Жанровые разновидности проповеди. Тема моей работы это изучить особенности проповеди и характер ее построения

Введение

Тема моей работы это изучить особенности проповеди и характер ее построения. Материалом для моего исследования служит текст современной проповеди протоирея Артемия Владимирова «Память преподобного Сергия Радонежского об очищении сердца» Моя цель - выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди и их соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка. Задачи, которые возникнут передо мной после завершения данной цели предполагают выявление специфических жанровых особенностей православной проповеди на лексическом, синтаксическом, языковых уровнях, а так же рассмотрение особенностей функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий. Для достижения наибольших результатов нужно сопоставить существующие в лингвистическом и конфессиональном стиле литературы определения проповеди и сформулировать определение его жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка. Одним из важных моментов в моем анализе это охарактеризование содержательно-композиционной специфики данного жанра. Актуальность моей работы обусловлена необходимостью: осмысления содержания и формы этого традиционного церковного типа языка с учетом лингвистических критериев, выявление языковых ресурсов и определение индивидуальных типов речевой проповеднической культуры начала 21 века.

Глава 1. Проповедь как современный жанр церковно-религиозного стиля

Церковно-религиозный стиль – стиль церковных книг, проповедей священников; в частности стиль русского перевода библейских книг: не следует смешивать церковно-религиозный стиль русского языка и церковнославянский язык - культовый язык всех православных народов, на котором ведется богослужение в храмах и составлены молитвы. Церковно-богословская речь на русскую нейтральную стилистическую основу (межстилевые слова и др.) накладывает большое количество церковнославянских языковых элементов, которые и придают неповторимый стилистический колорит. Это и уже давно усвоенные русским языком церковнославянизмы возвышенного характера, и те, которые не употребительны в других стилях, а берутся из сугубо церковнославянской речи, из книг, написанных на церковнославянском языке. Это слова из другого языка. В церковных речах нет и не должно быть французских, немецких и английских слов, столь распространенных в других стилях. Их намеренно избегают. Охотно используют греческие слова: ангел, икона, ипостась, апостол, миро, ересь; в меньшей степени — латинские слова. Наблюдается полнота синтаксических конструкций, свойственная высокому стилю. Фигуры речи употребляются умеренно и далеко не все - лишь те, которые способствуют созданию духовной приподнятости, помогают пояснить духовную мысль. Среди них символический параллелизм (например, описание явления природы и затем соотносимого с ним духовного явления), анафора, аллюзия (частые цитаты из Библии или ссылки на нее).

Жанровые разновидности проповеди

Чтобы выделить проповедь как жанр, нужно определить само понятие «проповедь» с точки зрения разных источников, объяснить ее естественное, культурное и общерелигизное значение. В наше время религия не утеряла своего значения для общества, религиозная коммуникация распространена и в наши дни, например, среди такого жанра как проповедь. В словаре «Христианство» проповедь определяется как «жанр религиозной пропаганды, христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить учение Иисуса Христа, содержащее комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям».

М.Фасмер полагает старославянское слово проповѣдати калькой лат. praedicāre — «оповещать», «возвещать»; но неверность такого утверждения очевидна. Более вероятным представляется, что греч. προανακηρύσσειν — «Провозглашать», «провозвещать»; причём следует иметь ввиду, что в старославянских (церковнославянских) памятниках проповѣдати реализуется в 3-х значениях: 1) «проповедать»; 2) «предвещать», «провозвещать»; 3) «ходатайствовать». Слова с этим корнем в русском языке обычно имеют отношение к внутренней жизни человека: заповедь, совесть, исповедь, ведун, вещий и др. Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы. Самый распространенный вид проповеди в истории – это устная речь.

Слово «проповедь» было определено как религиозная речь или как религиозная беседа, состоящая их различных частей. Словарь Вебстера определяет ее как «беседу, обращенную к публике, проводимую обычно священником, преследующую цель религиозного наставления и основанную на каком-нибудь отрывке из Писания». Верно, можно прибавить к этому и другие умозрительные определения. Но гораздо более глубокое понимание возникает в процессе работы над проповедью.

В широком смысле проповедь — это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение. Как и всякую речь, устную проповедь можно рассматривать с разных сторон. Главная функция речи — общение. Но при общении человек может ставить разные цели, и достигает он их разными способами. Здесь выделены три категории, по которым ведется классификация речевой проповеди. Это — зачем, кому и как говорит проповедник свою речь.

Проповедь первоначально была вызвана к жизни становлением мировых религий в XI—V веках до нашей эры. Христианство заимствовало технику проповеди у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В IV веке созрел жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией. Наиболее известные церковные ораторы античного склада — это Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Сейчас существуют такие понятия, как политическая проповедь, философская проповедь, проповедь нравственных и этических идеалов и другие. Все они имеют в своей основе ту или иную форму религиозной проповеди. По степени воздействия на слушателя можно выделить три основных вида речей: информация, агитация и манипуляция. Среди проповеднических речей, носящих информационный характер, выделяются три типа: сообщение, пророчество и поучение. Так как проповедь - это жанр религиозного учения, то следует ее первоначально рассматривать именно с аспекта религии. Итак, проповедь есть речь к народу и перед народом. Проповедник «презентует» объекты, принадлежащие духовной культуре. Данный вид речи имеет религиозное, нравственное, философское или морально-этическое наполнение. Первый и самый древний вид проповеди — это изъяснительная беседа. Она возникла в иудаизме в период второго храма из обычая публично читать Тору на иврите, и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа. Проповедник комментировал один или несколько стихов из Священного Писания. В зависимости от аудитории он мог добавить и нравоучительные наставления. Существо проповеди заключается в распространении благой вести о спасении и наступлении Царствия Божия. Нынешняя проповедь — это продолжение дела, начатого Христом, и раскрытие евангельского учения. Христианская проповедь, является выполнением религиозного служения, возложенного Христом непосредственно на апостолов и, через них, на последующих преемников — пастырей. Наиболее распространенная форма христианской проповеди — это возвещение учения о спасении в живой речи перед народом. В разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, в православии и католицизме такая речь обычно является дополнением к богослужению, в протестантизме проповедь занимает центральное место в богослужении.

Проповедь — жанр религиозной пропаганды, христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить учение Иисуса Христа, содержащее комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Проповедь включает в себя и пение, и молитву, и символические жесты, и похвальные и хулительные слова. Жанр проповеди был "трансплантирован" на русскую литературную почву из литератур Болгарии и Византии. С этого момента берут начало два пути эволюции жанра: 1) письменная проповедь (ориентированная на читателя); 2) устная проповедь (ориентированная на слушателя). Она рассчитана на произнесение вслух.

Прежде всего, следует отметить изменения исследуемого жанра. Средневековая проповедь определялась как «слово». Начиная с XIX века, используются два варианта номинации жанра: «слово» и «проповедь». В современный период более учитывают второй вариант. Средневековая проповедь была ориентирована не на одного слушателя, а на целый коллектив, который соприкасался в той или иной сфере религиозной коммуникации. Проповедник сосредоточивался только на библейской тематике, на толковании Священного Писания, от которого отталкивался при построении собственного текста. Проповедь являлась в чистом виде «доктринальным жанром», имеющим своим жанрообразующим фактором библейский текст. Современная храмовая проповедь, в отличие от средневековой, значительно упрощена. Эволюция вызвана переменами в социокультурной ситуации последних десятилетий. В дореволюционной России нормы религиозного поведения усваивались с детства. Православный храм являлся неотъемлемой частью культурной жизни общества. В XX веке происходило длительное отторжение от Церкви, которое способствовало отдалению слушателя от религиозно-культовой сферы человеческой деятельности.

Современная проповедь становится оригинальным авторским текстом. Чтобы убедить слушателя, проповедник приводит примеры, как из Священного Писания, так и из современной жизни. При этом часто земное поведение людей противопоставляется должному, указанному в Библии. Проповедник стремится к максимальной доступности излагаемого материала, а, следовательно, и к упрощению канонического текста. Сокращается объём библейских цитат (раньше текст Священного Писания составлял около 80% от объёма всей проповеди), отменяется строгая определённость занимаемого ими места в тексте проповеди. Проповедник затрагивает проблемы экологии, военного производства, наркомании, алкоголизма и роста преступности. Священник в качестве весомых доказательств отбирает факты из самых разных сфер человеческой деятельности, таких как искусство, наука, образование, коммерция и т. д. Вечные истины теперь излагаются в наиболее доступной современному слушателю форме. Проповедник стремится найти подход к каждому слушателю, учитывает его возраст, социальное положение, мировоззренческую позицию.

Наши рекомендации