Молитва в учении германских хасидов
В начале 1 части настоящего курса мы цитировали высказывания галахистов более поздних времен, упоминающих германских хасидов. Следует подчеркнуть при этом, что в их глазах главное в творчестве хасидов связано с молитвой: хасиды, по их словам, были теми, кто «пересчитывал слова и буквы молитвы»❋См., например: «Толкователи записей, то есть германские хасиды, которые взвешивали слова молитв и благословений, подсчитывали их и толковали соответствия, говорили, что в первых 3 благословениях содержится 107 слов» (Йааков бен Ашер, Бааль а-Турим («Автор рядов», 1270?– 1340?)).. Представляется, что в глазах более поздних еврейских авторов особый подход к молитве стал отличительным признаком германского хасидизма, и этот облик хасидов сохранялся в еврейской традиции на протяжении многих поколений. На последующих страницах мы постараемся обрисовать в общих чертах концепцию молитвы, как в ее исторических связях, так и в контексте хасидского учения. Как мы сможем убедиться, анализ этого предмета позволяет нам сделать важные выводы об отношениях лидера и общины в рамках истории и учения германских хасидов.
В духовном мире германских хасидов тема молитвы занимает особое место в двух сферах: в этике и в эзотерической доктрине. В Книге хасидов и в других сочинениях практической и нравоучительной направленности много внимания уделено детальным указаниям о том, как следует молиться. Некоторые из этих указаний призваны обеспечить чистоту молитвы, другие – религиозный уровень ведущих молитву, третьи регулируют поведение в синагоге, содержание синагогального здания и заботу о нем, четвертые требуют избегать всякого подражания неевреям в обычаях молитвы и так далее1.
Руководящий принцип, который находит отражение и в этих указаниях, и в других практико-этических наставлениях, содержащихся в нравоучительной литературе германских хасидов – это скрупулезное соблюдение галахи, вплоть до ее малейших подробностей, а также дополнение требований галахи многочисленными новыми обычаями и ограничениями, призванными обеспечить святость молитвы. Книга хасидов не содержит концептуальных новшеств, касающихся сущности молитвы. Все, что говорится по поводу молитвы в этом сочинении, это практические наставления относительно молитвы, подобные наставлениям, касающимся соблюдения других заповедей.
Иллюстрация 6
Комментарий к молитвам рабби Эльазара из Вормса. Венский манускрипт 108.
❒ Вопрос 23
Почему, на Ваш взгляд, хасиды уделяли столь большое внимание чистоте молитвы и чистоте места, в котором она произносится? ❑
В литературе германских хасидов можно указать на выходящий из ряда вон пример, который отражает подход, прямо противоположный характерной для хасидов тщательности в соблюдении законов и правил молитвы. В Книге хасидов рассказывается о невежественном пастухе, который, не зная установленных молитв, сочинил для себя собственную наивную молитву, которая оказалась более угодной Небесам, чем обычные молитвы2. Однако, как выяснится в дальнейшем, не следует делать из факта включения этого рассказа в Книгу хасидов далеко идущие выводы, будто хасиды были готовы поднять на знамя наивного простолюдина и отказаться от детального соблюдения всех галахот, связанных с молитвой. Широко распространенная история о невежественном пастухе, встречающаяся и в христианских, и в мусульманских источниках, была включена в Книгу хасидов не для того, чтобы служить источником для практических выводов.
Вторая область, где вопросы молитвы занимали значительное место, это эзотерическая теология германских хасидов, в особенности, их учение о Славе Божией. Вопрос о том, к кому адресуется молитва, неизменно привлекал внимание хасидских мыслителей, принадлежавших к различным кругам; многие из них посвятили свои сочинения подробной разработке этого вопроса. Эти обсуждения не затрагивают самого текста молитвы, они сосредоточены вокруг той инстанции, к которой адресуется молитва – сокрытой Славы Божьей, эманированной из Творца. Действием Славы Божьей объясняются также все чудеса и все отступления от законов природы, установленных во время творения мира. Хасиды создали особый жанр теологической литературы – «Литературу единственности», в цели которой входило разъяснение правильной направленности мыслей во время молитвы3.
❒ Вопрос 24
Перечитайте параграфы, посвященные теологическим концепциям, связанным с молитвой, и ответьте на вопрос: понижает ли статус молитвы тот факт, что она обращена к Славе Божьей? ❑
В литературе германского хасидизма представлены еще две темы, связанные с молитвой. Во-первых, это комментирование текста молитвы4 жанр, который был нововведением хасидских авторов, и во-вторых – это направление, представленное сочинением «Тайны молитвы», которое будет занимать нас в дальнейшем.
Иллюстрация 7
Комментарий к молитвам рабби Эльазара из Вормса. Оксфордский манускрипт 1204.