Глава 4. Достижение состояния умиротворения: усмирение своих мыслей и эмоций
Часто во время молитвенного общения с Богом я замечаю, что повседневная суета и заботы не оставляют меня даже в тот момент. Шум и суматоха повседневной жизни назойливо требуют внимания извне, а всякого рода волнения и обязательства оказывают на меня давление изнутри, в глубине сознания. Закрыв за собой дверь и уединившись в молитве, хочется, немедленно установить милое сердцу общение с Господом. Но я уже понял, что совершенно бесполезно пытаться сделать это в спешке или через силу.
Наверняка вы тоже нередко переживали подобное, когда в суете дня стремились хотя бы на пятнадцать минут уединиться для молитвенного общения с Господом, пытаясь сосредоточиться и обуздать блуждающие мысли и быстро сменяющие друг друга эмоции. Обращались ли вы в таких случаях к своему разуму со словами: «Ты мешаешь мне прислушиваться к внутренним ощущениям и мыслям, которые мне посылает Святой Дух. Даю тебе ровно три минуты, чтобы успокоиться!»?
Если вы пытались заставить себя успокоиться, то знаете, что подобные усилия часто обречены на провал. Это все равно, что заставлять себя уснуть, когда не спится. В таких случаях, чем больше усилий воли прикладываешь к тому, чтобы, наконец, сомкнуть глаза и уснуть, тем больше бодрствуешь. То же самое с усмирением своих мыслей и эмоций: чем больше вытесняешь
Несколько раз, проведя около двадцати минут в безуспешной попытке установить духовный диалог с Богом, я уходил из молитвенной комнаты в полном отчаянии. Меня очень огорчала собственная неспособность преодолеть буйство своих мыслей и эмоций и ощутить кроткое присутствие Святого Духа в глубине сердца. В тех случаях, когда и без того мало времени на молитвенное общение с Богом, очень досадно тратить время на бесполезную борьбу с самим собой.
Именно поэтому хотелось бы поделиться с вами замечательным, созданным Самим Богом способом достижения состояния внутреннего покоя в Его присутствии. Усмирение мыслей и чувств пред Богом не является завершением молитвы. Достижение состояния умиротворения – не самоцель для верующего человека, но, тем не менее, это – обязательная мера, способствующая полноценному общению со Всемогущим Богом.
Остановитесь и познайте...
Псалом 45:11 призывает нас: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог». Усмирив плоть и разум, мы достигаем глубин духа, где заложено Божье послание для нас. Даже в суматохе внешнего физического мира мы в состоянии обрести внутреннюю гармонию и мир. Под словом «остановит
Огромное значение имеет бодрое, радостное и непринужденное отношение к жизни. Раньше я полагал, что жизнь – это тяжелый, упорный труд. Даже отдых и развлечения становились для меня работой. Я относился ко всему очень серьезно и даже ревностно. Затем Господь дал мне понять, что в действительности Он проводит работу, а не человек. Именно Он выполняет поставленную задачу. Мое участие в процессе достижения цели заключается в том, чтобы влиться в Божий поток мыслей и течь вместе с ним. Необходимо прекратить свои усилия и достичь состояния покоя, положившись на Его совершенную способность к достижению поставленной цели.
Но как достичь состояния умиротворения? Первый шаг – это полное удаление всех внешних раздражителей или, по крайней мере, сведение их до минимума. Необходимо следовать примеру Иисуса, Который «удалялся в пустынное место, и там молился». (Мк. 1:35). Так и мы должны выбирать для общения с Богом уединенное место. Пророк Аввакум удалялся на сторожевую башню, чтобы услышать Господа. А измученный страхом и отчаянием пророк Илия, спасаясь от преследования врагов, услышал голос Божий в пещере.
Стремясь к достижению состояния внутреннего покоя, я понимал, что необходимо найти для общения с Богом тихое, уединенное место. Я приучил себя вставать раньше всех, чтобы позволить тишине раннего утра внести мир в свои сердце и дух. Вскоре я понял, что во время молитвенного уединения следует также отключать телефон, иначе общение с Богом может быть прервано. Сначала мне не хотелось этого делать, но Господь убедил меня в том, что окружающие вполне могут обойтись без меня час или около того.
Первые недели молитвенного общения с Господом показали, что мне лучше всего удается настроиться на интуитивное мышление с самого утра. Поскольку стремление к аналитическому мышлению давно стало подобием идола в моей жизни, необходимо было избегать рациональных размышлений до начала молитвенного общения с Господом, иначе я бы провел в них весь день. Именно поэтому я начинал поклонение Богу сразу же после пробуждения, пел песни хвалы, принимая душ. Таким образом я входил в молитвенную комнату, уже будучи настроенным на молитвенное общение с Богом, которое уже ничем не прерывалось. Если бы я пустился в свойственные мне рассуждения, то не смог бы настроиться на интуитивное восприятие явлений, происходящих в духовном мире.
Постепенно мне становилось всё легче настраиваться на интуитивное молитвенное общение с Богом. Со временем наша маленькая дочь Чарити начала вставать вместе со мной по утрам. Поскольку моей жене Пэтти обычно приходилось вставать к ребенку по ночам, мне не хотелось беспокоить ее утром, и я сам присматривал за Чарити. По мере того, как я стал быстрее достигать состояния внутреннего покоя, меня уже в меньшей степени отвлекали события, происходящие вокруг меня. Работая над собой, вы тоже разовьете в себе умение усмирять сердце и разум в присутствии Божьем.
Пытаясь сосредоточить сердце и разум на Иисусе, я обнаружил, что ощущение любого физического дискомфорта, постоянно привлекая к себе внимание, также нарушает молитвенное общение с Богом. Например, мне довольно трудно молиться, стоя на коленях. Для меня цель молитвы – полностью сосредоточиться на Боге. Если же у меня начинают болеть колени или ноги, это мешает мне сосредоточиться на молитве и, в конечном итоге, препятствует ее ходу. С другой стороны, если я достигаю полного физического и духовного расслабления, то попросту засыпаю! Для меня самый оптимальный вариант молитвенного общения – это сидеть в удобном кресле за письменным столом с Библией, авторучкой и листом бумаги.
Как показывает практика, гораздо легче преодолеть внешние раздражители, мешающие молитвенному общению, нежели внутренние. В стремлении достичь внутреннего покоя, мне обычно приходится преодолевать бушующие в моем сознании и требующие пристального внимания мысли, голоса, волнения. Они громогласно взывают ко мне: «Ты забыл поменять масло в двигателе автомашины!», «Тебе давно пора позвонить родителям!» Стоит мне только сосредоточиться на молитве, как все мои незавершенные дела и забытые обязанности то и дело всплывают в памяти и настойчиво требуют внимания к себе. Долгое время я игнорировал их и теперь они рвутся взять реванш. Если я пытаюсь подавить подобные претензии, они лишь усиливаются. Сосредоточивать на них внимание тоже нельзя – они будут оказывать на меня давление, пока не выполню их требований. Где же выход? Я просто записываю все эти требовательные мысли, внимательно их изучаю и даю себе обещание уделить им внимание в ближайшем будущем. Такой подход убеждает их в том, что о них скоро позаботятся, и они утихают.
Есть еще один голос, звучащий в такие моменты в моем сознании, – это голос совести. Если Господь призывал меня сделать что-либо, а я до сих пор не сделал этого, тогда из глубины сознания рвется наружу голос совести: «Виноват! Виноват!» Следует ли мне, терзаясь чувством вины, раболепствовать перед этим голосом? Нет! Стремясь к полноценному общению с Иисусом, требуется сосредоточиваться не на своей неказистой физической оболочке, а на Его чудесной благодати. Согрешив, необходимо исповедать свой грех, покаяться в нем и принять полное прощение свыше. Так христианин выходит за пределы своего физического естества и полностью погружается в величие Божьего присутствия.
Попробуйте это на собственном опыте. Практически у нас есть две возможности выбора: взирать на самих себя со всеми нашими грехами и слабостями или взирать на Христа со всей Его славой и благодатью. Библия говорит, что мы преображаемся в образ, на который взираем: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2 кор. 3:18)
Приняв решение взирать на Иисуса (Евр. 12:2) и облечься в Его праведность (Гал. 3:27), христианин получает способность совершенно непринужденно войти в присутствие, славу и праведность Христа. Важно правильно сосредоточить внимание, поместив в его центр не свою греховную сущность, а праведность Христову. Поместив в центр внимания библейскую истину, мы беспрепятственно входим в присутствие Божье. Начиная молитвенное общение с Господом, сосредоточьте внимание только на Нем. Ложное видение приносит с собой духовную смерть. Истинное – всю полноту жизни во Христе.
Для меня достижение состояния внутреннего покоя не заключается в полном опустошении разума или прекращении мыслительного процесса, а в изменении хода мыслей. Уделив должное внимание всем голосам, звучащим в сознании, необходимо переключиться с аналитического мышления на интуитивное.
В этом мне помогают два наиболее эффективных библейских средства – откровение через видение и любовь к Господу. В духе я стремлюсь увидеть очами сердца видение, в котором веду диалог со Христом, а затем мое сердце переполняется любовью к Нему. Дар видения дает мне силы преодолеть ход аналитических мыслей и постичь Христа любовью.
Видя Иисуса рядом с собой, я выражаю Ему любовь, которую чувствую по отношению к Нему. В такие моменты я часто пою песнь хвалы и поклонения. Свободно выражая любовь к Господу, легко достигаю состояния умиротворения и вхожу в Его присутствие. Неслучайно Елисей, стремясь услышать голос Божий, послал за гуслистом (4 Цар. 3:15)
Поскольку очи сердца – важное орудие налаживая общения с Господом, следующая глава полностью посвящается этой теме.
Еще один эффективный способ настроить сердце на интуитивное общение с Господом – подключиться к песне, с которой просыпаешься на устах. Наш дух бодрствует, когда мы спим. И песня отражает радостные чувства, возникающие в сердце.
Бывали случаи, когда я был настолько удручен, что мое духовное состояние могли выразить только слова из песни. Однажды в церкви я пал ниц у алтаря, сокрушаясь в духе о своих грехах и неудачах, чувствуя в тот момент отдаление от Бога. Тогда я начал наигрывать на цитре мелодию со словами, передававшими жажду моего сердца: «Господи, восстань! Господи, восстань в моем сердце и очисти меня! Восстань и исцели меня! Господи, восстань!» Я снова и снова напевал слова этой песни, потому что они точно выражали чувства, переполнявшие меня. По прошествии пяти-десяти минут тьма стала покидать меня.
В сердце взошло Солнце Правды, наполнив его верой, надеждой, любовью, радостью и чудесным ощущением Божьего присутствия. Такой переход от тьмы к свету, от сомнения – к вере, от отчаяния – к надежде невозможно постичь посредством академических знаний. Это – подлинная духовная реальность.
Псалмопевец Давид говорит нам, что пребывающий в присутствии Божьем «говорит истину в сердце своем». (Пс. 14:1, 2) Какие бы чувства ни переполняли сердце, стремясь к молитвенному общению с Господом, необходимо предстать пред Ним во всей полноте чувств, ничего не тая.
Как в греческом языке, так и в древнееврейском для обозначения «дыхания» и «духа» используется одно и то же слово. Вполне возможно войти в состояние внутреннего покоя с помощью дыхания. Так, выдыхая, я исповедаю грехи и угрызения совести. Затем медленно вдыхаю очищающий душу Святой Дух. Такой подход помогает мне привести тело и душу в блаженное осознание присутствия Божьего.
Цель достижения состояния внутреннего покоя заключается в том, чтобы познать в глубине сердца движение Духа Божьего. Неслучайно Псалом 45:11 призывает нас: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог». Достигнув состояния умиротворения, я испытываю особое ощущение, после чего сердце наполняется щедрым потоком мыслей и видений, дарованных Духом Святым.
В Соединенных Штатах среди первых поселенцев было очень много верующих людей. В их числе были квакеры. Они осознавали необходимость временного прекращения повседневных дел для ежедневного общения с Богом. Неотъемлемой частью молитвенного общения квакеров было погружение в благоговейную тишину, когда каждый молящийся усмирял свои мысли, чтобы услышать голос Божий внутри себя.
Со временем я понял, что, живя только поверхностной жизнью, осознавая лишь ее внешние обстоятельства и откликаясь на них как на единственное проявление действительности, моя душа погружается в полное смятение. Сознание, мировоззрение и дух начинают терять равновесие и разрушаются. Только достигнув состояния внутреннего покоя и ощутив присутствие Божье в сердце, всё мое существо снова начинает наполняться миром, полнотой жизни и гармонией. Во мне пребывает Иисус, Он для меня – источник любви, веры, силы, которые необходимы для духовной победы.
Достижение состояния внутреннего покоя – это не совершение действия. Это – внутреннее соединение с Господом Иисусом Христом. Я не борюсь с собой, силой заставляя себя остановить ход мыслей и чувств. Наоборот, освобождаю мысли и чувства, расслабляюсь и перестаю бороться с собой. Достичь состояния умиротворения – значит пережить присутствие Иисуса Христа прямо сейчас. Он – Тот, кто сказал о себе: «Я есмь Сущий». Чтобы пребывать с Богом, живущим во веки веков, необходимо пребывать с Ним в данный момент, не скорбя о прошлом, не беспокоясь о будущем, а лишь радуясь общению со Христом сию минуту. Благодаря такому подходу спасение касается меня здесь и сейчас. Я делюсь этим мгновением с Тем, Кого люблю.
Восточные религии?
Возможно, вы задаетесь вопросом, что общего между тем, о чем идет речь в книге, и мистическими восточными религиями такими, как йога, трансцендентальная медитация и дзэн-буддизм? Действительно представители восточных религий используют весьма похожие методы для погружения в духовный мир. Некоторые культы даже прибегают к спиритическим сеансам, вступая в контакт с демоническими силами.
Мы в отличие от них общаемся со Святым Богом. Сами по себе подходы к установлению общения с духовным миром не являются плохими или хорошими. Они – лишь орудие в руках людей, стремящихся соприкоснуться или с силами добра, или с силами зла. Среди моих слушателей были люди, увлекавшиеся восточными религиями до веры в Иисуса Христа. Отворачиваясь от демонического духовного мира, они обычно отворачиваются от любых духовных переживаний. Это весьма прискорбно, так как христианство призвано отличаться от других вероисповеданий живым общением с Духом Святым. В последующих главах мы подробнее рассмотрим вопросы распознавания источника духовных переживаний и послушания Писанию и Телу Христову. А сейчас хотелось бы подчеркнуть, что христианство – это не просто интеллектуальное понимание духовных истин. Это – ежедневные, последовательные взаимоотношения с живым Господом.
Духовное общение – Божий дар, предназначенный Его народу. Сатана – мастер подделок, поэтому неудивительно, что он пытается похитить этот драгоценный дар. Демонические религии предлагают своим последователям фальшивую духовную жизнь. Подлинная, полноценная духовная жизнь предназначена Богом лишь для Его Церкви и возможна только там. К сожалению, мы, члены Тела Христова, часто пренебрегаем полнотой духовной жизни из-за боязни подделок.
Мы забываем, что само наличие фальшивок является доказательством того, что во-первых, существует подлинник, на который очень похожа данная фальшивка. Например, никому еще не удавалось подделать 21-долларовую купюру ввиду отсутствия подлинника оной. Кто позарится на сей денежный знак? Итак, подделка лишь одно из доказательств существования подлинника. Я уверен, что общение моего духа с Духом Святым – это подлинная реальность, помогающая мне распознавать фальшивки. Во-вторых, наличие фальшивок доказывает ценность подлинника. Никому не придет в голову тратить время на подделывание 1-долларовых купюр. Они не стоят затраченных на них усилий. Исходя из этого, сатанинские попытки подделать духовное общение свидетельствуют о том, что лукавый считает подлинное общение с Духом Святым огромной ценностью.
Так давайте же не будем уклоняться от подлинных ценностей лишь потому, что лукавый создал некую их копию. Безусловно, нам следует проявлять бдительность и не стремиться к духовным переживаниям, не заручившись поддержкой церкви. И в то же время не нужно их избегать из чувства боязни. Бог обеспечил нас достаточным количеством мер предосторожности, которые мы находим в Его Слове и в Церкви, если проявляем должное смирение. Христианам вовсе не следует проявлять страх всякий раз, когда лукавый поднимает голову и устраивает свои козни. Им пора прекратить отдавать лукавому всё, к чему он прикасается. Тело Христово должно подняться на защиту своих интересов и провозгласить: «Сатана, руки прочь от того, что принадлежит Богу!»
Состояние внутреннего покоя и духовное общение – Божьи дары Церкви. Человек был создан Богом со способностью осознавать наличие духовного мира и потребностью быть в общении с ним. Человек никогда не будет довольствоваться лишь наличием материального мира. Если мы не откроем глаза верующих людей, особенно молодежи, на возможность полноценного ежедневного общения с Духом Святым, они будут искать эту возможность в других местах и попадут в сатанинскую ловушку.
На последних страницах книги перечислен ряд источников, которые помогут вам глубже изучить эту тему. Имеется в наличии кассета с записью четырех пятнадцатиминутных уроков, цель которых – помочь слушателю усмирить свои мысли и эмоции, чтобы ощутить в глубине сердца поток Божьего голоса и видения. Эти четыре урока включают в себя следующие темы: получение откровения через видение; мысленное погружение в библейскую историю; свободное выражение хвалы и поклонения Господу и познание природы Бога. Информация о том, как заказать кассету приводится в приложении.
Завершая эту главу, хотелось бы предложить вашему вниманию свидетельство одного молодого человека. Предыдущий духовный опыт этого человека побуждал его с огромной осторожностью относиться к возможности установления диалога с Богом. Его терзали сомнения: действительно ли подобная идея принадлежит Богу или это – очередная уловка сатаны. Надеюсь, данное свидетельство послужит ободрением людям, которых мучают подобные сомнения. На примере истории этого человека мы также рассмотрим суть понятия «видение», о котором поговорим подробнее в следующей главе. Приведенное ниже свидетельство напечатано на страницах книги с разрешения Пола Эдвардса, бывшего директора организации «Teen Challenge» в г. Буффало, штат Нью-Йорк. В настоящее время он преподает в Библейской школе города Буффало.
«Сейчас, когда я вспоминаю о своем первоначальном отношении к возможности установления диалога с Богом, мне просто хочется рассмеяться. Ведь тогда я думал, что это учение – ересь и попытка привнести в христианство идеи, свойственные восточным религиям. В основном такая реакция была вызвана моим прошлым духовным опытом. Тогда я еще уделял недостаточно внимания молитве и тщательному изучению Библии.
Впрочем, из короткого рассказа о моем прошлом вы поймете, почему я сначала отверг идею общения с Богом.
Мои духовные поиски начались в 1970 году, когда я был студентом колледжа и стремился обрести внутренний мир и смысл жизни. Духовные искания привели меня к увлечению хатха-йогой, медитацией, ритуальному песнопению. Я также увлекался так называемым методом Сильвы по контролированию сознания. Кроме того, начал употреблять наркотики. С самого начала я почувствовал, что Бог – ответ на все мои вопросы и пытался достичь Его с помощью медитации. На первых порах мне казалось, что медитация помогала мне приблизиться к Творцу. Но, чем больше я медитировал, тем больше соприкасался со злом и тем дальше уходил от Бога, внутреннего мира и гармонии. Так прошло несколько лет. Наконец, я обратил взор на Иисуса. Все эти годы Он был рядом со мной, хотя я не замечал Его присутствия. Я принял Иисуса как своего Господа и Спасителя, и Он наполнил мое сердце долгожданным миром. Сближаясь с Иисусом, я отдалялся от всех проявлений духовной жизни, которые казались мне мистическими, полагая, что они имеют сатанинское происхождение.
Услышав впервые о возможности установления диалога с Богом, я счел нужным лично поговорить с Марком Вёрклером, чтобы «наставить его на путь истинный». В ходе разговора он призвал меня молиться об этом и искать ответ в Писании, чтобы разобраться в причине своих страхов и сомнений. По его мнению, только так я мог узнать было ли мое неприятие данного учения основано на библейской истине или это – просто отголоски предыдущего духовного опыта. Обращаясь к Богу в молитве и изучая Писание, я получил от Бога ответ. Господь дал мне понять, что идея общения с Богом принадлежит Ему. Сатана похитил ее и предлагает нам всевозможные подделки духовных истин. Затем Господь показал мне, насколько большое место способно занимать видение во время молитвы о перспективах служения. Вот пример того, как Господь действовал в моей жизни, когда я молился об уходе с должности директора организации «Teen Challenge». Тогда я написал в молитвенном журнале: «Отче, пожалуйста, даруй мне больше мира, радости и качеств Твоего характера. Дай мне знать, какого решения Ты ожидаешь от меня. Мои чувства во многом связаны с нынешним служением. Мне необходимы качества Твоего характера для принятия правильного решения».
Во время молитвы я увидел в глубине сердца, как рука Иисуса протянула мне ломоть хлеба. Господь сказал мне: «Ешь, это – мир».
Затем Он протянул мне шкатулку, сказав, что она содержит радость и попросил открыть ее. Внутри находился ярко-красный рубин. Господь призвал меня съесть его, ибо это – радость.
Затем Господь открыл маленькую дверь, за которой бился огонь, и попросил меня приблизиться и внимательно посмотреть на то, что там происходит. Заглянув за дверь, я увидел, что через огонь был проложен маленький мостик. В следующее мгновение уже видел себя, стоящим на мосту. Когда я пошел вперед, через огонь по этому хрупкому мосту, Господь дал мне меч для поддержания равновесия, благодаря чему мне удалось удержался на мосту. Потом Господь призвал меня внимательнее рассмотреть мост. И тут я заметил, что мост живой. Это был Сам Иисус! На другом конце моста, в искрах пламени виднелись ступеньки лестницы, которая вела в Божью обитель.
Видения на этом закончились, и Господь обратился к моему сердцу: «Пол, характер развивают испытания и доверие ко Мне. Верь, что Я поддержу тебя и проведу через любые испытания. Только что ты смотрел на искры пламени и боялся упасть в огонь, но затем переключил внимание на Божью поддержку. Мое Слово вернуло тебе равновесие и наполнило новыми силами. Заметь, что Я подготовил тебя к этому испытанию, дав вкусить мир и радость. Всегда помни о том, что Господь – источник мира и радости».
Глава 5. Способность видеть в духе сны и видения Божьи
Третий ключ, открытый мне Господом, включает в себя использование дара видения в молитвенной жизни. Именно так поступал Аввакум: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне...» (Авв. 2:1) Я пришел к выводу, что для Аввакума видение было частью общения со Всемогущим Богом. Способность Аввакума видеть видения подчеркивается и в этом стихе: «Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум». (Авв. 1:1) Многие другие пророки также свидетельствовали о Божьих видениях и о слове, «которое было в видении к ним». (Ис. 1:1; 2:1; 6:1; 13:1 и др.)
Этот факт озарил меня: Бог постоянно использует видение как средство, с помощью которого Он обращается к сердцу человека. До этого я никогда не рассматривал видение как важную часть общения с Богом, недооценивая его роль. Со временем, размышляя над значением видения, я обратился к Писанию и обнаружил на протяжении всего Писания – от Бытия до Откровения – сотни стихов, свидетельствующих о том, что Бог, заключая завет с людьми, являл Себя человеку посредством снов и видений. В приложении Е перечислены ссылки на стихи из Писания, в которых говорится о снах и видениях. В этом списке представлены не все стихи, касающиеся данной темы. Уделите пару часов внимательному прочтению этих стихов, чтобы иметь общее представление о том, какое важное значение Бог отводит снам и видениям. Это поможет вам подготовиться к дальнейшему рассмотрению темы снов и видений в данной главе книги.
Внимательно исследовав данную тему с точки зрения теологии и философии, я пришел к выводу, что не существует причин для прекращения общения Бога с Его народом посредством снов и видений. Это подтверждают Его слова: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян. 2:18) Сны и видения неразрывно связаны с движением Святого Духа в последние дни, поэтому живя в период излияния Духа на Церковь мы вправе ожидать восстановления этого дара среди Божьего народа.
Путешествуя по США и проводя семинары, посвященные теме четырех ключей, помогающих услышать голос Божий, я понял, что многие люди с большим трудом воспринимают видение как неотъемлемую часть молитвенной жизни. Мне самому когда-то был свойственен такой подход. Мы живем в стране, где рационализм давно стал идолом. Для того чтобы поверить в возможность постоянного получения от живого Бога откровений через видение, необходимо коренным образом изменить свое мышление и отказаться от стереотипов, свойственных нашей культурной среде. Следует отметить, что христиане, твердо стоящие на библейской основе, никогда не боялись отличаться от окружающих. Ссылки на Писание, приведенные в Приложении Е, указывают на важное место дара видения в жизни святых и проливают свет на роль видения в жизни Церкви.
На недавнем семинаре в городе Цинциннати я попросил слушателей обратиться к Богу с просьбой открыть очи сердца, чтобы увидеть Его и услышать Его Слово. На семинаре присутствовал президент Библейской школы Цинциннати Стэн Питерс, он обратился к Богу с такими словами: «Господи, насколько очи моего сердца важны для Тебя и для меня? Какое место они занимают в общении с Тобой, и насколько они помогают мне следовать Твоими путями?»
Бог ответил ему следующим образом: «Спроси потерявшего зрения человека видит ли он дрозда, пение которого слышит. Спроси его, хочет ли он увидеть самых близких людей – мать, отца, любимую. Уверяю тебя: его желание прозреть безгранично! Ты так же нуждаешься в духовном исцелении, как слепой нуждается в физическом исцелении. Обретя духовное здоровье, ты отчетливо увидишь Меня. И тогда, достигнув совершенного единства и вершины взаимной любви, мы пойдем по жизни вместе. Могут ли двое идти вместе, не имея согласия между собой? Осознаешь ли ты необходимость духовного прозрения?»
На что Стэн горячо откликнулся: «Да, Господи!»
Тогда Господь сказал ему: «Прозри! Я люблю тебя, Стэн!»
Другой участник семинара Фред Ванолмен обратился к Богу так: «Господи, насколько важны очи сердца? Может быть, я уже пользовался ими, даже не осознавая этого? Научи меня правильно употреблять очи сердца!»
Бог ответил ему следующим образом: «Очи сердца чрезвычайно важны. Своими физическими земными глазами ты видишь лишь лицо и одежду человека. Вглянув же на этого человека очами сердца, ты получишь более полное представление о нем, поскольку увидишь его сущность. Посмотрев на любую ситуацию, ты проникнешь в причины и обстоятельства, вызвавшие ее. Очи сердца гораздо важнее физических глаз, ведь с их помощью ты взираешь на Меня, а также видишь Меня в ближних, сотворенных по Моему образу и подобию. А ближние видят Меня в тебе...»
Отрывки из молитвенных журналов этих участников семинара приводятся здесь с их разрешения. Они наглядно показывают намерения Бога по восстановлению в молитвенной жизни Церкви дара духовного видения. В этой главе мы подробно поговорим о сути видения; различных его видах и уровнях; библейском основании роли видения в нашей молитвенной жизни на примере ссылок из Писания, начиная от Бытия и кончая Откровением; о развитии в себе способности принимать Божий поток снов и видений. Мы также поговорим о том, как развить очи сердца и наполнить их божественным присутствием. В заключение мы обсудим способы распознавания источника видения и поговорим о видении как о встрече с Богом, обладающей исцеляющей силой.
Говоря о снах и видениях, я не имею в виду свои личные сны и грезы. Речь идет о способности верующего человека видеть в духе очами сердца движение Божьего Духа. Во времена Ветхого завета мужчины и женщины, способные видеть в духе движение Духа
Всемогущего Бога, назывались прозорливцами. (1 Цар. 9:9) Существуют два мира – физический и духовный. И, следовательно, мы обладаем двумя парами глаз. Апостол Павел неслучайно молился о том, чтобы Бог «просветил очи сердца» верующих, «дабы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых». (Еф. 1:17, 18)
Если мы хотим жить в духовном мире, активно откликаясь на движение Святого Духа, умение пользоваться очами сердца чрезвычайно важно.
Видение обладает многими благоприятными аспектами. Оно помогает нам общаться с Иисусом, поскольку мы видим Его сидящим рядом с нами и говорящим слова жизни. Благодаря видению мы способны плодотворнее служить ближнему, ведь Иисус показывает нам, как лучше ответить на нужду определенного человека. Таким образом мы получаем возможность откликнуться на полученное свыше видение, донеся его до ближнего. Ведь получение видения – это призыв к действию такой же, какой прозвучал из уст Иисуса, когда Он учил нас, как правильно молиться: «...да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». В греческом тексте Нового Завета в этом стихе используются глаголы в побудительном наклонении, что выражает повеление. То же самое мы видим в тех стихах, где Иисус повелевает болезни оставить человека и призывает божественное исцеление совершиться. Господь смотрел на болезнь через призму божественного здоровья, являющуюся частью Царства Небесного и повелевал: «Исцелись!» И больные получали исцеление.
Разновидности видения
Существует по меньшей мере пять разновидностей дара видения, каждая из которых обладает духовной силой. При этом необходимо сверять каждое видение со Словом Божьим.
Первая разновидность этого дара приходит в ночное время в виде сна или видения. Например, апостол Павел стремился проповедовать Евангелие в нескольких городах, но Святой Дух не позволял ему делать этого. По какой-то причине Павел не получил в то время водительство Божье посредством способов, к которым он обычно прибегал. Тогда «было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». (Деян. 16:9) Таким образом апостол Павел был призван сделать следующий шаг в служении Богу и людям.
В то время, когда человек спит, его сердце бодрствует и обладает большой способностью получать послания от Господа, показывающего в наглядной и символической форме состояние его духа, его страхи, сомнения, обиды, гнев. Часто Господь открывает верующему человеку в виде символических образов ситуации и нужды, требующие его молитвенного участия. Мы способны вести с Господом такую же беседу, какая, например, описывается в 3-й главе Третьей книги Царств. В этой главе Писания рассказывается о том, как «явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе». Другой наглядный пример мы находим в 7-й главе Книги пророка Даниила, где речь идет о том, как «Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем».
Несколько лет назад я видел во сне Иисуса, стоящего в церкви, которую я посещал, когда еще был мальчиком. Я подошел к Нему и задал вопрос, который долгое время не давал мне покоя: «Как научиться слышать Твой голос?»
Иисус ответил: «Ты выбрал правильный путь, иди дальше и не бросай начатого».
Это духовное переживание весьма обнадежило меня и вдохновило на продолжение поиска. Несколько моих студентов пережили подобный опыт общения с Господом во сне, что убедило их в духовной ценности сновидений.
Вторая разновидность видения посещает нас, когда мы находимся в состоянии исступления. Апостол Петр пережил такое состояние: «... Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд...» (Деян. 10:10 – 16)
В этом видении Господь показал Петру в символической форме, что язычники больше не являются «нечистыми» и подготовил его к служению сотнику Корнилию.
В течение долгих лет это видение было единственным, которое я признавал в качестве истинного духовного переживания. Но, чем больше я познавал любовь Господа и Его желание общаться со мной, тем больше убеждался в том, что Господь приводит нас в состояние исступления не так часто, отдавая предпочтение другим разновидностям видения. Господь посылает человеку видения, вводя его в состояние исступления, если другие способы привлечь внимание данного человека малоэффективны.
Третья разновидность видения включает в себя способность видеть очами сердца события, происходящие в духовном мире. Вот пример этой разновидности видения: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». (Деян. 7:55, 56) Глядя на небо, Стефан видел гораздо больше, чем были способны видеть его физические глаза. Это был взор духовных очей, направленный на духовный мир.
Рассматривая тему видения на страницах книги, я не ссылаюсь на три вышеупомянутые разновидности видения: сны, видения в состоянии исступления и способность видеть очами сердца события, происходящие в духовном мире. Существуют также две другие более распространенные и менее эффектные разновидности видения. Бог желает вести Себя по отношению к нам естественным образом, хотя в нашем привычном представлении Его голос звучит, как раскаты грома. А Его явление человеку мы обычно связываем с отверстыми небесами. Но Господь стремится общаться с нами привычным для нас образом. Часто встречи с Богом носят настолько обычный характер и настолько естественны, что у нас возникает искушение отвергнуть их как плоды собственного воображения.
Итак, две оставшиеся разновидности видения выражаются в спокойной, простой и непринужденной форме. Четвертая разновидность видения представляет собой спонтанную, пришедшую саму по себе внутреннюю картину. Она приходит к нам таким же образом, как голос Божий. Иногда в нашей памяти неожиданно всплывает имя определенного человека, побуждая молиться о нем. То же самое происходит, когда мы мысленно видим его лицо. Такого рода видения посещают меня спонтанным образом, даже когда я не пребываю в молитвенном состоянии или в состоянии поклонения. Возникающая в сознании картина обычно неброская, ненавязчивая и я вижу ее изнутри. Беседы со слушателями семинаров показали, что большинство христиан переживали такого рода видения.
Пятая разновидность видения похожа на предыдущую, но отличается от нее тем, что посещает нас тогда, когда мы пребываем в молитвенном состоянии или поклоняемся Богу. Представ пред Богом, я прошу Его показать то, что Ему угодно показать мне. При этом преднамеренно отдаю очи сердца в Его распоряжение, чтобы Он наполнил их видением и откровением. Эта разновидность видения также неброская и ненавязчивая. При желании ее даже можно изменить по своему усмотрению. Конечно, у меня не возникает желания менять ее, поскольку я стремлюс<