Движение Духа Божьего в молитве
Широко распространено мнение о том, что молитва – один из видов деятельности верующего человека, самостоятельно решающего, о чем молиться, как молиться и какой ответ услышать от Бога. Мы приходим к Господу и заявляем Ему о своих нуждах. Это – односторонний взгляд на молитву.
Писание говорит о том, что наше мышление ограничено узкими человеческими представлениями о духовной жизни, из-за чего мы не знаем, как правильно молиться. Человеческий разум не способен до конца понять Божий замысел. Тем не менее, часто забывая о своей человеческой ограниченности, мы считаем, что обладаем достаточными знаниями, чтобы указывать Богу, как поступать в том или ином случае. Невежество толкает нас на безрассудные поступки. Только полученное от Бога откровение способно помочь человеку осознать изначальную слабость его молитвы и постоянную зависимость от Святого Духа. Действие Святого Духа играет решающую роль в молитве, обращенной к Богу:«... Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).
Итак, поскольку человек не знает, как правильно молиться, Святой Дух работает в нем, преобразовывая его слабость в силу. Больше нет нужды прятаться за свои слабости или терзаться ими. Просто нужно научиться уповать на Господа, проводящего работу над слабой, хрупкой человеческой природой. Учитывая наше неумение молиться, Бог берет в Свои руки весь процесс молитвы. Если христианин во всем доверяется Богу, в его молитвенной жизни принимает участие вся полнота Божества, становящаяся инициатором молитвы.
Когда в нашей жизни возникает определенная нужда, необходимо какое-то время подождать и обрести внутренний покой. Тогда Святой Дух донесет до нас надлежащие слова молитвы, которую следует обратить к Богу. Писание гласит: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов» (Еккл. 5:1, 2).
Прославляя Господа и мысленно представляя себе Его образ, мы достигаем состояния умиротворения и касаемся пребывающего в сердце Святого Духа, Который направляет молитву в правильное русло. Водительство Святого Духа осуществляется посредством слов, видений и эмоций, посланных нам Господом.
Молитва попадает в поток Духа Божьего
Овладевая христианином, Святой Дух учит его мудро молиться посредством полученного свыше откровения. Если мы непрестанно молимся в Духе, наши молитвы полны водительства, силы и поддержки Святого Духа. Если нас побуждает к молитве Святой Дух, мы можем быть уверены в том, что молимся согласно Божьей воле:«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14, 15).
Иногда в силу обстоятельств приходится молиться, не достигнув состояния внутреннего покоя и не настроившись на слышание голоса Божьего. Такое часто случается во время молитвы в группе верующих. В подобных случаях я чувствую, что просто должен что-то сказать, даже если это вовсе не то, к чему побуждает Дух. От христианина требуется мужество, чтобы дождаться в сердце побуждения Святого Духа к молитве. Должен признаться, что иногда под давлением обстоятельств я говорю Богу то, к чему меня побуждает собственное сердце, а не Святой Дух. Есть ли ценность в молитве, прозвучавшей лишь как попытка заполнить неловкую паузу, возникшую во время молитвенного общения верующих? Лучше подождать, преодолев кратковременное смущение, и обратить к Господу молитву, к которой нас побудил Святой Дух. Именно на такую молитву отвечает Бог.
Святой Дух – не единственная личность Святой Троицы, участвующая в молитвенной жизни христианина. Писание свидетельствует о том, что «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34). Это значит, что молитва представляет собой плод триединства Бога. Благодаря силе молитвы, мы попадаем в чудесный поток Божьего откровения, в котором соединяются воедино Отец, Сын и Дух Святой.