Основные темы пророческой проповеди.

Каждому периоду профетизма соответствуют определенные темы, отраженные в пророческих книгах.

I. До вавилонского плена:

1) обличение нарушений завета:

а) двоеверие;

б) религиозный формализм и социальная несправедливость.

2) учение о спасении остатка;

3) противодействие политике союзов с иноземными царями.

II. Вавилонский плен:

1) утешение;

2) обетование об избавлении.

III. Послепленный период:

1) тема Второго Храма;

2) мессианские пророчества.

Конечно, указанными темами далеко не исчерпываются все идеи и мысли, которые содержатся в писаниях пророков.

Библейская критика XIX века была склонна преувеличивать новизну пророческой проповеди. Ее изображали почти как новую религию, которая сменила старую – грубую и примитивную. Но из самих пророческих писаний явствует, что такая точка зрения не оправдана. Так, уже первые по времени пророки-писатели Амос и Осия ссылаются на Закон, который был прежде дан народу Божию (Ос 4, 6; 8, 1; Ам 2, 4). В то же время несомненно, что религиозно-нравственное сознание пророков было намного выше уровня предшествующих эпох. Таким образом, они выступают не как провозвестники новой религии, а как реформаторы, возрождающие и продолжающие дело Моисея.

Принципиальная особенность пророческой проповеди в том, что обличая уступки язычеству, пророки приравнивают зло моральное к идолопоклонству. Угнетение слабых, насилие, ложь, несправедливость есть такая же измена Завету, как и почитание "богов чужих". Таким образом, делается акцент на необходимость исполнения нравственных норм, тогда как в Законе такого акцента нет, хотя моральная сторона религии там занимает важнейшее место (Декалог).

Пророки и культ. Резкие нападки пророков на обряды и культ могут создать впечатление, что они отрицали общественное богослужение. Но на самом деле между профетизмом и культом не существовало принципиального антагонизма. В пользу этого говорит то обстоятельство, что пророки обычно проповедовали при святилищах, и их речи являлись частью храмового ритуала. Кроме того, среди пророков были и священники: Иеремия, Иезекииль и Захария. Обличения же пророков были направлены против одностороннего подхода к служению Богу, когда жертвы и обряды подменяли искреннюю веру и нравственность. Для пророков милосердие было выше всесожжений и жертв, в то время как израильтяне (по большей части) считали именно жертвенный ритуал главной частью религии и при этом ошибочно полагали, что буквальное и усердное исполнение обрядов может «компенсировать» моральные преступления. Пророки же в ответ на это суеверие ясно засвидетельствовали, что жертвы, дары, приносимые Богу на алтарь без покаяния, лишь оскорбляют Бога.

Отношение пророков к истории. Пророки верили, что Бог действует и проявляет Себя в исторических событиях. Они видели руку Божию не только в событиях жизни ветхозаветной Церкви, но и в истории языческих народов, которые также подчинены высшей воле.

Важную роль в управлении историей играет Слово Божие, которое обладает творческой силой. «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55, 11). Так как Свое Слово Господь произносит через пророков, то можно говорить о том, что через пророков Бог творит историю, пророки выступают соучастниками Бога в управлении историческим процессом. Поэтому пророки были духовными вождями народа и оказывали влияние на жизнь своих современников.

Большинству мировых учителей бытие мира и жизнь человека представлялись неизменными или двигающимися по кругу вечного возвращения. Только у библейских пророков история предстает как цепь событий, направляемых Богом к определенной цели. Согласно учению пророков, история завершится Царством Божиим, преображенным миром, в котором погибнет все темное и злое и восторжествует божественная правда. Они верили, что суд Божий постоянно настигает нечестивых и вершителей зла, а в последние дни полностью истребит зло из творения. На земле установится новый Едем, кончатся войны и притеснения, исчезнет смерть и природа покорится человеку. Это произойдет тогда, когда Сам Бог явится среди людей.

КНИГА ПРОРОКА АМОСА.

Ам. I, 1 –здесь дается информация об авторе и времени написания книги. Такая базовая информация есть почти во всех пророческих книгах.

Амос – «носитель бремени» (возможная этимология имени).

Этот пророк был пастухом. В 7, 14 говорится, что он собирал сикоморы (инжир). Все это указывает на бедность пророка. Косвенным свидетельством в пользу незнатного происхождения пророка является неупоминание имени его отца.

Ам. 7, 14: «Я не пророк и не сын пророка» – в этих словах Амос не отрицает собственный пророческий дар и призвание, а говорит о том, что он не принадлежит категории профессиональных пророков (получавших деньги за свою весть и группировавшихся около царских дворов и святилищ). Также он не является выходцем из какой-либо пророческой школы (подобные «школы» были созданы пророком Самуилом и ученики пророков именовались «сынами пророческими»). Далее говорится о непосредственном и внезапном призвании Амоса Богом: «Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: “иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю”». (VII, 15).

Фекоя – селение в Иудее примерно в 8 км к югу от Вифлеема. Так как эта местность находилась на самой границе пахотных земель, то ее жителям, состоявшим в основном из скотоводов, приходилось упорно трудиться, чтобы добывать все необходимое для жизни. Таким образом, Амос из Иудеи призывается в Северное царство и пророчествует в Вефиле.

Время служения. Упомянуты два царя: иудейский царь Озия (790 – 739), так как по происхождению Амос был иудеем, и израильский царь Иеровоам II (793 – 753), так как Амос проходил свое служение в Израиле. Землетрясение, о котором говорит пророк, позволяет более определенно датировать время проповеди Амоса и, соответственно, время написания книги. Археологи при раскопках Асора выяснили, что сильное землетрясение имело место в Палестине в 760 г. до Р. Х.. Следовательно, книга Амоса была написана около 762 г.

Историческая ситуация.

Северное царство (Израиль) в первой половине VIII века переживало свой последний расцвет (4 Цар. 14, 23-28). Этот политический подъем Израиля происходил на фоне ослабления Египта и Ассирии, которые переживали внутренние трудности. Ассирия вела длительные войны с Урарту и, кроме того, страдала от междоусобиц. Иеровоам II (793–753), самый выдающийся представитель династии Ииуя, вернул Израилю все утерянные области и даже подчинил Дамаск. Вместе территории Израиля и Иудеи превосходили территорию, которую занимало царство Соломона. В результате успешных войн Израиль получил контроль над важными торговыми путями, что также способствовало обогащению царя и его придворных. Столица Израиля Самария была перестроена и богато украшена. Две резиденции Иеровоама (летняя и зимняя) славились роскошью убранства. До сих пор археологи находят в руинах Самарии многочисленные украшения из слоновой кости, которые изготовляли для царя египетские мастера. Однако материальное богатство не только не сопровождалось духовным подъемом и обращением людей к Господу, но, напротив, обнаружило множество нравственных болезней израильского общества. Богатые израильтяне были охвачены страстью к роскоши и чувственным удовольствиям, для удовлетворения своих ненасытных стремлений прибегали к взяточничеству, разного рода вымогательствам, притеснению и угнетению слабых и бедных, обману в торговле и т. п. (2, 6-8, 5, 11-12, 8, 4-6). При этом отношение к религии было формальным: люди думали, что главное – исполнение обрядового закона, и потому уделяли преимущественное внимание празднованию субботы и других праздников, приносили обильные жертвы, но нравственного закона не исполняли, попирали суд и правду. Несмотря на подобную постепенную духовную деградацию, в настроении израильского общества преобладал необоснованный оптимизм: политические успехи воспринимались как начало близкого будущего торжества Израиля над языческими народами, которое осуществится в «день Яхве», когда все язычники будут наказаны Богом и подчинены Израилю.

План книги.

Книга состоит из 9 глав и делится на три части:

1. I – II– пророчество о суде над народами.

2. III – VI– суд над Израилем.

3. VII – IX– пять видений грядущего суда и обетование о сохранении «остатка».

Наши рекомендации