Образец проповеди назидательной или воспитательной
Путь к силе
Проповедь Ф. Б. Майера
Нельзя не сознавать громадного значения этого последнего собрания нашего съезда; и я очень прошу, чтобы дети Божьи, имеющие доступ ко Христу, просили Его все время пока я и мой друг будем говорить, чтобы слова наши имели силу и явление Духа Святого. Помните, когда я говорил в среду вечером, то упоминал о том, что буду иметь еще случай говорить. Я указывал на некоторые слова в проповеди ап. Петра, которые меня очень поразили и к которым мне хотелось вернуться. Вы знаете, конечно, историю столько раз рассказанную с этой платформы о том, как в девятое утро после вознесения апостолы были собраны вместе для празднования великого праздника собирания жатвы и дарования закона. Как Моисей появился из облаков на Синайской горе, чтобы дать каменные скрижали, на которых был начертан закон, так Христос появился как бы в облаке славы, чтобы дать не скрижали каменные, а высший дар Духа Святого.
Вы помните, что апостолы, молившиеся вместе с другими в течение многих дней, теперь как бы оставили молитву и пребывали в ожидающей вере. Мы знаем, что сильный ветер Пятидесятницы потряс дом, где они сидели. Сидя не молятся, а особенно на востоке. На востоке молятся стоя, на западе, преклонив колени. Тот факт, что первая церковь была собрана в горнице и все сидели, мне кажется подтверждает предположение, что они достигли того пункта, когда молитва уже кажется ненужною и заменяется ожиданием ответа на нее.
Было ли у них предчувствие, что ответ явится именно в этот день и час, неизвестно. Во всяком случае они сидели и ожидали, так же, как теперь, надеюсь, ожидаете все вы, дорогие друзья; ожидали, что Господь, что-то сотворит. Они как бы уже все сделали, что могли. Они произнесли свое последнее слово молитвы; и теперь все это торжественное собрание мужчин и женщин сидело, ожидая, что Господь сделает со своей стороны.
Как бы это было чудно, если бы мы все, собранные в этой палатке сегодня вечером, также сидели до тех пор, пока что-нибудь не случится, пока Господь не появится, чтобы крестить нас Духом Святьм.
Над крышей пронесся вихрь. Появились огненные языки над каждой склоненной головой, которые каждый мог видеть над головой другого, но не над своей собственной. Когда вы получаете крещение Духом, вы сами этого не сознаете, но вам кажется, что другие крещены. Получился также дар языков. Но все эти три явления были лишь спутниками внутреннего крещения и наполнения, которое каждый из них почувствовал. В одном Духе взошли они все вместе в это могучее облако благословения. Народ толпами собрался внизу на площади под горницей и стоял там в ожидании; или, если хотите, пошел в храм, где, быть может, в коридоре или притворе была произнесена проповедь Петра.
Как бы то ни было, но вы помните, что сперва они обвиняли апостолов в том, что они напились - совершенно нелепое предположение, потому что солнце только три часа как появилось на небе. Петр встал, крещенный совершенно новой силою, которая подняла его так, что из уст его полилась огненная речь и он мог сказать: "мы не пьяны и не сумасшедшие, но это есть предреченное пророком Иоилем".
Что же это было? Иоиль предсказал, что через триста лет настанет время, когда Дух Святой, который до тех пор обитал в людях такой необычайной высоты, как Исаия и Иезекииль, Илия, Елисей, Моисей и Енох, этот самый Дух будет изливаться не только на великих святых в церкви, но на простых работников и работниц в поле, на сыновей и дочерей, и они будут восхищены раньше суда; и что Дух Святой, вместо того, чтобы обитать в церковной аристократии, будет посещать демократию, и что ни одна душа, как бы она не была принижена или необразована, или мало одарена, не будет закрыта для Духа Святого так, чтобы Он не мог обитать в ней, как некогда обитал в великих людях.
Очень характерно для того века, в котором мы живем - что простые люди, как все мы, можем получить - если только мы знаем условия и повинуемся им - то же самое помазание и ту же силу, как те люди, о которых мы говорили.
Когда Петр стоял и смотрел на этих сто двадцать человек, ходивших с Иисусом - простых, скромных людей, менее знавших Библию, чем знаем ее мы с вами, и ничего не знавших о тех благодатных истинах, которые позднее вошли в Евангелие; когда он увидел их сиявшие лица с огненным венцом над головою, преисполненные славы и величия, он сказал: "это то, мы испытываем теперь то, о чем говорил Иоиль".
О, дорогие братья и сестры, мы, собранные здесь сегодня, увы, должны сознаться - и мы признавались в этом всю эту неделю - что у нас это не то. Не то, о чем говорил Иоиль, не то, что было в Пятидесятницу.
Что же собственно отмечало день Пятидесятницы? Во-первых, близкое присутствие Иисуса; когда Дух Святой нисходит на отдельную душу или на церковь. Он открывает не Себя, а Спасителя. Мужчина или женщина, или целая община, прошедшие через Пятидесятницу, не видят никого, кроме Иисуса. Поэтому я всегда опасаюсь тех собраний, где люди ищут признаков явления самого Духа. Я уверен, что это неправильно; уверен также, что если вы ищете каких-нибудь внешних, физических признаков крещения Духом, вы ошибаетесь. Единственный признак того, что Дух Святой снизошел на вас это то, когда Иисус становится для вас "все во всем".
Во-вторых, получилась огромная сила для спасения душ; когда Петр заговорил и привел несколько мест из Писаний, три тысячи мужчин и женщин были обращены. Помню, мне рассказывали, что когда Гарри Мурхауз был в Бельфаде, он стоял перед огромным собранием и в течение получаса ничего другого не делал, как только повторял Иоан. 3, 16. Получился самый неожиданный результат: души слушателей были сокрушены и обращены.
Петр ничего другого не делал, как только приводил тексты и разъяснял их. Если вы предоставите Духу Святому Его собственный меч. Он сумеет им воспользоваться.
В-третьих, была чрезвычайная радость и, в-четвертых, совершенная любовь, та любовь, которая ничего не называет своим.
Теперь, если мы посмотрим на современную церковь, найдем ли мы что-либо подобное? Быть может у отдельных личностей или горсточек людей, но не вообще. Иисус? Явление Христа? Известно ли это нам, ограничивающимся церковным ритуалом, церковными доктринами, церковною деятельностью? Можете ли вы сказать, чтобы центром современных проповедей был Христос? Чтобы они вращались вокруг свойств и славы Иисуса? Нет, большею частью доктрина, политические движения, социальные вопросы захватывают проповедника; и люди, пришедшие послушать об "имени, которое превыше всякого имени", слышат о Христе, как великом социальном реформаторе и основателе нового века - это Христос? - Нет. Есть ли тут второй признак, на который Иисус вам указал, сила к спасению душ? Нет, большинство наших церквей сокращаются, а не разрастаются. А если некоторые и разрастаются - я говорю преимущественно о свободных церквах - то это благодаря воскресным школам. Очень редко приходится констатировать факт обращения человека во время проповеди.
Радость? Нет, наоборот, скорее повсеместный пессимизм, доходящий до отчаяния. Любовь? О, она отлетела от мира и от церкви! У меня сердце разрывается, когда я вижу в моих постоянных поездках по нашей стране ужасные разделения и вражду сект; высокая стена со стеклом наверху между различными исповеданиями и даже, так называемыми свободными исповеданиями. Господи, помилуй нас! Это совсем не "то".
Оно могло бы быть "то", потому что нет изменения в подаче и Дух Святой продолжает пребывать в церкви теперь, как Он пребывал во все времена. Это наша ошибка, что мы молимся о том, чтобы Он пришел. Я бы хотел вырвать из наших книжек все те гимны, где Его призывают прийти. Он здесь. Он с нами. Он любит нас.
Если бы Петр и Иоанн сидели тут, то не стали бы смотреть на меня и слушать меня; с просветленными лицами они бы воспевали "Аллилуйя! се Агнец Божий! се огненные светильники!" Бог здесь и Дух Святой здесь! и, я думаю, сам Петр не нашел бы большой разницы между этим местом и Пятидесятницей по отношению к Духу Святому. Он также присутствует сегодня вечером в этой палатке, как присутствовал на молитвенном собрании в день Пятидесятницы. Но тогда у них были сердца и глаза открыты к Его воспитанию; а мы мертвы и тупы. Прости нас, Господи! О, если б Он дал нам глаза, чтобы видеть источник истины, протекающий здесь в этой палатке! О, если бы Он дал нам помазанные уши, чтобы слушать шум славы Духа Святого! О, если б Он дал нам силу сознать, что огонь, горящий перед Престолом Божиим, горит также и среди нас и что всякий желающий может возжечь свой факел, и каждая душа может возгореться пламенем.
Если б мы знали! "Если б мы знали дар Божий". Если бы мы знали, что Бог добровольно дает нам. Дары даются добровольно. Но апостол говорит, что мы этого не знаем. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его; а нам Бог открыл это Духом Своим". "Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога".
Всю неделю вы сознавались во грехе, всю неделю вы исследовали ваше сердце, чтобы найти в нем препятствия. Это все хорошо, но теперь надо идти дальше, надо продвигаться. Не надо оглядываться назад, прошлое погребено под кровью Христа. Не надо рыться в прошлых грехах, они глубоко зарыты и никогда не воскреснут. Итак, подвигайтесь вперед; просите, чтобы Дух Святой раскрыл вам сегодня вечером то, что есть: не то, что было, или что будет, а то, что есть.
Я только что сидел на террасе у церкви св. Иоанна и смотрел на ту сторону озера; я видел солнечный луч, освещавший своим блеском белый домик вдали. А мне было холодно, темно, большие черные тучи висели надо мной.
Я сказал: "Христос, мне хочется иметь солнечный луч.
Я не могу довольствоваться тем, что он светит там вдали, мне хочется иметь его тут близко".
Он ответил: "Подожди". Я продолжал сидеть и через пять минут почувствовал его на своем лице. Я понял, что это была притча. Я не хочу стоять здесь и взирать на прошлое, видя, свет только в горнице, где были Апостолы, или в притворах храма. Я хочу, чтобы он сиял у меня в сердце. Поднимите глаза и смотрите! Бог здесь и Дух Святой также присутствует. Вы неправы, потому что смотрите вниз на ваше сердце и на греховное прошлое. Довольно. "Возведите очи и смотрите, грядет Бог и награда Его с Ним".
"Это" должно быть "то", может быть "то", но я хочу показать вам, как превратить "это" в "то" и разделю это на четыре стадии. Во-первых, "это" есть "то"; во-вторых, "это" не есть "то", в-третьих, "это" должно быть "то" и в-четвертых, как сделать, чтобы "это" стало "то".
Теперь слушайте. Вы, конечно, знаете, что ток беспроволочного телеграфа Маркони происходит от простого аппарата на вершине шеста и распространяется как круги распространяются от камня, брошенного в спокойное озеро. Они распространяются все шире, пока, наконец, вы не услышите легкий шум, набегающей на берег волны. Так и волны эфира движутся над миром и в большинстве случаев теряются. Но вот, одна маленькая точка великого круга достигает на берегу Канады - а мы в Корнваллисе - другого аппарата, приемника, который находится в полном соответствии с тем другим, который сообщил импульс движения волнам. И потому что они находятся в соответствии, движение передается ему и он производит ответную вибрацию.
Так и с могучим солнцем. Солнце постоянно распространяет эти окружные волны, исходящие от него по всем направлениям. Великое множество их теряется в пространстве. Но один луч касается глаза ребенка или нашего глаза, чтобы найти воспринимателя влияния солнца, посылающего свой луч; и тогда глаз, находящийся в соответствии с солнцем, освещается.
Теперь я представляю себе нашего благословенного Господа, Которому я поклоняюсь, как великую динамо-машину, из которой по всему миру распространяются волны, силы Святого Духа и расходятся все дальше. Я не смею думать - это было бы для меня кощунством - думать, что в день Пятидесятницы Его сила расходилась больше нежели сегодня. Как будто Он может истощиться или утомиться; Библия же говорит, что "Он не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова". Я верю, что от Иисуса постоянно распространяются круги волн, исполненных силы, изливаются на небесах, на святых и ангелов, на неведомые миры и также на нас. И если б только мы были в живом общении с Иисусом, то каждый из нас, мужчина или женщина, тут же, в этой палатке, прежде нежели мы разойдемся, мог бы исполниться Духа Святого.
Насколько я понимаю, есть пять условий, которые вам нужно выполнить сегодня.
Прежде всего, вам нужно узнать, что вы находитесь во Христе. Не смотрите на ваши чувства, на ваше прошлое, на ваши ощущения; встаньте и воссядьте на престоле воскресшего Христа. "Бог посадил нас с Ним на небесах". - "Вы приняты в Возлюбленном". Различайте между вашим опытом и вашим пребыванием. Опыт меняется, но пребывание ваше вечно неизменно. Узнайте это сперва.
Во-вторых, заметьте, что из вашей жизни изъяты не только грехи, но и тяжести. Все, что препятствует вашему христианскому росту, есть тяжесть, помеха, которая должна быть удалена так же, как и грех. "Свергнем с себя всякое бремя и грех". Есть вещи в вашей жизни, которые могут быть названы именно бременем, а не грехом.
В-третьих, вы должны иметь дух любви ко всем. Священники должны любить сектантских учителей; а те должны говорить хорошо об епископах. Мы смеемся над этим, но это так. Я по собственному опыту вам говорю, мы должны полюбить тех, которые никогда не были и, быть может, никогда не будут нам приятны. Я не перестаю любить их и это помогает мне более, чем что-либо другое.
Вы знаете, что говорит закон: "возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею силою твоею". Есть очень много ближних, которых я не могу любить сердцем, душою и разумом. Чем больше я думаю о них, тем меньше они мне нравятся. Но я люблю их силою; много есть людей, которые мне не нравятся, но которым я могу послужить моею силою. Служа тем, которые мне несимпатичны, я начинаю любить их умом, потом душою и я думаю, что когда мы пробудем вместе на небе тысячу лет, я полюблю их сердцем. Но это не важно.
Заметьте: то, что я говорю, есть глубочайшая истина. Мы должны любить по свободному выбору, по доброй воле людей, которые нам не нравятся; должны удерживаться от того, чтобы говорить дурно друг про друга. Да поможет нам Бог, чтобы никогда язык наш не говорил недоброй, нехорошей вещи о других вероисповеданиях. Что бы мы ни думали, оставим это при себе. Если не дать выхода мысли, она часто сама умирает. Итак, не забудьте, любите!
В-четвертых, надо желать только славы Христовой. Сколько раз мы желали пробуждения, только потому, что это послужило бы к нашей славе. Вам нужно молиться, чтобы Бог взял у вас сердце каменное и вложил вам сердце плотяное так, чтобы вы желали пробуждения, хотя бы оно должно было прийти через другого человека, а не через вас; чтобы вы хорошо относились к проповеднику, который имеет церковь или собрание подле вас и проповедует лучше вас и перетягивает ваших слушателей к себе.
Вы должны молиться в воскресенье утром, чтобы у другого было пробуждение в его церкви, с таким же усердием, с каким бы вы просили этого для себя. Я уверен, что если вы будете так молиться (я испытал это на себе) за всех проповедников кругом вас. Господь пошлет вам Свое благословение сверх просимого. Несчастия Иова прекратились тогда, когда он стал молиться за своих друзей. Всемогущий Бог всегда посылает нам что-нибудь для нас самих, когда мы молимся за других. Испытали ли вы это?
Пятая вещь - верою принять Духа; считать, что он вошел в вас, когда вы этого не ощутили. Не ожидать славы, не ожидать огня, не ожидать дара языков; но сознавать, что если вы откроете ваше сердце Святому Духу, Он тотчас взойдет в него и наполнит вас Собою.
На прошлогоднем собрании был один человек, который почувствовал большой подъем. Он вернулся отсюда домой и объявил своим прихожанам, что он стал новым человеком и будет проповедывать старое Евангелие. Новому человеку подобает проповедывать старое Евангелие. Восемнадцать человек в то воскресенье встали и покинули церковь. Он не очень сокрушался об этом, но стал ежедневно по многу часов молиться о пробуждении. С сентября прошлого года до марта этого года ежедневно в 10 ч. утра он уходил в свой рабочий кабинет, где оставался с Библией и с Богом и молился с борьбой о крещении Духом и пробуждении своей церкви. По пятницам у него было молитвенное собрание с прихожанами, но мало кто приходил. Все эти девять месяцев он молился один по три часа в день; а верующие из прихожан усердно молились по пятницам вечером. Так продолжалось до конца марта.
В город приехал один евангелист. Он начал проповедывать с воскресенья. В понедельник, вторник, среду и четверг ничего не было заметно. В четверг вечером он не выдержал и заплакал, говоря: "не стоит продолжать, в Шотландии дело не идет, лучше поехать в другое место". Однако, решили подождать еще день. Этот человек не много спал в ту ночь. Когда проповедник пришел после полудня к евангелисту, хозяйка сказала ему, что его нельзя видеть, что всю ночь она слышала, как он взывал к Богу, и весь день провел в молитве. Мой друг - он вероятно здесь сегодня - сказал: "я приду к нему вечером и мы вместе пойдем на вечернюю службу".
Когда они пришли туда в 6 час., то нашли школьную залу полною народа, который стоял на коленях и сокрушался о грехах. Работа пошла так сильно, что в течение двух месяцев у них постоянно были собрания в этом городе и самые большие залы оказывались переполненными. Сотни людей обращались. Рыбаки, привозившие рыбу в город, загорались огнем; теперь на Северном море много есть маленьких лодок с рыбаками крещенными Духом Святым. Мой друг и его помощники насчитывают около 10,000 душ, которые могут быть приведены к Богу в ближайшие несколько месяцев.
Если один человек, бывший здесь на прошлом съезде, мог получить такое крещение Святым Духом и увидеть такое дело, почему вы не можете?
Я не говорил: "молите о Святом Духе", я сказал: "примите Святого Духа". Он научит вас молиться; Он возложит на вас попечение о душах. Не старайтесь о "Святом Духе", старайтесь о душах; в этом большая разница. Не старайтесь о том, чтобы Бог пришел к вам; Он Сам хочет прийти и, когда придет, вы будете стараться о погибающем мире. О, если б я мог лучше говорить об этом! Все это возможно. Взгляните на это, примите и живите этим. Не ожидайте никаких чувств, действуйте. Человек, который дерзнет выйти из лодки, почувствует, что вода держит. Не ставьте ногу сперва на борт лодки, выходите прямо.
Вся эта проповедь направлена к верующим. Ее главная мысль: единственный путь к силе есть исполнение Духом Святым. Ясно, что проповедь не может быть иначе как назидательной или воспитательной.