Глава 8. Как настроить сердце на слышание голоса Божьего с помощью опыта скинии

Использование в молитвенном общении с Господом четырех его составных частей (достижение состояния внутреннего покоя, настрой на спонтанность, дар видения и записи в молитвенном журнале) принесло множество полезных плодов. Благодаря этим средствам я получил возможность практически постоянно вести диалог с Богом. Тем не менее, в моей практике бывали случаи, когда мне не удавалось наладить духовное общение с Господом, что вызывало у меня недоумение и смятение чувств. Я понимал, что необходимо настроить сердце на прием Его голоса, но не знал, как это сделать. Мне долго пришлось биться над этой задачей, пока Господь не напомнил мне о существовании определенного способа вхождения в Его присутствие, символом которого является скиния Моисея.

Значение скинии очень велико в Писании, о чем свидетельствуют более пятидесяти глав, полностью посвященных ей, что превышает общее количество глав в Евангелиях от Матфея и Марка. Это говорит о том, насколько скиния важна для Господа, а также для еврейского народа. Евреи рассматривали скинию как наглядный символ Божьего присутствия и способ вхождения в это присутствие. Значение скинии не менее актуально для современных христиан как творение, созданное по «образу и тени небесного» (Евр. 8:5).

Порядок, заведенный Господом в скинии, указывает нам, как следует готовиться к вхождению в Божье присутствие. Изучив его, я, наконец, понял, как настроить сердце на прием голоса Божьего.

Три части скинии соответствуют природе человека, объединяющей в себе три элемента. Внешний двор символизирует тело. Святилище – душу человека. Святая Святых – дух человека. Шесть предметов убранства скинии также имеют символическое значение. Внимательно изучив предназначение этих предметов, я понял, что каждый из них представляет определенный аспект нашего подхода к Богу.

Внешний двор

Внешний двор представлял собой большую открытую территорию, окружавшую палатку, в которой размещались святилище и Святая Святых. Солнце и луна служили естественным источником света для внешнего двора. Таким образом эта территория символизирует тело человека: мы получаем знание посредством органов чувств.

Во внешнем дворе находились два предмета убранства – медный жертвенник и умывальник для ритуальных омовений священников. Медный жертвенник размещался непосредственно перед воротами. Именно здесь приносились в жертву агнцы как искупительная жертва за грехи израильского народа. Значение жертвенника настолько велико, что мы не вправе пройти мимо него. Желая войти в присутствие Божье, мы должны остановиться у жертвенника и принести надлежащую жертву.

(Все иллюстрации в этой главе используются с разрешения компании Г. Т. Ласкомби)

Медный жертвенник символизирует крест, находящийся во вратах спасения. Он подчеркивает наше основополагающее решение следовать за Иисусом как за Господом и Спасителем, а также ежедневную необходимость представлять наши тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим. 12:1, 2).

Став ради нас искупительной жертвой, Христос желает, чтобы мы посвятили свою жизнь Ему. Апостол Павел – ярчайший пример жизни во Христе: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19, 20).

Нередко у нас возникает искушение уклониться от прикосновения к медному жертвеннику. Ведь он горячий и сулит неминуемую смерть нашей плоти! Это значит, что ежедневное возложение на жертвенник всех своих желаний, а также постоянное стремление к исполнению Его воли должны стать для нас насущной необходимостью. В духовной жизни нет окольных путей. Начав вести записи в молитвенном журнале, не усмирив при этом своей воли, мы услышим в духе лишь собственный голос, лишь желание своего сердца. В духовной жизни христианина ничего не изменится к лучшему, если прочитав записи в журнале, он примет свой голос за Божий и воскликнет: «Видите, Бог сказал мне, что благословит меня тремя автомобилями «Кадиллак»!» Стремясь установить полноценное общение с Богом, необходимо подчинить свою жизнь воле Божьей.

Второй предмет убранства внешнего двора – круглый умывальник для ритуальных омовений священников, которые производились после жертвоприношений агнцев. Умывальник состоял из чаши, расположенной на подножии. Одна его часть предназначалась для омовений рук, другая – ног.

Сделанный из меди умывальник был настолько искусно отполирован, что его поверхность была зеркальной. Кстати, женщины в те времена пользовались зеркалами, тоже изготовленными из меди.

Медный умывальник символизирует Слово Божье. Апостол Павел неслучайно говорит об освящении и очищении «банею водною посредством слова». (Еф. 5:26) Логос производит в нашей жизни очищение. Плотская нечистота омывается, когда мы проявляем послушание библейским заповедям.

Чтобы понять Божьи заповеди и следовать им, не требуется никакого особого откровения свыше. Например, нет никакой необходимости созывать молитвенное собрание для обсуждения заповеди «не убивай».

Во внешнем дворе Бог обращается к нам посредством наших органов чувств. Человеческий разум способен понять заповеди Христа. Исполнение заповедей очищает нашу жизнь, благодаря чему мы все больше уподобляемся Господу. Иаков так говорит о людях, пренебрегающих заповедями: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:23, 24).

Именно поэтому умывальник был сделан из меди – материала, широко применявшегося для изготовления зеркал, что символизировало Божье Слово, выявляющее человеческую духовную скверну. Подобно зеркалу, Божье Слово эффективно лишь тогда, когда мы исправляем недостатки, выявленные им.

Глава 9. Как настроиться на прием Божьего голоса, преодолевая «сердечные помехи»

Осознание значения скинии в молитвенной жизни помогает мне настраивать сердце на слышание голоса Божьего. Когда мне не удается установить общение с Господом при помощи записей в молитвенном журнале, я мысленно представляю себя перед каждым предметом убранства скинии и прошу Господа обратиться ко мне. И тогда понимаю, что в моей духовной жизни возникла одна из следующих проблем: чрезмерное потакание плоти; нерадивое отношение к изучению Писания; недостаток общения с Телом Христовым. Когда я вхожу в духе в скинию, мне обычно удается выявить причину сбоя в общении с Господом. Тогда я прихожу к Господу с покаянием и проявляю послушание Его воле, благодаря чему снова настраиваюсь на прием голоса Божьего.

Тем не менее, порой, представ перед каждым предметом убранства скинии, я просил Господа показать мне, каким образом был нарушен принцип духовной жизни, который данный предмет символизирует, но ответа не получал. Так я проходил все этапы скинии вплоть до Святая Святых, так и не будучи обличенным во грехе, но и не достигнув радости общения с Отцом.

И вот однажды, когда я изучал Послание к Евреям 10:19–22, Господь помог мне увидеть в этих стихах «новый и живой путь», помогающий настроить сердце на слышание голоса Божьего. Начав применять на деле истину, найденную в Писании, я обрел способность беспрепятственно налаживать взаимоотношения с Господом. С тех пор ежедневно общаюсь с Ним в духе.

Послание к Евреям 10:19–22 «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою...».

Очевидно, что под «открытым нам через завесу путем новым и живым», подразумевается вхождение в Святую Святых, которая отделялась от святилища завесой. Апостол Павел говорит об этом новом пути как о качественно новом способе общения с Отцом Небесным.

Господь указал мне новый путь, обратив мое внимание на фразу: «Да приступаем ... с полною верою». Основная причина неспособности слышать голос Божий заключается в недостатке веры. Ведь, обращаясь к Богу в молитве, я не всегда был уверен в Его присутствии в моей жизни в данный момент, сомневаясь в том, что Господь, настолько заботится о нуждах простого, ничем не выдающегося человека, что готов посвятить время для беседы с ним. Даже, делая записи в молитвенном журнале, я не всегда был убежден, что слышу Господа. Всякий раз, когда я прихожу к Господу с сомнением в сердце, мне не удается установить доверительные отношения с Ним. В этом нет ничего удивительного, ведь«без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Необходимо верить в то, что Господь любит нас и желает общаться с нами даже больше, чем мы сами хотим этого.

Существует несколько эффективных способов укрепления веры. Например, пение и поклонение в духе практически всегда помогают мне поднять веру на уровень, необходимый для общения с Господом. Я от всего сердца приношу Богу жертву хвалы до тех пор, пока все мое существо не наполнится ощущением Его благости и милости. Еще один способ – перечитывать Божьи обетования, особенно те, в которых говорится о Его желании общаться с человеком. Я также укрепляю в себе веру, перечитывая записи в молитвенном журнале. Очи сердца, помогающие мне увидеть Иисуса, тоже отбрасывают всякие сомнения. И, наконец, иногда просто нужно совершить рывок веры, предоставив всего себя Тому, Кто «верен и праведен».

Подобные меры помогают мне принять решение поверить всем сердцем каждому слову, сказанному Богом, изливая Ему свою душу и записывая каждое сказанное Им слово. Даже если это одно или два слова! Я верою принимаю все, что получаю, потому что знаю, что позже сверю полученное откровение с Писанием. И Господь верен Своему Слову, Он ждет меня, беседует со мной, делится Своей любовью.

Следующая часть стиха, которая привлекла мое внимание, гласит: «Да приступаем ... кроплением очистив сердца от порочной совести ...» Иногда, смирив мысли пред Господом и приступив к молитве, я ощущаю в сознании тяжесть неисповеданного греха. В таких случаях угрызения совести заглушают голос Господа. Наличие неисповеданного греха иногда приводило к тому, что я даже не мог сосредоточиться на Иисусе, поскольку мысли блуждали, а сознание было угнетено чувством вины.

Невозможно приблизиться к Богу, имея в жизни неисповеданный, прикрытый лицемерием грех. Только в том случае, «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21). Почувствовав в сердце осуждение, мы в состоянии приблизиться к Богу с уверенностью, только «сотворив достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). В том случае, «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Раскаиваясь пред Богом в своих грехах, я избегаю давать Господу громкие обещания о большем послушании в будущем. Достижение большего послушания – мое сокровенное желание, но я осознаю свою человеческую слабость и греховность. Мне не под силу самому справиться с искушениями, которые посылает лукавый. Пытась справиться с ними своими человеческими силами, я непременно впаду в заблуждение и начну уповать на самого себя как на источник спасения. Помня о том, что только Иисус способен освятить и спасти меня, я не говорю Ему: «Прости, обещаю никогда больше не совершать грех». Вместо этого я отчетливо осознаю Божью силу и свою немощь, поэтому мое обещание Господу звучит так: «По милости Твоей буду стремиться ходить в святости пред Тобою».

Обращаясь к Богу, необходимо сосредоточиться на Нем, а не на своих нуждах. Американский автор Мел Тери в книге «Веяние тихого ветра Иисуса» (Mel Tari The Gentle Breeze of Jesus) высказал мысль о том, что для достижения постоянных близких отношений с Господом необходимо сосредоточиться не на своей ветхой, временной физической оболочке, а на чудесном Господе. Глядя только на себя не удастся достичь Христа. Взирая на Иисуса, мы тянемся к Нему: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Превознося Господа в своих мыслях и осознавая, что Он – «Начальник и Совершитель веры», мы получаем от Него силы выдержать все испытания. Когда мы взираем на Иисуса, Он творит в нас и через нас Свою волю. Христос привлекает нас Своей любовью через завесу в Святая Святых, где мы разговариваем с Ним как с близким другом.

Третье условие установления общения с Богом я обнаружил в следующей части стиха: «Да приступаем ...омыв тело водою чистою...» О необходимости очищения водой говорит и этот стих: «...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25, 26). Здесь подразумевается рема – слово, обращенное Богом непосредственно к человеку, Его голос.

Услышав голос Божий в молитве, мы должны принять его очищающую силу, применив сказанную Господом истину к своей жизни. Если же мы проявили непослушание слову, в следующий раз во время молитвы Бог не обратится к нам. Об этом свидетельствует мой духовный опыт и опыт слушателей семинаров на тему общения с Богом. В случае упорного непослушания общение продлится еще некоторое время по Божьей милости, но обязательно наступит момент решительного выбора: послушание или прекращение общения с Господом.

Был случай, когда я открыл журнал, ожидая услышать от Господа слово на текущий день, но услышал от Него лишь одну фразу: «Сделай то, что Я велел тебе сделать вчера». Изумленный неожиданным откликом свыше, я попросил у Бога прощения и прекратил молитву, чтобы немедленно выполнить Божье повеление. Ведь Писание ясно говорит, что «послушание лучше жертвы» (1 Цар. 15:22).

Для Бога важно, чтобы в общении с Ним мы не только слушали Его, но и проявляли послушание. Послушание – прежде всего.

И, наконец, Господь привлек мое внимание к первой части двадцать второго стиха: «Да приступаем с искренним сердцем ...». Наши сердца должны быть искренни, когда мы входим в присутствие Божье. Бог не терпит лицемения и лжи. Необходимо оставить все попытки скрыть что-либо от Господа и своей совести. Для меня проявление искренности пред Господом обычно не составляет особого труда, поскольку я по натуре очень откровенный и открытый человек. Я открыто и решительно высказываю свое мнение. Причем, часто делаю это в прямой и резкой манере. Но однажды Господь ясно показал мне, что и в моем сердце затаился обман.

В то время я был пастором церковной общины, которая почувствовала, что Господь призывает ее провести кампанию по сбору средств на выплату ипотечного кредита, который составлял 60 000 долларов. Прихожан призвали искать в молитве ответа от Господа о своем посильном участии в сборе средств. Я знал, что не могу внести свою лепту в эту кампанию. Наша семья жила весьма скромно на мою очень маленькую пасторскую зарплату. У нас не было в банке накопительного счета, а баланс нашего расчетного счета составлял к концу каждой недели: 0.00 $, то есть никаких сбережений мы и впомине не имели. Любой доход, приходивший в семью, сразу же шел на оплату текущих счетов, поэтому я даже и не пытался молиться о своем участии в кампании по сбору средств, твердо зная: мне дать нечего.

И тут меня осенила внезапная (спонтанная?) мысль – продать принадлежащий нам двухквартирный дом-дуплекс и за счет его продажи пожертвовать церкви денежную сумму.

Эта мысль поразила меня своей несерьезностью, даже глупостью. Конечно же, она не могла придти от Господа, ведь в тот момент я даже не молился. Полагая, что это была просто нелепая, мимолетная мысль, я в течение нескольких дней даже не спрашивал Господа о ее происхождении. Попросту не хотел знать. Наконец, не выдержал и спросил у Господа, действительно ли Он хочет, чтобы я продал дуплекс и пожертвовал деньги церкви. Услышав свыше положительный ответ, я сильно расстроился и резко возразил: «Не может такого быть! И вообще: ведение записей – несерьезное дело!»

Так как я никогда не возлагал надежды на страхование жизни и имущества, двухквартирный дом был моим единственным капиталовложением на будущее. Многое в доме я построил и сделал своими руками, обходясь без банковского кредита, поэтому мы с женой вполне в недалеком будущем могли бы полностью выплатить сумму ипотечного кредита. Дом был хорошим подспорьем для нашей семьи. Если бы со мной что-то случилось, дом продолжал бы приносить семье ежемесячный доход. Он также обеспечил бы мне надежный тыл в старости. Несмотря на все это, Иисус призывал меня продать надежное подспорье и отдать вырученные деньги церкви!

Я был настолько огорчен, что не разговаривал с Господом несколько дней, будучи не в силах обсуждать эту тему. Наконец, мне удалось взять в себя в руки и снова поднять волнующий меня вопрос: «Господи, Ты действительно хочешь, чтобы я продал дуплекс?»

И Господь сказал в ответ, что дом стал в моей жизни идолом, на которого я уповал больше, чем на Бога, полагаясь на груду дерева и цемента, а не на живого Господа.

Поразмыслив над словами Господа, я осознал, что Он прав. Он всегда прав! Тогда я задал Господу следующий вопрос: «Как мне поступить с домом?»

«Продай дом, выплати ипотечный кредит, а оставшиеся деньги отдай церкви!» – откликнулся Господь.

Немного поразмыслив, я согласился: «Хорошо. Но Ты возьмешь на Себя ответственность за благополучие моей семьи! И, если в старости я буду вынужден голодать в нищете, это будет Твоя вина!»

Господь выразил полную готовность взять на Себя ответственность за меня и мою семью. Затем Господь объяснил мне, как правильно составить объявление о продаже дома и какую цену запросить за него. Поскольку я всегда был убежден в необходимости обсуждения принятых мною важных решений с духовно зрелыми христианами, то все еще надеялся, что дом не придется продавать. Я даже не сомневался в том, что, узнав о моей «бредовой» идее, старейшины церкви посоветуют мне ни в коем случае не продавать дом. Каково же было мое удивление, когда, услышав мою историю старейшины заверили меня в том, что я действительно слышал голос Божий, и посоветовали продать дом. Ничего себе совет! Если так поступают друзья, чего тогда ждать от недругов?!

Тем не менее, мы с супругой поступили так, как нам велел Господь – подали объявление о продаже дома. И начали ждать. Ждали долго – более полугода – и безрезультатно. Нам так никто и не позвонил. Тогда Господь велел мне отменить продажу дома. К тому времени я уже не волновался по поводу того, продастся дом или нет. В глубине сердца он мне уже не принадлежал.

И тогда Иисус обратился ко мне: «Вот именно такого отношения от тебя Я и ожидал. Сейчас ты возлагаешь надежды не на какое-то строение, а на Меня. Дом перестал быть для тебя идолом. Теперь Я занимаю главное место в твоей жизни. А посему Я отдаю тебе этот дом, будь Моим управляющим в нем!»

Прежде чем выполнить новое повеление свыше, я посоветовался со старейшинами. Они были убеждены: это – Бог. Оказывается, послушание Богу приносит добрые плоды!

То проишествие напомнило мне ветхозаветную историю о том, как Бог призвал Авраама пожертвовать ради Него самым главным в жизни Авраама – сыном Исааком. Поскольку Авраам выразил готовность выполнить повеление свыше, полностью доверяясь Божьей милости, Исаак был возвращен ему. Господь не заинтересован в принесении в жертву отрока или строения, Его основная цель – очистить наше сердце.

Эти четыре элемента – искреннее сердце, полная вера, окропленное кровью Христа и очищенное от порочной совести сердце, а также омытое чистой водой тело – составляют основу моего ежедневного, даже ежеминутного общения с Господом.

Наши рекомендации