Образец проповеди призывно-назидательной
Спасены ли вы?
"Благодатию вы спасены"
(Еф. 2,5)
Главнейшее заблуждение, которое Евангелию Христову приходится оспаривать, это стремление человеческого сердца утверждаться на спасение делами. Величайший враг истины, которая в Иисусе, это гордость человеческая, которая заставляет его думать, что он может, хотя бы отчасти, быть своим спасителем. Это заблуждение плодовитая мать множества ересей. Эта неправда замутила чистый поток истины; так что, вместо того, чтобы литься светлой, прозрачной рекой, он оказывается загрязненным. Многие старались препятствовать течению Воды Жизни или изменить направление потока. Многие старались смешать человеческие фантазии и измышления с истиной, которая в Иисусе, чтобы сделать ее более доступной для падшей человеческой природы.
Мой текст говорит о великом и славном учении спасения благодатью.
1. Прежде всего апостол обращается к некоторым людям и говорит: "вы спасены". Он не говорит: "вы будете спасены" или "вы имеете надежду на спасение"; он обращается к ним, как к людям уже спасенным. Но нельзя сказать ни про каких людей на земле, что они спасены, если нельзя к этому прибавить, что они спасены благодатью. Я различаю две вещи в моем тексте: во-первых, апостол указывает на спасение в настоящем времени. Он не обращается к людям, которые будут спасены, когда они умрут, или надеются на спасение в отдаленном будущем; он обращается к тем, которые уже спасены - которые не только имеют спасение в виду, но уже пользуются им - которые перешли из состояния осуждения к спасению и смотрят на него, как на нечто верное, точно также им принадлежащее, как их дома, их земли, их жизни.
Спасение в настоящем не может быть основательно проповедано никем, кроме тех, которые держатся учения спасения благодатью. Мы видим также в нашем тексте, что апостол говорит о совершенном спасении. Мы учим, что человек с минуты, когда он уверует во Христа, не только получает способность спастись - или на половину только спасен - или только находится в таком положении, что если сохранит его, то спасется, при возможности еще и утратить его - но что уже вполне и совершенно спасен. Я в самом деле уверен, что святые на небе, хотя они уже получили венец спасения, нисколько не более истинно спасены, чем слабый и смиренный верующий, борющийся с потоками искушений здесь на земле.
Ибо что такое быть спасенным? Это иметь грехи отпущенными и быть "принятым Возлюбленным". В ту минуту, как грешник уверует в Иисуса, его грехи ему совершенно прощены, они также вполне и окончательно вычеркнуты из Божьей книги, как если бы он прожил тысячу лет самой благочестивой жизнью. Он так же чист, в смысле совершенного прощения, как он будет тогда, когда будет стоять по правую сторону Судьи в последний день.
Но спасение включает в себе нечто большее, чем прощение грехов, оно включает вменение праведности Христовой; и в этом смысле также, последний верующий в Него точно так же спасен, как небесные духи в раю. Праведность Христова одинаково облегчает, как апостолов, так и беднейшего человека на земле, верующего в Него. Как те, которые поют Божью хвалу перед престолом славы, облечены в белые одежды праведности святых, так и все верующие тут на земле. Когда мы верующие покрыты праведностью Христовой, Бог не видит пятна на своем народе.
"Но", скажет кто-нибудь: "разве святые на небе не в большей безопасности, чем верующие на земле?" Верующие на земле не свободны от искушения, но они ограждены от погибели; не свободны от скорби, но ограждены от осуждения. Они не избавлены от забот, горя и страдания, но навсегда освобождены от гнева Божия и осуждения в ад. Ни один ангел на небе не может быть более уверен в вечной любви Божьей, чем самый слабый верующий на земле. Если твоя душа передана в руки Христа, ты никогда не можешь погибнуть. Я говорю не сильнее, чем это выражено в Его собственных изречениях, ибо Он сказал: "овцы Мои слушают голос Мой и Я знаю их и они следуют за Мною: и Я даю им жизнь вечную; и не погибнут вовек". Женщине у колодца в Сихаре наш Спаситель сказал: "кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
Теперь заметьте, никакая система или доктрина в мире не дает уверенности в совершенном спасении, кроме учения о спасении благодатью. В учении о спасении делами не может быть речи о полноте спасения. Во времена Моисея, когда Господь явил Себя Судьею Своего народа "все жертвы ежегодно приносимые" не могли "сделать приходящих совершенными". Этими жертвами "каждогодно напоминается о грехах". Как бы строго они не соблюдали все предписания закона, спасение их не было полным. Христос же "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых", и потому "Он воссел одесную Бога".
Мы верим, что верующие совершенны во Христе теперь же и что, когда бы они ни умерли, они войдут в Его присутствие, будучи сделаны Им совершенными. О, как сладостно сознавать это спасение в настоящем и в то же время полное, совершенное спасение. Как мы должны быть благодарны, что оно дается нам по завету благодати и открывается нам в тех благословенных местах Священного Писания, которые говорят нам о чудной милости Божьей, которую Он проявил к Своему народу. "Вы спасены!" Как сладостно звучат эти слова - остановитесь, призадумайтесь над ними, возлюбленные, и возрадуйтесь. "Вы спасены?" - теперь, в эту минуту - если вы верите в Господа Иисуса Христа.
2. Теперь надо нам обратить внимание на значение слова: "Благодать".
Во-первых, это означает, что если мы спасены, то это было делом свободной воли. Ничего нет в нас, что бы заслуживало Божьего уважения или так бы радовало, что побудило бы излить на нас благословение вечного спасения. Если мы спросим себя, почему некоторые спасаются как бы из-под развалин, ответ получится: "Ей, Отче, ибо таково Твое благоволение". Очевидно мы не были спасены ради наших талантов, потому что самые талантливые люди иногда остаются необращенными; и не ради богатств, которых многие из нас не имеют; и не ради нашего доброго расположения или хорошего характера; ибо со времени нашего обращения мы не можем иначе как со стыдом подумать о наших лучших поступках. Когда я смотрю на народ Божий в массе или по отдельным личностям, то вместо того, чтобы воображать себе, что в них было что-либо притягивающее к себе Божью любовь, я должен сказать, что в них гораздо больше было такого, что должно было побудить Его уничтожить их, чем спасти. Я думаю, все присутствующие здесь верующие сознают, что они спасены не ради чего-либо доброго в них, но по благодати, полной, добровольной, безграничной.
Затем мы спасены по благодати, как действию Божьего изволения. От первого святого желания в душе до последнего победного восклицания умирающего, спасение есть действие Всемогущего. То, что не сделано в вас Божьей благодатью, будет вредом, а не благословением для вас. Если у кого из вас есть вера или раскаяние, или что-либо в вашем сердце или вашей жизни своего собственного, бросьте это, потому что в нем ничего нет хорошего. Так называется вера, которая не есть дар Божий, это сомообольщение; и раскаяние, которое не есть печаль, пробужденная Богом в душе, требует нового покаяния. Я уверен, что все, что есть доброго в ком-либо святом, должно быть вложено Духом Святым, ибо оно не может возникнуть само собой.
Человеческие сердца сами собою производят терния, а не те редкие, экзотические, небесные цветы - христианские добродетели. Они должны быть насаждены Богом и возращены всецело тою силою, которая воскресила Христа из мертвых.
Пойду даже далее и скажу, что если б благодать Божья вела нас по всему пути к небу и оставила на один дюйм, мы бы все-таки погибли. Если б в здании спасения нашей души мы должны были бы хотя один камень положить без помощи благодати Божьей, это здание никогда не было бы окончено. От начала до конца все должно быть совершено благодатью. Я признаю, что нет и не может быть ничего доброго в сердце человека, что не было бы произведено благодатью Божьей: в вас не было ничего привлекающего внимания. Вы признавались: "Господи, я не то чувствую, что должен был бы чувствовать". Ему не нужны ваши чувства в виде рекомендации. Вы спасаетесь по благоволению, а не по заслуге. "Но", скажет кто-нибудь, "я не могу каяться, не могу верить". Друг мой, вы не можете быть спасены чем бы то ни было сделанным вашей собственной силой. Вам нужно раскаяние. Не старайтесь его сами приобрести; Господь приведет вас к покаянию. Вам нужна вера; не ищите ее в вас самих, там вы ее не найдете, ищите ее во Христе. Он Начальник и Совершитель веры.
"Благодатью вы спасены". Идите и несите этот текст во все закоулки и трущобы Лондона. Говорите его убийцам, ворам, богохульникам и блудницам; говорите человеку, который не может раскаяться, не может молиться, не может верить. Скажите ему, что спасение благодатью производится в нас Богом Духом Святым. Идите, братья мои, распространяйте учение о благодати, ибо этот лозунг Церкви источник ее победы; когда это будет ее военным кличем, тогда ее победа обеспечена. Краеугольный камень Божьего храма будет положен при восклицаниях: "благодать и милость!"
В этой проповеди содержится призыв к неверующим: "вам нужно раскаяние" и пр., и вместе с тем увещание верующим: идти и нести весть о спасении "во все закоулки и трущобы Лондона". И вообще всю эту проповедь с одинаковой пользой прослушали бы как неверующие, так и верующие. Поэтому она является проповедью призывно-назидательной.