне в не хватало уравновешенности и чувства гармонии с окружающим миром. Например, раньше я был слишком сосредоточен на том, что Бог есть свет. Это побуждало меня к постоянному стремлению к праведности, скорее даже к «самоправедности». Сейчас Господь призывает меня сосредоточиться на том, что Он есть любовь во всех ее проявлениях таких, как: прощение, примирение, благодать.
Начав руководствоваться во всех поступках любовью, я наполнил свое служение духом любви, прощения и примирения. Если раньше резко реагировал на разницу во мнениях, что приводило к напряженности в отношениях и разделению в церкви, то теперь стремлюсь к примирению. Еще совсем недавно, следуя букве закона, считал праведность нормой поведения в церкви. Теперь мерило отношений в общине – любовь к ближнему, которая всех нас объединяет. Если раньше подвергал резкому осуждению всякое нарушение закона, то теперь из моего сердца изливается поток милосердия.
Вновь обретенное мною равновесие между осуждением и милосердием вскоре подверглось серьезному испытанию. Находившаяся на нашем попечении молодая девушка вступила в связь с неким мужчиной. Прежние представления о справедливости и праведности требовали от меня применения строгих и решительных дисциплинарных мер. В уме я сочинял бесконечные проповеди, посвященные тому, как важно хранить чистоту и не допускать безнравственность в свою жизнь. До того, как начать разговор с девушкой, я обратился к Господу за мудрым советом. Подробно рассказав Господу о ее грехе, подчеркнув необходимость наказания, ожидал от Него поддержки. Вместо этого Господь напомнил мне о Своем отношении к женщине, уличенной в прелюбодеянии: «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).
Отклик Господа был предельно ясен: девушка нуждалась в первую очередь в Божьей милости и прощении, исходящих от служителя Божьего, а не в осуждении. Господь уже побудил ее осознать свой грех.
Мои взаимоотношения с Богом также нуждались в восстановлении, поскольку на них отрицательно повлияло постоянное подавление эмоций. Без подлинного выражения любви к Господу полноценное общение с Ним вряд ли возможно. Подобно израильтянам в пустыне, я обрек себя на жизнь под бременем закона: ежедневно изучал Писание в поисках принципов христианской жизни, а затем каждую неделю, стоя за кафедрой, излагал прихожанам очередной «указ», исполняя который они якобы преуспеют в христианском образе жизни.
За четыре года у меня набралось пятьдесят страниц правил, согласно которым я стремился жить. Затем, тщательно проработав их, я вывел около тридцати основных принципов, отпечатал их с обеих сторон на листе бумаги и вложил в пластиковую папку. Наконец-то, мне удалось изложить суть христианства в виде сжатого свода правил, этакой системы. Я превзошел даже Моисея, ведь у меня было тридцать заповедей, да еще «высеченных из пластика»! Впрочем, неизменно возникала одна проблема: пока я сосредоточивался на выполнении пятнадцати правил на первой странице, то упускал из виду правила, изложенные на обороте листа. Когда же переворачивал лист, чтобы проработать вторую часть правил, то пренебрегал выполнением первой их половины. Стоит ли говорить о том, что моя христианская жизнь больше ввергала меня в уныние, чем приносила радость.
В то время, как наша община жила под бременем закона, я начал постепенно осознавать то, о чем так часто читал в Писании: «... те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2:12). Значит, пытаясь соблюдать закон, мы обрекаем себя на осуждение и в последствии – на духовную смерть. Отсутствие полноценного личного общения с Богом поставило меня, мою супругу и церковную общину под бремя закона. Было уже совершенно очевидно, что духовная смерть коснулась всех областей церковного служения. Поклонение Богу перестало вызывать у прихожан радостное волнение и уже не было спонтанным. В церкви с трудом находились добровольцы для участия в каком-либо служении. Время общения прихожан после служения в церкви неуклонно сокращалось. Количество домашних групп заметно уменьшилось, их ряды тоже существенно поредели. И, наконец, церковь захлестнула волна сплетен, слухов и ссор, что грозило разделением. К тому времени я только начал осознавать важность хождения в милосердии, поэтому был не в силах своевременно возместить духовный ущерб, нанесенный церкви неправильным учением, которое насаждал в течение ряда лет. Так мне пришлось сполна вкусить горький плод своего руководства церковью.
Установив полноценное общение с Богом и поняв, что духовный мир – это реальность, я стремился увлечь прихожан новым взглядом на отношения с Господом и людьми. Однако прихожанам некоторые мои идеи показались слишком радикальными и даже противоречивыми. Возможно, я сам недостаточно долго претворял их в жизнь, а потому не сумел донести их подлинную суть до окружающих. Некоторые прихожане не пожелали принять основную идею нового учения и откликнулись на нее так, как я сам ранее их учил, – выразив резкое осуждение и начав противостояние. Обе стороны стремились к примирению, но взаимные обиды взяли верх. В сердцах людей было слишком много горечи, вскоре стало очевидным: мне придется оставить пасторское служение в этой церкви.
В течение нескольких месяцев я не работал, но Господь оказывал мне сильную духовную поддержку. Я каждый день слышал Его голос и ощущал Его водительство в своей жизни. И, хотя наш духовный путь пролегает через огонь, Господь нас ведет. И мы смело можем во всем положиться на Него.