Грядка благовоний рабби авраама бен рабби азриэля
Рабби Авраам бен рабби Азриэль, «из старейшин Богемии», как он прозван в средневековых текстах ❋По-видимому, ввиду его происхождения., написал одно из наиболее всеобъемлющих и важных произведений в истории средневековой еврейской литературы в Центральной Европе; его книга называется Грядка благовоний. По своей структуре она представляет собой комментарий к пийутам – т.е. относится к одному из самых древних жанров еврейской литературы Центральной Европы (т.е. к жанру, никак не являющемуся нововведением германского хасидизма).
Рабби Авраам бен рабби Азриэль был одним из самых выдающихся учеников рабби Эльазара из Вормса; возможно, он учился также у рабби Йеуды Хасида. Его книга сохранилась в двух рукописях; академическое издание подготовлено Э. Э. Урбахом (5699 – 5723 (1939 – 1963)). Рабби Авраам написал свое произведение, по-видимому, в 1234 – 1238 годах, вскоре после смерти рабби Эльазара из Вормса.
Грядка благовоний стоит особняком в литературе средневекового немецкого еврейства. Еврейские авторы этих земель, как правило, склонны замыкаться в своем мире и лишь в редких случаях обращаться к произведениям еврейских мыслителей юго-западной Европы. Вопреки этому, рабби Авраам написал энциклопедический труд: он знал и цитировал сочинения большинства сефардских авторов, как своего времени, так и предшествующих эпох, в области галахи, комментария к классическим еврейским текстам, языковедения, философии и науки. Он был знаком не только с основными произведениями немецких и французских еврейских авторов, но и со всем культурным наследием средневекового еврейства в целом – как ни один еврейский автор германских земель до или после него. Интересно, что именно германский хасид, ученик рабби Эльазара, цитирующий учителя в своей книге более двухсот раз, первым ознакомил своих читателей с культурой сефардского еврейства.
Могущество произведения рабби Авраама – в эрудиции автора. Он не оригинальный творец, а редактор, собиратель, стремящийся увязать воедино все, что ему известно. При этом он всегда точно указывает тексты, на которые ссылается, и называет авторов цитируемых фрагментов; поэтому его книга является чрезвычайно важным источником для работы над биографией и библиографией средневековых материалов, в особенности, писаний германских хасидов, – в литературе германского хасидизма рабби Авраам разбирался как никто другой. Его труд является для нас скорее энциклопедией традиций, чем независимым творением. Вместе с тем, эта книга, без сомнения, – одно из самых значительных произведений школы рабби Эльазара из Вормса.
ГАЛАХИСТЫ
Начиная с середины 13 века учение германского хасидизма оказывало существенное влияние также на галахические труды. Составителями некоторых из них были ученики рабби Эльазара, например, рабби Йицхак из Вены – автор большого галахического сочинения Распространенный свет. В ходе обсуждения вопросов, касающихся молитвы и духовного настроя во время ее произнесения, особенно необходимого при чтении литургических отрывков «Услышь, Израиль» и т. п., рабби Йицхак приводит галахическое мнение своих учителей – германских хасидов. Аналогичным образом, в рамках сугубо галахического обсуждения того или иного аспекта традиции, он часто опирается на обычаи германских хасидов и прибегает к их доводам для обоснования законов.
Иллюстрация 11
Комментарий к Торе рабби Менахема Сионского – титульный лист. Кремона, 5320 (1560). Коллекция Гершома Шолема, Национальная и Университетская Библиотека, Иерусалим.
Деятельность рабби Йицхака из Вены – не исключение. Однако хотя автор постоянно обращается к хасидскому учению, не оно образует центральный стержень его мышления. По-видимому, учение германских хасидов придало своеобразный оттенок всей еврейской литературе германских земель, но не оказало решающего влияния на форму соблюдения галахи среди этих еврейских общин.
КАББАЛИСТЫ
Во второй половине 13 века в Центральной Европе создаются произведения, сочетающие элементы каббалистической символики с особой терминологией германского хасидизма. Таков, например, сборник, составленный рабби Шем Товом бен рабби Симхой Коэном (Рукопись Адлер 1161, Нью-Йорк). Рукопись содержит как коренные центрально-европейские «Тайны единства», так и произведения кружка «Особого Херувима», а также сочинения, включающие элементы, почерпнутые и из того, и из другого. В последних очень заметно влияние каббалистической символики. Кое-где она уже занимает центральное место.
Другой пример – сочинения рабби Моше бен рабби Эльазара Даршана (Проповедника), правнука рабби Йеуды Хасида. Он также написал «Тайны единства» и подробный комментарий к древнему мистическому трактату Шиур Кома. Автор знаком с Книгой Баѓир и другими основоположными для формирования каббалы источниками и очень часто обращается к каббалистической символике. Тем не менее основу его мира составляет мистическое учение германского хасидизма и хасидское толкование древних мистических сочинений – литературы Чертогов и Колесницы.
Еще один поздний автор, также сочетавший каббалу с учением германских хасидов – это рабби Менахем Сионский. Его самым известным произведением был комментарий к Торе, известный под названием Сионский к Торе. Рабби Менахем – каббалист, но он часто приводит комментарии и традиции из Тайны тайнрабби Эльазара из Вормса. Помимо этого, Менахем Сионский написал сочинение о силах зла, в которое включены многочисленные фрагменты из Книги Зогар, а также размышления на темы, почерпнутые из центрально-европейских еврейских текстов. Комментарий Менахема Сионского к Торе был одной из самых популярных книг среди еврейских общин германских земель; благодаря этому, многие из элементов учения германских хасидов сохранились до более поздних времен. Аналогичную роль сыграл еще более поздний сборник, известный под названием Собрание Реувении составленный в 16 веке. Этот текст содержит парафразированные отрывки из сочинений рабби Эльазара из Вормса.
Вдобавок к этим книгам, мистическое учение германских хасидов сохранилось благодаря изданию молитвенника, напечатанного в Тюбингене в 5320 (1560) году. Это издание содержит очень подробные объяснения еврейской литургии, частично основанные на каббалистическом понимании молитвы, тогда как другие почерпнуты из учения германских хасидов и включают элементы их теологии, например, элементы учения о Славе Господней. Благодаря этим сочинениям, читатель может составить представление о духовном мире германских хасидов, хотя в целом литература германского хасидизма по своей важности и влиятельности безусловно уступала обширной, богатой и быстро развивающейся каббалистической литературе, занявшей главное место в мире авторов и мыслителей, обращавшихся к эзотерическим материям.