Демонологические истории: манускрипт гинцбурга 82
69. Ангел в ковчеге Торы. Лист 70б.
Одному еврею часто являлся ангел из ковчега Торы и говорил с ним. Однажды он сокрылся от него в течение трех дней. Когда он явился ему вновь, то спросил: «Почему ты ел свинину?» Ответил тот: «Не может быть! Я строго слежу за своей едой». «Ты отведал гуся, купленного у мясника-гоя. А он кормил гусей свиными потрохами. Тебе надо было сначала дать птице похудеть, а потом откормить ее дозволенной пищей».Герой рассказа съел кушанье из гуся, откормленного гоем. Еврей не подумал, что тот мог давать гусю свинину; ангел укоряет его за это. Образ ангела, выходящего из ковчега Торы в синагоге и разговаривающего с прихожанином, совершенно нетипичен для еврейской литературы; в сохранившихся текстах нет известных ему параллелей.
Обратите внимание на то, что и в следующей истории возникает схожий мотив: чудесные свойства ковчега Торы.
70. Колдовство в Судный День. Лист 78б.
«Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложец да будет предан смерти» (Исх 22:17-18). Вот что было с одним колдуном, который в Судный День накладывал свои чары на красивых евреек, превращал их в ослиц и уводил к себе домой, а ночью возвращал им женское обличье и возлежал с ними. Одному человеку были ведомы Имена Господа; звали его рабби Йосеф, а жил он на расстоянии трех месяцев пути от того города. 3а ним послали хасида, который рассказал ему о происходящем. Он сказал: «Поезжай со мной, мы должны вернуться до Судного Дня», и заплакал. Спросил рабби Йосеф: «Что с тобой? Почему ты плачешь?» Ответил ему хасид: «Я боюсь, что [мы не успеем и] снова похитят красивых женщин». Они вошли в баню и вымылись там вместе со всеми. Вскоре прибыли они в тот город, где жил колдун. Спросил рабби Йосеф: «Кто похищает женщин?» Ответили ему: «Мы не знаем, что с ними сталось.». Он произнес Имя [Бога] и перенесся к дому колдуна. Он позвал его, и тот выглянул из окна. Тогда рабби Йосеф произнес Имя, и стены дома сомкнулись вокруг шеи колдуна, так что тот чуть не задохнулся. Взмолился колдун: «Отпусти меня, я поведаю тебе все, что случилось». Вот что он рассказал: «В день, когда прекрасные дщери Израиля ходили по улицам босые и нарядно одетые [в Судный День], я превращал их в ослиц, а ночью возвращал им прежний облик». Сказал ему рабби Йосеф: «Где это зелье и где женщины?» Тот сказал: «Там-то». Рабби Йосеф достал зелье и вывел еврейских женщин, а потом произнес Имя, и стены дома сомкнулись, так что голова колдуна упала на площадь. Тогда рабби Йосеф, да будет благословенна память праведника, отправился в синагогу. Он попросил открыть ему ковчег Торы, вошел внутрь и закрыл за собой дверцы. А когда ковчег открыли, его там не оказалось, так как он перенесся к себе домой. Теперь ты видишь, что с помощью чародейства человек может лежать одновременно со скотиной и с женщиной. Поэтому слова «И если обольстит» (Исх 22:15) предшествуют сказанному: «ворожеи [не оставляй в живых]» и «всякий скотоложец [да будет предан смерти]».
Иллюстрация 12
Евреи с опознавательным позорным знаком на одеждах, на головах у них остроконечные шапки. Обратите внимание, что над ними витают бесы и демоны. Гравюра из книги Петра Коместора, Библейские истории, 1499.
71. История о епископе из Майнца. Лист 80б – 81а.
Случай с одним епископом, который приказал в городе Магенце, чтобы были убиты евреи или же приняли их веру. И послал одного из блуждающих, и сказал: берегитесь, чтобы вам не притрагиваться к достоянию евреев, но [только] к ним самим; кто не крестится – да будет убит. И вот, сказано было евреям. Немедленно, как услышала община, закрыли дома и выбросили из домов на улицу все свое серебро, и золото, и платье. Пока блуждающие были заняты грабежом и добычей, вот, многие [евреи] бежали через дворы в дома горожан и спаслись. Услышал епископ об этом, и послал одного из блуждающих, и велел им: не трогайте евреев. Вернулись блуждающие к нему и сказали ему: почему сначала легко [было] тебе и почему в конце трудно тебе? Сказал он им: сначала, все время пока имущество было в их руках, была у них забота, [как бы не] потерять большие деньги и жизнь; они подчинились бы принуждению (креститься). А сейчас денег нет, и уже надоела им жизнь их, и умрут, но не преступят закона своего. И еще, если бы вы не грабили, а сразу убивали, вы бы нашли их всех, старика, и юношу, и девушку, и оттого, что некоторые крестились бы, и остальные крестились бы. Теперь же, пока вы были заняты грабежом, юноши, и распущенные, и девушки, и юницы бежали, и не осталось никого, кроме стариков, и старух, и достойных [людей], которые точно предпочли бы смерть.
Так сказал Самуил Саулу: «Разве всуе повелел Всевышний убить всех: и мужчин, и женщин; не для того ли, чтобы не осталось ни одного из них и было их имя стерто с лица земли? А теперь все время, пока вы занимались сбором добычи, они бежали в леса и спаслись, а вы преступили веление Господа: “Сотри память об Амалеке” (Втор 25:19)». А Саул ответил: «Я думал выполнить заповедь Господа и принести Ему жертвы». Сказал Самуил: «Неужели всесожжения и жертвы желанны Господу [как послушание гласу Господа]? Поэтому да будет душа твоя вместо его (Агага) души!»❋Приведенный здесь диалог между Самуилом и Саулом составлен как развернутая версия того, что сообщается в Писании. См. 1 Ц 15. Прим. пер. Поэтому потерпел поражение Израиль и пал Саул, не было раскаяние Саула угодно Господу. Давид, который убивал амалекитян когда мог, был наказан за свой грех с Урией, но поскольку он установил [храмовые] стражи, перенес ковчег в Иерусалим и хотел построить Храм, Господь принял его раскаяние.
История о епископе из Майнца приведена также в Книге хасидов, §1862.
72. Отрезанный нос. Лист 86а.
Знай, что случилось, когда одному человеку отрезали нос, и то же сделали с гоем. Носы их перепутались, и так их и прикрепили обратно. Раны зарубцевались, но когда умер гой, у еврея отпал нос. Так ты видишь, что органам человека присуща жизненная сила, сохраняющаяся даже тогда, когда сами органы отделяются от тела.Итак, еврею и гою отрезали нос, а потом носы были перепутаны и в таком виде возвращены владельцам: гой получил нос еврея и наоборот. Когда гой скончался, его нос, ставший теперь частью тела еврея, отвалился от лица последнего, словно умер вместе со своим первоначальным обладателем. Мораль рассказа сформулирована в завершающем предложении: «Так ты видишь, что органам человека присуща жизненная сила, сохраняющаяся даже тогда, когда сами органы отделяются от тела».
Подведем итоги. В теологические труды и комментарии рабби Йеуды Хасида включено немало демонологических рассказов; большая их часть написана в крайне лаконичном стиле, однако некоторые истории переданы со многими подробностями и деталями. Хотя эти рассказы приводятся здесь с целью иллюстрации или обоснования тех или иных идей, они имеют и чисто литературную ценность; в особенности следует отметить их влияние на жанр восхвалений в писаниях германских хасидов.