Позднейшие сочинения в области этики

Следует отметить принципиальное различие между судьбами этического и мистического учения германских хасидов после середины 13 века. Это различие особенно примечательно ввиду определенной параллели в истории обеих областей: и в этике, и в мистике оригинальное творчество к середине 13 века прекратилось, и в обеих областях после середины 13 века писались только обработки и сборники, не содержащие новых идей; в них только пересказывались элементы германского хасидизма, впервые озвученные в период его расцвета. Основное различие исторических судеб этики и мистики германских хасидов заключается в том, что поздние мистики не располагали, по всей видимости, сочинениями германских хасидов, тогда как хасидские произведения в области этики были широко распространены и хорошо известны. Они продолжали играть решающую роль в формировании этических понятий в еврейской мысли и после конца основной эпохи германско-хасидского творчества.

Так, например, книга Тайны тайнрабби Эльазара из Вормса практически неизвестна каббалистам и мистикам, начиная с 14 века; им были доступны только те фрагменты, которые цитировались в других произведениях, например, в комментарии к Торе Менахема Сионского или в Собрании Реувени. В отличие от этого, этическое учение рабби Эльазара из Вормса было изложено в его общедоступной галахической Книге рокеаха, пользовавшейся большой популярностью, а после начала 16 века несколько раз переизданной. Благодаря этому, учение рабби Эльазара о благочестии и этике всегда оставалось доступно читателям. То же самое можно сказать и о Книге хасидов: многие отрывки из этой книги сохранились в текстах 14 и 15 веков, что говорит о ее широком распространении. В 16 веке Книга хасидовбыла напечатана (Болонья, 1538), хотя и в сокращенном виде; с этого времени она является одним из главных текстов, к которым обращаются специалисты в области еврейской этики.

Цфат в 16 веке был центром двух эпохальных поворотов в истории еврейской мысли: во-первых, каббала приобрела новый облик благодаря появлению учения рабби Йицхака Лурии и, во-вторых, традиция еврейской этической литературы существенно обогатилась благодаря возникновению отрасли каббалистической этики. Первое – преображение основ каббалы – произошло вне всякой связи с эзотерическим учением германских хасидов. Влияние этого учения на другие направления в еврейской мистике было чрезвычайно незначительным и до появления лурианской каббалы, которая, так или иначе, не зиждилась на его основе. Тем более важно отметить, что второе – преображение традиции еврейской этики – в существенной мере было следствием учения германских хасидов, изложенного в Книге хасидови в Книге рокеаха. Эти книги были известны и почитаемы, и по духу своему отвечали настроениям мистических кругов в Цфате.

Несмотря на то, что в области этики духовные лидеры центрально-европейского еврейства отдавали предпочтение первоисточникам, по-своему значительны были также тексты, составляемые начиная с середины 13 века, в которых пересказывались или резюмировались основы германско-хасидской этики. В числе таких текстов следует назвать многочисленные переложения учения о раскаянии, как правило, написанные по следам «Законов благочестия» рабби Эльазара из Вормса; различные сборники, тем или иным образом связанные с положениями Книги хасидов; а также такие сочинения, какМалая Книга хасидов. Эти небольшие произведения, легкие по стилю и составленные в виде антологий, способствовали распространению этического учения германских хасидов и его сохранению до наших дней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Германский хасидизм имеет глубокие корни, частично относящиеся к древнему периоду еврейской истории на Востоке, и частично – к периоду начала поселения евреев в Италии и Германии. Некоторые из этих традиций являются историческими, другие – псевдоэпиграфическими. Период расцвета германского хасидизма относительно короток, он включает три поколения: поколение рабби Шмуэля Хасида, поколение рабби Йеуды Хасида и поколение рабби Эльазара из Вормса и его учеников.

Эти три поколения сформировали этику и мистику германских хасидов. Изучению этих областей посвящены 5–12 части настоящего курса. В более поздние периоды германский хасидизм продолжал оставаться источником символов и идей, которые были впоследствии освоены каббалой; тем не менее с точки зрения влияния, оказанного в дальнейшем на еврейскую мысль в целом, самым существенным элементом германского хасидизма стало его этическое учение.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ

Ответ 1

Мишна и Гемара – пример таких произведений. Традиции и предания времен Второго Храма и периода непосредственно после разрушения Второго Храма стали основой учения поздних таннаев; впоследствии они были собраны рабби Йеудой а-Наси в шести разделах Мишны. Гемара возникла в результате аналогичного процесса устного изучения и обсуждения древних традиций, продолжавшегося сотни лет, прежде чем эти традиции были оформлены в рамках единого текста (5 век).

Ответ 2

Ответ всегда зависит от того, как складывалась та или иная конкретная ситуация; при прочих равных условиях всегда следует полагаться на источник, наиболее близкий к предмету. Так, например, мы полагаемся на общеевропейские источники, когда речь идет об императорской династии Каролингов и датах, связанных с их деятельностью. И наоборот, во всем, что касается происхождения раввинов, мы полагаемся на еврейские источники. В других случаях необходимо оценить, кто именно из летописцев был больше заинтересован в сохранении точной информации об обсуждаемых событиях.

Ответ 3

Вопрос о чудесах, описанных в Свитке Ахимааца, не имеет никакого отношения к обсуждаемой проблеме. Действительно, автор Свитка искренне верил, что эти чудеса произошли на самом деле, но это никак не сказывается на достоверности передаваемых им сведений об исторических событиях, о времени жизни отдельных людей, о месте их деятельности и т. д. Даже если читатель усомнится в отдельных подробностях (в виду принятых в современной науке конвенций), это не даст ему оснований делать какие-либо выводы о ненадежности Свитка в целом.

Ответ 4

Оба текста составлены авторами, для которых передаваемая информация была чрезвычайно важна; и в том и в другом случае автор пересказывает историю своей семьи. Однако предпочтение следует отдать сообщению рабби Эльазара из Вормса, поскольку он писал «в священном трепете», с великим почтением к предшествующим поколениям мудрецов. Можно не сомневаться, что рабби Эльазар действительно прилагал все усилия, чтобы описать события в точности.

Ответ 5

Случаи псевдоэпиграфии в истории еврейской литературы весьма многочисленны. Так, например, мудрецы Мишны и Талмуда приписывали авторство Песни песней, Притч и Екклесиаста царю Соломону; средневековые каббалисты приписывали авторство Книги Зогар рабби Шимону бар Йохаю. В этих случаях очевидно стремление авторов наделить свои произведения особой святостью; для этого авторство приписывается известным мудрецам древности. Рассматриваемый случай отличается от большинства других тем, что, кроме как в названном псевдоэпиграфическом тексте, Йосеф бен Узиэль как великий мудрец больше нигде не упоминается. Поэтому, даже если принять утверждение об его «авторстве», это не делает приписываемое ему произведение более святым, а только выдает его за более древнее.

Ответ 6

Следует полагать, что в данном случае мы сталкиваемся с попыткой представить передаваемую традицию как нечто более древнее, чем даже Мишна, Талмуд и другие раввинистические тексты, – так, чтобы казалось, будто она восходит непосредственно к временам Первого Храма. Пророк Иеремия жил в те годы, когда был разрушен Первый Храм, соответственно, его личность ассоциируется с образом хранителя традиций, относящихся к библейским временам.

Ответ 7

Уверенность в древнем происхождении традиции делает подробное доказательство ее содержания ненужным. Конкретные утверждения считаются обоснованными тем, что они опираются на традицию в целом; поэтому нет необходимости доказывать каждое из них по отдельности. По этой причине германские хасиды не озабочены логическим обоснованием своих утверждений. Ссылка на высказывания мудрецов и стихи Писания является для них дополнением, а не доказательством их учения.

Ответ 8

Образ рабби Шмуэля Хасида, человека выдающегося, удостоившегося таких званий, каких не удостаивался больше ни один мудрец средневековой Германии, способствовал укреплению престижа его школы и трудов, написанных его сыном, рабби Йеудой Хасидом, и его учениками. Не может быть, чтобы человек, носящий такое звание, как рабби Шмуэль, Хасид, Святой и Пророк, не был носителем истинной традиции. Таким образом, этот «титул» во многом способствовал распространению учения германского хасидизма.

Ответ 9

Следует полагать, что Маймонид счел бы произведения германских хасидов несовершенными, так как они опираются на недостоверную традицию, вместо того, чтобы приводить доказательства своим утверждениям. С точки зрения Маймонида, ссылки на учителей германских хасидов и на учителей их учителей не являются доказательством, он потребовал бы логического обоснования.

Ответ 10

По-видимому, такие разногласия не отражались на образе рабби Йеуды Хасида в глазах современников. Более того, в 13 веке только горстке учеников было о них известно, тогда как в наше время они изучаются многими учеными. Рабби Йеуда Хасид обладал огромным авторитетом, а его статус продолжателя традиции своего отца и его школы делал его мнение еще более существенным. Читатели того времени относились к учению германских хасидов вообще как к единому целому, не вникая в подробности.

Ответ 11

Безусловно, многие произведения германских хасидов остаются в виде неизданных рукописей не случайно. Это показывает, что в 16 веке, когда начали издаваться мистические книги на иврите в печатном виде, явное предпочтение отдавалось каббале. Однако на этом основании нельзя сделать вывод о том, что в 13 или 14 веке интерес к учению германских хасидов был невелик. Мы можем высказывать предположения только о том, какие настроения преобладали, начиная с 16 века, но не раньше.

Ответ 12

Поэма рабби Эльазара из Вормса выражает глубокую любовь к семье, дому, общине и всему тому еврейскому миру и образу жизни, который разрушали крестоносцы. Образы членов семьи в поэме соответствуют традиционному идеалу. Такими их видел рабби Эльазар, тем самым создавая и свой собственный образ: отец семейства, полностью соответствующий представлениям, навеянным еврейской библейской традицией. После смерти жены и дочерей он почти готов возроптать против своего Бога, но все-таки не формулирует каких-либо общих теологических положений.

Ответ 13

Нет никакого противоречия между занятием галахой, с одной стороны, и комментированием и мистикой, с другой. Многие еврейские мыслители успешно работали во всех трех этих областях (например, Нахманид). Дело в том, что предметы, представляющиеся нам сегодня столь отдаленными друг от друга, воспринимались в свое время как неотъемлемые элементы единой традиции. Переход от одной темы к другой или перемена жанра казалась тогда не более чем переходом в иное русло одной и той же традиции.

Ответ 14

Наличие таких параллелей может выявить возможное христианское влияние на мышление рабби Эльханана бен Йакара, но с уверенностью говорить о таком влиянии нельзя. Многие из параллелей связаны с обсуждением научных тем: медицины, астрономии, космологии и т. д. Такие фрагменты не содержат ничего, относящегося к христианской вере.

Ответ 15

Рабби Моше Таку обосновывал свою критику безоговорочной, обязательной приверженностью традициям Мишны и Талмуда. Поскольку германские хасиды не сомневались в древности и аутентичности своей традиции, восходящей, по их мнению,к академиям талмудических мудрецов и гаонов, с их точки зрения, критика рабби Моше была лишена смысла. Они считали, что, хотя рабби Моше отрицает древность и аутентичность их традиции, сами-то они знают, что восприняли ее от своих отцов и учителей, а те, в свою очередь, – от своих отцов и учителей; поэтому они были абсолютно уверены в ее истинности и полноценности. Возможно, именно по этой причине они могли продолжать развивать свое учение, игнорируя критику. Возможно также, что из уважения к рабби Моше Таку как галахисту, германские хасиды предпочли оставить без внимания его замечания, как если бы они вовсе не были нигде зафиксированы.

Ответ 16

Мистическое учение германского хасидизма и каббала воспринимались скорее как доктрины взаимно дополняющие, а не конкурирующие друг с другом. Оба учения посвящены одним и тем же вопросам: смысл Откровения и молитвы, причины дарования заповедей и т. д. Ответы, данные в рамках каждого из этих учений, совсем не одинаковы, но их обоснование по форме одно и то же – ссылка на тайную традицию, передаваемую из поколения в поколение. Таким образом, можно было заменить одну традицию другой или одну группу символов другой, не создавая при этом идейного кризиса.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 1

Иллюстрация к пийуту «Владыка» («Адон»), предназначенному для чтения в день праздника Шавуот. Моисей изображен принимающим скрижали Завета. За ним стоят Аарон в митре священника, Сыны Израилевы в остроконечных шапках и дочери Израилевы, с головами животных. Из «Тройного махзора», состоящего из трех томов, как было принято в германских землях. Имя писца, Хаим, бывшего учеником рабби Меира из Ротенбурга, проставлено в махзоре. Южная Германия, около 1320г. Add. 22413, fol. 3r, British Library, London.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 2

Иллюстрация к пийуту «Мы были бы довольны» («Дайену»). Манна и куропатки ниспосланы Сынам Израилевым с небес (справа). Моисей принимает скрижали Завета и передает их Сынам Израилевым (слева). Иллюстрация из агады, известной под названием «Птичьи головы», 13в.Агада «Птичьи головы» была создана во Франконии. Прозвище «Птичьи головы» связано с тем, что большинство изображенных на страницах агады человеческих фигур имеют головы птиц. Музей Израиля, Иерусалим.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 3

Моисей на горе Синай передает скрижали Завета Сынам Израилевым. Иллюстрация к мидрашу о «горе, нависшей над народом как перевернутая лохань». Иллюстрация к молитве в праздничный день Шавуот, «Лейпцигский махзор». Южная Германия, около 1320г. Leipzig- und Universitaetsbibliothek, Leipzig.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 4

Иллюстрация к пийуту «Владыка» («Адон»), предназначенному для чтения в день праздника Шавуот. Под аркой изображен Моисей, бросающий капли жертвенной крови на Сынов Израилевых в знак установления завета их со Всевышним. Сверху – Дарование Торы, снизу – изготовление мацы. Иллюстрация из «Махзора архиепископа Лода», Южная Германия, 13в. N.B.: на страницах махзора можно различить подпись архиепископа (Laud),презентовавшего этот манускрипт Бодлеанской Библиотеке в 1636г. MS Laud, or. 321. fol. 127v, Bodleian Library, Oxford.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 5

Распятие. «Синагога» изображена удаляющейся от креста и держащей в правой руке нож,а в левой – раскрытый свиток Торы. Иллюстрация из молитвенника. Регенсбург, Германия, 1002-1025. Баварская государствен-ная библиотека, Мюнхен.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 6

Христианин, убивший еврея, перед королевским судом. Рукопись, Германия, 1220. Саксонская национальня библиотека.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 7

Сатана гонит еврея, изображенного в виде оленя. Иллюстрация из Вормсского махзора, созданного в Вюрцбурге, Германия, около 1272–1280. Вормсский махзор состоит из двух томов и содержит молитвы и пийуты. Махзор хранился в синагоге Вормса. В Хрустальную ночь (1938) синагога была сожжена, и имущество еврейской общины города попало в руки нацистов. Вормсский махзор вместе с архивом общины был передан в княжеский замок в Дармштадте. В 1943 Махзор был возвращен в Вормс, где он хранился некоторое время в башне городского собора. После 1948 года Вормсский махзор был признан достоянием государства Израиль. Оба тома были привезены в Иерусалим Конрадом Аденауэром, канцлером Германии, во время его первого визита в Израиль, в 1957 году. Государственная университетская библиотека, Иерусалим.

позднейшие сочинения в области этики - student2.ru

Иллюстрация 8

Наши рекомендации