Важнейшие темы, используемые в интерпретационной проповеди
1. Евангелие
Три основные темы особенно должны привлекать внимание проповедника. Во-первых, это Евангелие - Благая Весть, которую Бог несет людям.
В то время как газеты ежедневно приносят нам все новые вести об обострении дел на национальной и международной арене, у проповедника есть действительно хорошая новость, какую люди с радостью воспримут в обстановке хаоса и стресса, которым они подвержены сейчас. И поэтому человек, несущий Благую Весть, должен использовать все доступные возможности для проповеди Евангелия и не допускать в проповеди ни единой фальшивой ноты, неся людям Слово Божие.
2. Евангелизм
Другая важная тема - это евангелизм. Ведь проповедник должен не только возвестить Благую Весть, но и побудить людей нести Благую Весть дальше, пока она не достигнет всех и каждого. "Лучшим способом евангелизма, то есть служения Господу, является стремление самого пастора достичь своим словом даже потерянных людей. И когда он вступает в контакт с неверующими, он тоже не должен забывать об этой миссии.
Между тем, евангелизм не должен, конечно же, ограничиваться пределами одной церковной общины. В духе истинного евангелизма - охватывать все большее количество окружающих, которые погрязли в грехе. Проповедник должен постоянно говорить своим людям, что они обязаны нести Слово Божие другим людям, пока для последних еще не поздно. С распространением Слова Божиего ни в коем случае нельзя медлить, поскольку так хочет Иисус. Именно по этой причине миссии, как внутригосударственные, так и зарубежные, должны занять достойное место в жизни проповедника.
3. Пророчество
Третьей темой, которая должна быть затронута в проповедях, является пророчество.
Сейчас, когда пишется эта книга, волнующие новости поступают с Ближнего Востока - не проходит и дня, чтобы газеты и телекомментаторы не упоминали мест, о которых идет речь и в Библии.
События, изложенные в Писании, настолько потрясающи, что они возбуждают и поныне интерес даже светской прессы - особенно в той их части, которая касается обещания Господа народу Израиля.
Проповедник не должен упускать уникальной возможности, которую предоставляют важные события, чтобы привлечь внимание общины к этим признакам времени. Конечно же, признаки конца света все ближе, и святым долгом слуг Божиих является проповедь трех частей Библии, в которых содержатся предсказания, касающиеся будущего этого мира.
Проповеди по этому пророчеству послужат предупреждением безбожникам о грядущей опасности, напомнят об их ответственности, заставят задуматься об их месте в этом мире.
Примеры плана интерпретационной проповеди
Ниже мы приводим пример расширенного плана-конспекта интерпретационной проповеди по Осии 10:12. Там говорится:
"Сейте себе в правду - и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время - взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду".
Название: "Время искать Господа".
Введение:
1. Слова обращены к Израилю - безнравственность, зло, коррупция. Бог использовал Осию, чтобы призвать народ Израиля к божественной жизни Если для Израиля должно прийти время искать Господа, то оно настало.
2. Применимы ли эти слова к нам?
Посылка: Господь Сам дает нам понять, когда настает время искать Его.
Вопросительное предложение: Каковы предпосылки?
Предложение-связка: В Писании названы, как минимум, три условия, при которых время искать Господа
I. Когда Божий суд угрожает стране.
1. Причины угрозы Божиего суда.
Библия характеризует Господа как высший моральный и этический авторитет.
Ничто не ускользает от Его ока (Пр.15:3). Что же Он увидит, посмотрев на нашу нацию?
1) НАСИЛИЕ.
23 марта 1981 года журнал "Time" констатировал. "Каждые 24 минуты где-нибудь в США совершается убийство, каждые 10 секунд - ограбление, каждые 7 минут насилуется женщина. Преступность свирепствует не только в перенаселенных гетто, но и в относительно благополучных, на первый взгляд, городах Преступления становятся все более жестокими, все более бессмысленными - и это пугает больше всего".
2) БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ. 1 сентября 1980 года "Newsweek" писал:
"Около половины американских девочек в возрасте от 15 до 19 лет вступали в сексуальные отношения до брака, и это число постоянно растет" Говоря об ужасном влиянии телевидения на детей, один профессор средств массовой информации Ныо-Йоркского университета заявил одному ведущему американскому изданию
"Телевидение заставляет детей стремиться как можно быстрее познать все тайны жизни. Очень серьезно, по моему мнению, то, что телевидение открывает все табу и секреты общества Тем самым размывается черта, отделяющая детей от взрослой жизни".
3) АБОРТЫ.
1 марта 1981 года в одной американской газете говорилось о том, что "ужасающие результаты самодеятельных абортов, совершаемых в домашних условиях с использованием наборов, продаваемых одной фармацевтической компанией, должны насторожить специалистов и правоохранительные органы". Эта фирма названа "коммерческой организацией, подстегивающей половую распущенность и продающей смерть ничего не подозревающим подросткам" (См. также 2Пет.2:2-9, Пр.1:24-32 )
2. Природа Божиего суда.
Бог покарал Израиль и израильтян за их грехи, позволив жестоким ассирийцам расправиться над ними. Древние статуи показывают иногда ассирийского короля, выкалывающего глаза пленникам.
Мы не знаем, как Бог решил покарать нашу страну, погрязшую в грехе. Но когда Бог открыл Аврааму Свои план разрушить Содом и Гоморру за их грехи, Авраам вступился за Содом. Результат - Бытие 19:29-30. Должны ли мы безучастно ждать суда Божиего, - или мы должны искать контактов с Богом, чтобы попытаться заступиться за нашу страну?
Связка: Нам следует искать Бога не только для того, чтобы заступиться за нашу страну.
II. Когда наша собственная духовная жизнь еле теплится.
1. Признаки такого состояния.
1) Безразличие к духовным потребностям потерянных людей.
2) Отказ следовать примеру Иисуса.
Иллюстрация: Петр пошел за Иисусом, потом грелся у огня врагов и в конце концов отказался от Иисуса. Может быть, и мы поступаем так же?
2. Результаты такого поведения.
Наказание: Бог знает, как наказать.
Следует ли ждать, пока Бог захочет покарать нас, для того, чтобы попросить прощения? (См. Отк.2:4-5, 3:15-19).
Связка: Мы не можем сомневаться в том, что первые два условия, о которых шла речь, имеют место и в наши дни. Но есть и третье условие, которое необходимо для того, чтобы искать Господа.
III Когда Бог готов излить на нас Свое благословение.
1. Степень благословения, на которую готов Господь (Ос.10:12).
2. Условия, при которых Господь "проливает" свое благословение.
1) Покаяние.
Ос.10:12 Давайте Святому Духу возможность искать, экспериментировать, открывать ваши заблуждения.
2) Страстный поиск Бога.
Ос.10:12 Время искать Господа. Следовательно, Господь хочет, чтобы мы были настойчивы в наших поисках.
Связка: Мы признаем, что и для нас пришло врем искать Бога Давайте не медлить с этим!
Заключение:
1. Исаии 55:6 Следует искать Бога там, где он может быть, звать Его там, где Он может нас услышать.
2. Иллюстрация возрождение сельских церквей.
Упражнения
1. Составьте список цитат из Писания, в которых речь шла бы о следующих категориях и состояниях:
1) Любовь.
2) Страх.
3) Удовлетворение.
4) Самоуверенность.
5) Радость.
6) Неудовлетворенность.
7) Доверие.
8) Надежда.
9) Ревность.
10) Горечь.
11) Умиротворение.
12) Эгоизм.
13) Вина.
14) Расстройство.
15) Мягкость.
Для каждой из вышеперечисленных категорий и состояний назовите, как минимум, один пример из Библии, в котором ее персонажи находились в таком состоянии.
Составьте тематическое выступление, пригодное для юных учеников колледжа или школы. Пусть в нем будут название, вступление, посылка, вопросительное предложение, предложение-связка, главная часть, подразделы, связки между ними.
Составьте текст проповеди, которую можно было бы прочесть на конференции по христианству. Составляя проповедь, пользуйтесь теми же категориями, которые рекомендованы в третьем упражнении.
Подготовьте разъяснительную проповедь, которую можно было бы использовать в воскресной школе. Составляя проповедь, пользуйтесь теми же категориями, которые рекомендованы в третьем упражнении. Дайте ваши названия серии посланий по евангелизму. Выберите одно из посланий и составьте выступление по нему. Используйте при этом ораторские приемы, рассмотренные нами в главах 9, 10 и 11. Напишите план в расширенной форме подобно тому, как мы это делали в главах 9 и 11.
Составьте проповедь, основанную на пророчествах из Ветхого Завета. Пусть в ней будут название, вступление, посылка, вопросительное предложение, предложение-связка, главная часть, подразделы, связки между ними. Возьмите из библиотеки или из какого-нибудь другого источника две проповеди известных проповедников прошлого и настоящего. Прочтите их и составьте для себя заметки по следующим темам:
1) Качества обсуждения.
2) Источники материала, использованные проповедником.
3) Ораторские приемы, использованные им.
4) Как раскрыта тема применения библейских истин?
Заключение
Определение заключения
Мы уже достаточно подробно говорили о том, что в каждой проповеди должны присутствовать внутреннее единство и цель. Вначале проповеднику следует определить именно цель. Эта цель всегда должна просматриваться очень ясно и определять все, что говорит человек за кафедрой. Все остальные элементы его выступления должны быть подчинены только одной вполне определенной цели.
Заключение является высшей точкой проповеди, где наиболее ясно и ярко выражается цель проповеди.
Заключение не должно представлять собой голую констатацию истины или серию банальностей, приведенных в конце проповеди. Оно должно стать последним логическим звеном проповеди, вытекающим из предшествующих.
Важно заметить, что в ходе заключения не следует отводить время для констатации каких-либо новых идей или аргументов. Цель заключения - лишь подчеркнуть, вновь выделить то, что уже говорилось в проповеди, запоминающимися словами повторить для слушателей истину из Библии.
Заключение, следовательно, становится наиболее важным элементом проповеди с точки зрения его влияния на слушателей. Если заключение произнесено или подготовлено слабо, это может свести на нет усилия, приложенные в ходе всех других частей выступления за кафедрой. В то же время некоторые проповедники стараются "сэкономить" именно на заключении, со всей тщательностью готовя остальные части. Вместо того чтобы сконцентрировать весь изложенный материал в виде нескольких сильных и запоминающихся слов, они следуют по течению мысли, которая ведет их к плавному затуханию огонька их проповеди.
С другой стороны, хорошее заключение может "вытянуть" и среднюю проповедь, улучшить общее впечатление от того, что было сказано слушателям раньше.
Ввиду важности заключения проповедник должен уделить его подготовке первостепенное значение, стремясь тем самым закрепить впечатление, которое он намерен произвести на своих слушателей.
Формы заключения
Существует несколько форм заключения. Когда мы будем обсуждать их, мы должны иметь в виду, что характер заключения варьируется от проповеди к проповеди и зависит, в частности, от характера проповеди, которую мы произносим, от ее содержания, а также от подготовки и состояния слушателей. Случается и так, что в одной проповеди есть смысл соединить сразу две формы заключения.
1. Резюмирование
Заключение этого вида обычно используется, когда проповедь включает в себя серию аргументов или идей, и есть нужда еще раз привлечь внимание аудитории к ходу мысли проповедника. Повторение основных идей проповеди в заключении служит тому, чтобы напомнить людям об основных пунктах, о которых шла речь.
Это повторение ни в коей мере не излишне - оно служит именно для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность вышесказанного, еще раз в яркой форме констатировать истину, о которой уже шла речь.
Хороший проповедник при этом не станет повторять те же слова, которые он избрал для объяснения в ходе проповеди. Он найдет емкие, запоминающиеся выражения для констатации основных мыслей.
2. Иллюстрация
Идеи, содержащиеся в проповеди, или библейские истины, иногда могут наиболее эффектно подействовать на слушателей, если заключение прибегнуть к яркой иллюстрации. Это особенно хорошо, если сама иллюстрация является как бы средоточием этих истин или библейского послания в целом. Пользуясь этим средством, вы сделаете духовный урок незабываемым, и он останется в сердцах ваших слушателей.
Когда проповедник использует иллюстрацию такого рода, он может и не добавлять к заключению никаких слов. Иллюстрация, Достаточно яркая и понятная для всех, сама по себе является лучшим заключением.
Однажды проповедник читал проповедь по Числам 21:4-9 - там Речь идет о змеях, которые нещадно жалили сынов Израилевых, говоривших против Бога и Моисея. Напомнив, что люди, которые были ужалены, исцелялись, взглянув на медного змея, которого выставил на всеобщее обозрение Моисей, проповедник завершил повествование этой хорошо известной истории эпизодом из жизни Чарльза Гэддона Сперджена:
Когда Сперджен был еще молодым человеком, он был настолько исполнен чувством вины перед Господом за свои грехи, что ходил по церкви города, пытаясь узнать, как же ему добиться прощения. Однажды, в воскресенье утром, по дороге в очередную церковь его застигла метель, которая оказалась такой сильной, что Сперджену пришлось свернуть с выбранного пути.
Он свернул в переулок и через несколько минут оказался в небольшой церквушке, в которой собралось всего 15 верующих. Из-за непогоды к ним даже не смог прийти их пастор. Его место занял один из членов церковной общины. Он решил поговорить об Исаии 45:22, где сказано: "Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного".
Поскольку этот человек очень мало знал о том, как надо читать проповедь, его выступление в основном состояло из того, что он на разные лады повторял эти слова из Библии. И вот, исчерпав свое красноречие, он обратился к Сперджену, который сидел на последней скамье церкви. Он сказал: "Молодой человек, у вас очень несчастный вид, и вы будете несчастны до скончания дней, да и после смерти, если не последуете тому, что сказано в этом тексте из Библии. Вам следует просто бросить взгляд в сторону Иисуса - и вы будете спасены".
И тогда человек за кафедрой вскричал: "Молодой человек, найдите же Иисуса!". С этого момента Сперджен освободился от чувства вины и неадекватности окружающему миру, он начал верить в то, что Иисус спас его. Его отчаяние уступило место радости. Теперь он точно знал, что его грехи прощены. И с его стороны это не потребовало никаких особых усилий. Просто он обрел Бога, и Бог спас его.
3. Область применения или призыв
Когда ваша проповедь близится к завершению, каждый из слушателей должен задаться вопросом: каким образом то, что он узнал от вас, связано с его собственной жизнью, с каждодневной жизнью его родственников, его церкви, с его работой? Именно по этой причине проповеднику следует завершать многие из проповедей прямым призывом позитивным образом отреагировать на истину которую он сообщил. Иногда наиболее эффективным является просто подведение итога всего сказанного. В других случаях проповедник может использовать два или три элемента своей проповеди, которые будучи изложенными в другой форме, также повлияют на аудиторию как призыв.
Поскольку библейские принципы сами по себе ясны и связаны с жизнью, при их должном раскрытии дополнительных пояснений в заключении они не потребуют. Иногда будет достаточно двух или трех кратких ремарок.
4. Мотивация
В заключении проповедник должен не только подвести мужчин и женщин к тому, чтобы они взяли на себя определенные моральные обязательства, но и вооружить их знанием, которое поможет им неукоснительно следовать этим правилам. Это можно сделать разными способами.
Иногда в сердцах слушателей можно пробудить страх перед Божиим гневом в случае, если человек не будет следовать этим принципам или просто уступит дурным мыслям. В других случаях следует призвать к таким чувствам, как любовь к Богу и людям, смелость и твердость, чистота и благородство.
Как бы то ни было, проповедник должен стремиться к тому, чтобы люди позитивно откликались на послание Господа.
Каким бы ни был предмет проповеди, проповедник должен собрать в заключении все основные мысли, чтобы у каждого из слушателей это вызвало глубоко личную реакцию. Именно по этой причине и читаются проповеди по Библии - такие проповеди призваны пробудить в людях стремление действовать определенным образом. Поэтому проповеднику следует глубоко продумывать содержание и структуру заключения, чтобы слова, которые он скажет с кафедры, были как можно более убедительными и сильными.
Ошибкой было бы, однако, считать, что проповедь следует завершать эмоционально-патетическим призывом, произнося который сам пастор возбуждается и проникается слишком сильными эмоциями. Напротив, простое, ясное, спокойное заключение всегда больше впечатляет.
Следует также сказать, что разного рода предостережения и запреты также лучше воспринимаются людьми, если произносятся они с любовью, а не с яростью и излишней патетикой.
Принципы подготовки заключения
1. Как правило, заключение должно быть кратким.
Хотя заключение является важнейшей частью проповеди и требует особенно тщательной подготовки, оно ни в коем случае не Должно быть излишне долгим. Напротив, заключение должно быть скорее кратким.
Нельзя определить точное время, необходимое для заключения, однако проповедник должен следить за тем, чтобы все части его проповеди были пропорциональны. Эта пропорция должна учитывать значение заключения, где следует подвести итоги проповеди и повторить главные ее идеи.
Некоторые проповедники имеют привычку информировать свою конгрегацию о том, что проповедь подходит к концу. Они говорят в таких случаях: "в заключение" или "в завершение". Но вместо обещанного конца они говорят еще минут 10-15, а аудитория надеется, что проповедь вот-вот закончится, и проповедник не должен обманывать ее ожидания.
Человек за кафедрой должен чувствовать, когда он уже достаточно полно изложил тему, и незамедлительно завершить свое выступление.
2. Заключение должно быть простым.
Проповеднику не следует стремиться к тому, чтобы заключение было цветистым в стилистическом отношении. Оно должно быть простым, доступным и ясным по языку, но вместе с тем проникать в сердца людей куда эффективнее, чем масса высоких слов.
Важным правилом в подготовке заключения является выбор слов, ясных для каждого слушателя.
3. Каждое слово заключения должно быть тщательно продумано.
Заключительные слова должны быть подобраны таким образом, чтобы слушателей впечатлила изложенная только что проблема, либо они должны придавать важность и остроту вашему сообщению. Для этого необходимо, чтобы заключительным словам была присуща хотя бы одна из следующих характеристик:
а) Подчеркнутое и живое повторение главной мысли проповеди.
Представьте себе, например, что проповедник вел речь об Иоанна 15:1-8. Проповедь называлась "Плодотворное христианство". И ее можно было заключить такими словами:
"Не следует ли нам спросить самих себя: а плодотворно ли мое христианство? Иисус говорит: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам"".
Проповедь по этой теме можно представить в виде такого плана:
Название: "Плодотворное христианство".
Текст: Иоанна 15:1-8.
Введение: 1. Библия содержит в себе много важных мыслей, касающихся жизни христианина.
2. Для того чтобы научить нас некоторым истинам, Иисус иногда использует простые иллюстрации или сравнения, в данном случае сравнение с виноградом и лозой.
Посылка: Одной из целей христианина должно стать превращение своей жизни в жизнь плодотворную.
Вопросительное предложение: Как мы можем стать "плодоносящими"?
Предложение-связка: Рассматривая основные черты сравнения в Иоанна 15:1-8, мы можем узнать, как стать "плодоносящими".
I. Виноградная лоза (ст. 1-5).
1. Этот образ говорит об Иисусе, истинной виноградной лозе (ст. 1).
2.Этот образ говорит об отношении Иисуса к нам (ст. 5).
II. Ветви (ст. 2-6).
1. Этот образ относится к нам (ст. 2,4-5).
2. Этот образ относится к тем из нас, кто принесет много плода (ст. 4-6).
3. Этот образ говорит о тех из нас, кто впоследствии будет очень плодороден (ст. 2,5,9).
III. Виноградарь (ст. 1,2,6,8).
1. Этот образ говорит о Боге, Который удаляет бесплодные ветви (ст. 1,2,6).
2. Этот образ говорит о Боге, Который ухаживает за виноградом (ст. 2).
3. Этот образ говорит о Боге, Который прославляется, когда мы становимся плодоносящими (ст. 8).
Заключение:
1. Каждый верующий может стать плодотворным христианином.
2. Заключительные заметки (смотри выше).
б) Цитата из текста.
Если проповедник избрал Иоанна 15:4, он может заключить проповедь словами Иисуса: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам".
в) Цитата из другого места Писания также подкрепит вашу мысль.
Если снова предположить, что наша проповедь касается Иоанна 15:4, то проповедник может припомнить, например, Галатам 5:22-23: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание".
В тематическом плане, показанном ниже, мы избрали в качестве заключения всего один стих из Библии.
Название: "Что такое дом христианина?"
Вступление:
1. Определение. "Дом - это царство отца, мир матери и рай для ребенка".
2. Необходимость дня: больше счастливых семей - больше христианских семей.
3. Библия определяет идеалы для семьи.
Посылка: Христианский дом - это дом, основанный на христианских идеалах.
Вопросительное предложение: Каковы идеалы, которые мы находим в Писании и которые касаются дома христианина?
Предложение-связка: В Библии мы находим, как минимум, три черты такого дома.
I. Это дом, где царит любовь.
1. Отношения между родителями (Тит.2:11; Кол.3:19; Еф.5:25,28-33; 2Кор.13:4-7).
2. Дети и родители (Тит.2:4; Быт.22:2).
II. Это дом, где царит авторитет родителей.
1. Отец - высший авторитет (Еф.6:4; 6:1-2).
2. В нужном духе (Еф.6:4; Кол.3:21).
III. Это дом, где присутствует Иисус.
1. Как Бог (Еф.5:22 - 6:4).
2. Для того чтобы показать Свое могущество, когда Ему повинуются (Ин. 2:1-11).
Заключение: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21)
г) Цитирование подходящего случаю стихотворения или одной-двух строк из церковного гимна.
Как мы уже указывали в главе 9, цитаты из стихотворений или гимнов должны быть очень короткими, обычно не больше двух строф.
д) Призыв.
Если проповедник читает проповедь по теме "Трое, погибшие на Голгофе", говоря о казненных вместе с Иисусом, он может завершить свою проповедь такими запоминающимися словами:
"Каждый мужчина и каждая женщина могут в наши дни ощутить себя на месте одного из разбойников, казненных на Голгофе. Послушны мы или не послушны, прощены мы или не прощены, спасены или не спасены? Подумайте: какое место - для вас?"
Давайте еще раз рассмотрим план проповеди по Луки 15:11-24 и обратим внимание на заключение. На сей раз оно состоит из иллюстрации и призыва. А призыв в данном случае несколько напоминает тог, о котором шла речь выше.
Название: "Потерянный и обретенный".
Введение:
1. На Всемирной выставке в Чикаго с целью помочь родителям отыскать потерявшихся на территории детей власти создали "бюро находок" для детей
2. 15-я глава Евангелия от Луки - это такое же "бюро находок" в Библии. Там Иисус рассказывает о трех вещах и существах, которые сначала были потеряны, а затем обретены вновь - овце, серебряной монете и сыне.
3. Рассказ о сыне, который был потерян, а потом обретен вновь иллюстрирует историю раскаявшегося грешника, который тоже был "потерян и обретен".
Предмет: Вехи истории раскаявшегося грешника.
I. Вина грешника (ст. 11-13).
II. Мытарства грешника (ст. 14-16).
III. Раскаяние грешника (ст. 17-20).
IV. Восстановление грешника в правах (ст. 20-24).
Заключение:
Иллюстрация: "Был в этой истории и другой потерянный человек - старший сын. Он находился в поле, когда его брат возвратился домой. И когда отец призвал его принять участие в празднике по поводу возвращения брата, тот отказался. Он мотивировал это тем, что прожил жизнь правильно и заслужил не прощение, а награду Младший сын, напротив, был Потерян и вел совершенно иной образ жизни, и домой его привело чувство вины.
Эти два сына символизируют два типа людей: тех, кто по своей воле приходит к Богу, признавая свои грехи и ощущая нужду в прощении, и тех, кто в своей "правильной" жизни вовсе не ощущает потребности в прощении.
А вы, подобно заблудшему сыну, могли бы прийти к Богу и признать свою вину? Или, может быть, вы, подобно второму сыну, считаете себя безгрешным человеком?
Спаситель говорит, что кто бы ни пришел к Нему, Он никого не отвергнет. Не пора ли обратиться к Богу?
Обратите внимание на то, что в этом последнем примере, как и в предыдущем, заключительные слова, по форме являющиеся призывом, сформулированы в виде вопроса. И слушателю остается задуматься над этим вопросом и дать на него ответ.
4. В плане проповеди заключение следует отражать в виде нескольких сжатых фраз.
Подобно всем Другим частям проповеди, заключение должно быть выражено в плане короткими предложениями, причем каждая новая мысль или идея должна записываться с новой строки.
Пример, приведенный ниже, относится к заключению проповеди по псалму 22.
Итак, заключение можно записать в плане следующим образом:
Заключение:
Овцы Христа знают голос Его (Ин. 10:4,16,27).
2. Если всему, что сказано об овцах в этом псалме, предстоит исполниться в нашей жизни, мы должны постоянно слушать и слышать голос Иисуса, следовать Его Слову.
Чтобы учащийся мог понять, как заключение связано с основной частью проповеди, мы представляем весь план полностью.
Название: "Псалом довольства".
Текст: Псалом 22.
Введение:
1. Пастухи в Айдахо, имея стадо в 1200 овец, не могут уделять внимание каждой овце.
2. Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности.
3. Каждое дитя Божие осознает себя овцой, о которой говорится в этом псалме.
Посылка: Довольство - счастливая привилегия всех детей Божиих.
Вопросительное предложение: На чем основывается их довольство?
Предложение-связка: Дитя Божие узнает из псалма, что его довольство как овцы Божией основывается на трех обстоятельствах, связанных с овцами.
I. Пастырь овец (ст. 1).
1. Божественный Пастырь (ст. 1).
2. Личный Пастырь (ст. 1).
II. Забота об овцах (ст. 2-5).
1. Покой (ст. 2).
2. Водительство (ст. 3).
3. Утешение (ст. 4).
1 Изобилие (ст. 5).
III. Надежды овец (ст. 6).
1 Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).
2 Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).
Заключение:
1. Овцы Христа "знают голос его" (Ин.10:4,16,27).
2. Если всему, что сказано об овцах в этом псалме, предстоит исполниться в нашей жизни, то мы должны постоянно слушать и слышать голос Христа, следовать Его Слову.
С разрешения автора мы приводим ниже план разъяснительной проповеди, подготовленный Джеймсом Морганом, изучающим гомилетику в малтномахской библейской школе.
Название: "Условия успешной деятельности церкви".
Текст: Деян.13:1-5
Введение:
1. На протяжении всей своей истории у церкви не было лучшей возможности для благовестия.
2. Большая часть мира пока еще открыта для нас, и, как мы увидим, церковь и сегодня должна исполнять миссию, возложенную на нее Богом.
Посылка: Если соблюдаются условия, указанные в Слове Божием, церковь будет успешно выполнять свою миссию.
Вопросительное предложение: Каковы эти условия?
Предложение-связка: Деян.13:1-5 открывает нам четыре условия деятельности церкви.
I. У церкви должны быть соответствующие квалифицированные служители (ст. 1).
1. Активные последователи церкви (ст. 1).
2. Люди, обладающие необходимыми духовными качествами (ст. 1).
II. Церковь должна следовать велению Святого Духа (ст. 2).
1. Святой Дух призывает определенных людей (ст. 2).
2. Святой Дух призывает их для определенного служения (ст. 2).
III Церковная община должна благовествовать (ст. 3).
1. Она должна молиться с миссионерами (ст. 3).
2. Она должна посылать их (ст. 3).
3. Она должна взять на себя ответственность, посылая их (ст. 3).
IV. Посланные должны прилежно трудиться (ст. 4-5).
1. Они должны подчиняться указаниям Духа (ст. 4).
2. Они должны проповедовать Слово Божие (ст. 5).
3. Они должны действовать совместно (ст. 5).
Заключение:
1. Эти условия не сложны, но именно они были указаны Богом.
2. Наш ответ Христу заключается в том, что мы должны найти свое место в выполнении этих условий.
3. Каждый должен спросить себя:
"Есть ли у меня необходимые качества?"
"Слушаю ли я голос Святого Духа?"
"Истинно ли я отождествляю себя с теми, кто пошел благовествовать?"
"Желаю ли я отдать себя делу, на которое укажет Дух Божий?"
4. Бог ждет нашего ответа.
Другой способ подвести приведенный выше план к правильному заключению представляет собой следующая иллюстрация, данная доктором Джоном Дж. Митчеллом, бывшим пастором центральной библейской церкви в Портленде, Орегон, одним из основателей малтномахской библейской школы:
Когда доктор Митчелл был пастором церкви в Гранд-Рапидсе, штат Мичиган, он получил телеграмму от молодого человека из своей церкви который вот-вот должен был уехать из Соединенных Штатов миссионером в Китай. Незадолго до посадки на пароход он телеграфировал доктору Митчеллу из Сан-Франциско, обращаясь к своему пастору с просьбой дать ему последний совет перед отплытием на миссионерскую службу. Доктор Митчелл немедленно послал ответную телеграмму: "Сядь у ног Иисуса, а потом скажи китайцам, что ты видишь".
Совет, данный доктором Митчеллом этому молодому человеку, подходит не только миссионерам, работающим за границей, но и каждому из слуг Иисуса Христа, которому дана несказанная привилегия и честь провозглашать "неисследимое богатство Христово".
Если мы стремимся стать достойными проповедниками Христа, то давайте, подобно этому миссионеру, сидеть у ног Иисуса, пока наши сердца и наши характеры не преобразятся и не уподобятся Господу.
"Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем" (2Кор.3:18-4:1)
Упражнения
1. Подготовьте соответствующие введение и заключение для плана тематической проповеди под названием "Можем ли мы узнать, что уготовил нам Бог?" из главы 8.
2. Изучите приведенный в главе 3 план разъяснительной проповеди "Безвыходное положение" и замечания к нему и сформулируйте для него введение посылку, вопросительное предложение, предложение-связку, связки между главными разделами и заключение.
3. Вместо заключения, представленного в главе 9 для проповеди "Покоренные любовью", придумайте пример, который был бы соответствующим завершением этой проповеди.
4. Составьте законченный план разъяснительной проповеди по Филиппийцам 4 4-9, следуя тем же указаниям, что и в упражнении 5