Лидерство под руководством пастора
Писание признает лидерство женщин, но только под властью и руководством мужчин, и в том числе апостолов. Например, Павел обременяет женщину тем, что она должна покрывать голову, когда пророчествует (см. 1 Кор. 11:5), и если она не делает этого, Павел пишет, что она «постыжает свою голову».Женщины в первой церкви могли пророчествовать, но одновременно им следовало помнить о том, что пророчество — это одна из форм проповеди. Излагая Божьепослание, они должны были демонстрировать, что все еще находятся под руководством мужчин.
Потом Господь снова проговорил ко мне:
— Йонги Чо, напомни Мне, как ты появился на этот свет? — спросил Он.
— Благодаря женщине, Господи, — ответил я.
— На чьих коленях ты вырос? — спросил Он снова.
— Женщины, Господи, — сказал я.
— А кто прилагал огромные усилия для того, чтобы восполнить Мои нужды, и оставался верным до самого конца Моего служения?
— Это были женщины.
Господь продолжал:
— И кто пришел воскресным утром к Моему гробу, чтобы возлить масло на Мое Тело?
— Женщина, Господи.
— Кто первым обнаружил Мое воскресение?
— Женщина.
— А кому первому Я явился после воскресения?
— Марии Магдалине, Господи, женщине.
— Ты ответил «женщина» на все Мои вопросы. Тогда чего же ты боишься? Преданные и верные женщины окружали Меня во время Моей земной жизни и служения. Почему в таком случае Мое Тело не может быть иметь поддержку посвященных и самоотверженных женщин?
Какое еще подтверждение мне требовалось, чтобы продолжать реализацию Божьего плана? Господь четко показал мне, что Он одобряет назначение женщин на лидерские посты.
Двадцать ячеек и эпизод с кепи
На следующей неделе после памятной лекции на тему Женщин, которую мне преподал Господь, я созвал на совещание целую группу сестер из нашей церкви. Около двадцати женщин сидели в комнате, где проходило собрание, и с тенью тревоги в глазах ожидали, о чем я буду говорить. Я откровенно рассказал им о проблемах со здоровьем, о дерзком плане организовать домашние группы и о моем желании задействовать их в служении, подтверждая свои слова отрывками из Писания.
— Мое здоровье сильно пошатнулось. Милые дамы, мне нужна ваша помощь, чтобы укрепить Тело Христово. Господь желает употребить вас для Своей работы. Женщины постоянно помогали Иисусу во время Его земного служения и находились рядом в час Его страданий. Я уверен, воля Божья заключается в том, чтобы именно вы вели домашние группы.
— Аминь, — ответили они. — Вы говорите чистую правду, пастор Чо. Это действительно воля Божья. Мы поможем вам.
Мужчины на предыдущем собрании отреагировали на мое предложение очень логично и рационально. Женщины же, со своей стороны, были восхищены предложенным планом. Они серьезно переживали за мое здоровье и единодушно согласились следовать за мной. Я передал сестре Чой ответственность за организацию домашних групп. Под ее заботливым руководством эти посвященные сестры создали двадцать районных групп по всему Сеулу. Эта цифра соответствовала количеству женщин, которые присутствовали на собрании. Наконец-то в церкви появились долгожданные домашние группы!
Я выдвинул этим женщинам еще одно требование. Подобно тому, как Павел обязал каждую женщину покрывать голову, находясь в церкви, я попросил, чтобы все женщины-лидеры, включая сестру Чой, носили особые кепи в знак соблюдения субординации и признания авторитета своего
пастора. Я хотел, чтобы члены церкви увидели, что женщины служат под Божьей властью, которой Он наделил меня. Применение этих библейских принципов оказалось хорошей идеей, и я не встретил никаких препятствий.
Мучительная боль в теле продолжала напоминать мне о том, что я все еще очень нездоров. Но в тот вечер я вернулся домой, охваченный радостным нетерпением. Осталось только дождаться, чем же закончится моя дерзновенная инициатива. Я решительно сказал себе, что вот теперь-то все мои страхи и переживания закончились.
Женитьба на Сунхэ Ким
Самый большой подарок, который преподнес мне Господь за все время, что я знаю Его, — это моя жена. Сегодня я с трепетом вспоминаю времена своей молодости, ведь в тот период, когда я еще учился в библейском колледже, Бог приготавливал для меня мою будущую супругу. Вы можете спросить, как такое возможно? Но ведь Он — Бог.
У матушки Чой была дочь по имени Сунхэ Ким, которая в то время посещала школу для девочек. Моя первая встреча с Сунхэ прошла очень необычно. Однажды, еще учась в колледже, я сильно простудился, и у меня разыгралась нешуточная лихорадка. Это произошло, когда я, не думая о последствиях, холодным зимним днем решил постричься и помыться в общественной бане. Узнав, что я заболел, матушка Чой намеревалась позаботиться обо мне. Стоя на пороге моей комнаты и собираясь навестить занедужившего брата во Христе, сестра Чой вдруг услышала голос Бога:
— Это твой будущий зять, поэтому хорошо заботься онем.
— Что? — ошеломленно пролепетала она.
— Усердно молись за своего зятя, — проговорил Господь.
— Этого не может быть! У них такая разница в возрасте! — матушка Чой чувствовала себя так, словно ее только что ударило током. На тот момент мне был двадцать один год, а Сунхэ — шестнадцать, и она была ученицей средней школы.
Вскоре после этого я услышал, что Сунхэ, которая жила в Джинхае, приезжает навестить семью во время летних каникул. Она казалась мне родной сестрой, потому что была дочерью сестры Чой, к которой я относился, как к матери. Не в силах больше ждать, я отправился искать Сунхэ в комнату матушки Чой в общежитии.
— Матушка! Я слышал, что Сунхэ приехала из Джинхае, — крикнул я с порога.
— Нет, — ответила она. — Здесь никого нет.
— Как странно! Я слышал, что она была здесь. А вот и ее туфли, — я осмотрелся по сторонам и вошел в комнату. Через пару минут из платяного шкафа показалась молодая девушка.
— Мама! Там очень жарко. Зачем ты затолкала меня в шкаф? — сказала Сунхэ.
Я засмеялся. Как по мне, ситуация была комичной, но Сунхэ выглядела просто потрясающе. Это была моя первая встреча со старшей дочерью Джашил Чой. Мы быстро подружились, как настоящие брат и сестра. У Сунхэ был особенный музыкальный дар. Со времен нашей палаточной церкви в Таеджо-Донг она служила у нас клавишницей. Параллельно с обучением в школе для девочек Сунхэ давала частные уроки музыки, чтобы заработать немного денег и помочь семье.
Шло время, и я чувствовал, что меня всерьез тянет к дочери матушки Чой. Мне было приятно узнать, что это влечение взаимно и что у Сунхэ тоже имеются чувства ко мне. Наконец я решил попросить девушку выйти за меня замужи на всю жизнь стать моей второй половинкой. Для этого я вызвал ее в свой офис. Мне было немного не по себе, ведь все давно считали нас братом и сестрой. Но я собрал волю в кулак и решительно рассказал ей обо всем, что происходило в моем сердце.
— Сунхэ! — строго сказал я. — Я пристально наблюдал за тобой последние несколько лет и решил, что ты самая достойная девушка из всех. Сегодня я собираюсь предложить тебе стать моей женой.
— Я? Твоей женой? — казалось, она очень удивилась моему предложению.
Вместо обручального кольца, которое было мне не по карману, я подарил Сунхэ свои часы. Спустя полтора года, 1 марта 1965 года, в возрасте тридцати лет я женился на Сунхэ, которая была на шесть лет моложе меня. Мы радостно планировали нашу свадьбу, но в день бракосочетания я был очень болен и не способен сполна наслаждаться важным событием. Я молил Бога, чтобы Он дал мне силы выстоять на ногах целый день, но большую часть дня чувствовал себя нехорошо. Около трех тысяч людей пришли на нашу венчальную церемонию. Мы пригласили американского миссионера для проведения обряда. Он проповедовал почти час и, похоже, был несказанно очарован и вдохновлен собственным ораторским талантом. Уже и гости чувствовали себя неловко, а я переминался с ноги на ногу, делая все возможное, чтобы не упасть в обморок. Мои отчаянные попытки остаться на ногах — вот единственное сохранившееся у меня воспоминание об этом дне. Честно говоря, я даже не помню, как произносил свои свадебные клятвы.
В наш медовый месяц моей бедной жене пришлось целиком посвятить себя уходу за больным мужем. Что же касается меня, мысли мои были сосредоточены на церкви, и особенно на недавно сформированных ячейках. Я надеялся, чтоустранил все возможные препятствия для роста ячеечной структуры.
Наш медовый месяц закончился очень быстро, так как по расписанию я должен был проповедовать на служениях пробуждения в сельской местности следующие шесть месяцев. На тот момент я уже был одним из самых известных пасторов в Южной Корее. В течение недели меня, как правило, не было в городе. Я проповедовал в других местах и возвращался в Сеул только для того, чтобы провести воскресное служение и в тот же вечер уехать на целую неделю еще куда-нибудь. Временами Сунхэ было очень трудно согласиться с моим загруженным расписанием, которое лишало ее радостей семейной жизни. Единственное, что я привозил из своих путешествий, это чемодан грязной одежды. Сегодня я понимаю, что обычно имеют в виду, говоря о том, что жена пастора берет на себя крест непрестанной жертвенности и смирения.
За первые три года нашей супружеской жизни моя жена прошла через множество трудностей. Стоит отметить, что я не получал от церкви никакой финансовой поддержки в период ее обновления и расширения. И поэтому для того, чтобы сводить концы с концами, моя жена снова начала давать уроки игры на пианино. Приезжая домой, я часто обращал внимание на большой плакат «Частные уроки фортепианной игры», висевший на нашей двери.
Мировая известность
Ячейки росли и умножались, обеспечивая церкви постоянный прирост. Наши домашние группы ясно демонстрировали, каким должно быть успешное служение. Члены ячеек приглашали своих соседей и знакомых на домашние собрания, где неверующие люди принимали Христа в свои сердца. Когда ячейка становилась слишком многочисленной, она делилась на две новые группы, которые отделялись одна от другой. Ячейки умножались подобно тому, как делятся клетки тела в процессе митоза или мейоза. Каждое воскресенье в церкви выходили на покаяние все новые и новые люди, и многие из них впоследствии продолжали регулярно посещать церковь. По мере того как росло число домашних групп, нам приходилось обучать новых лидеров, которые возглавляли новообразованные ячейки, и назначать больше мужчин и женщин на роль дьяконов. Церковь выросла до таких масштабов, что нам стало сложно оценивать ее размеры. В этот период мы не подсчитывали количество членов церкви; но официальная сводка, составленная в 1964 году, показала, что в нашей церкви было более 2 400 человек. Никто точно не знал, сколько прихожан мы имеем сейчас, хотя и было очевидно, что церковный приход стремительно растет. Мы приписывали этот рост активности домашних групп, но не стремились вести статистику.
Плотный график расшатывал мое и без того слабое здоровье. Бывали периоды, когда я неделями чувствовал себя стоящим на пороге смерти. Я помню, как молился следующим образом: «Господи, позволь мне проповедовать еще один раз, и тогда я буду счастлив умереть». Даже в таком плачевном состоянии Бог направлял меня в дальние путешествия по разным странам. Молва о росте нашей церкви распространялась, словно лесной пожар, привлекая к нам внимание всего мира. Бурный рост удивил не только всю Южную Корею, но и руководство деноминации «Ассамблеи Бога» в Соединенных Штатах. В это время мир представлялся мне непаханым полем для насаждения домашних групп. Я был назначен председателем «Ассамблеи Бога» в Корее и принял участие в подготовке всемирной конференции пятидесятнических церквей, которая проводилась в Сеуле и Бразилии; я вошел также всостав экспертного комитета конференции. Наша церковь посвятила себя распространению миссионерских евангелизационных программ по всему миру, и я был занят разработкой стратегии внедрения системы домашних групп в разных странах.
Разрушенное лидерство
Церковь продолжала переживать стремительный рост, а я никак не шел на поправку. Я терял сознание в самых неожиданных местах. Однажды я упал в обморок в токийском аэропорту, в другой раз — на конференции «Ассамблеи Бога» в Америке, в третий раз — в районном офисе в Сингапуре. Каждый раз, когда такое случалось, я очень переживал за свою жену, которая вынуждена была проходить вместе со мной через все испытания.
Я продолжал молиться за больных, и они получали исцеление. Всякий раз, когда я становился свидетелем Божьего чуда, я умолял Его исцелить и меня: «Господи, а как же я? Пожалуйста, не забудь исцелить Своего покорного слугу». Но Бог предупреждал меня, что пройдет десять лет, прежде чем я полностью выздоровею. Так и произошло. Прошли долгие годы, пока мое здоровье окончательно не восстановилось.
Я осознал, что с моей стороны было глупо даже думать, что у меня все под контролем. Как такое вообще могло придти мне в голову? Ценой этого заблуждения стали многолетние физические мучения и непрекращающаяся слабость. Когда- то я мечтал сделать себе имя и приобрести всеобщее признание. Я собирался построить самую большую в мире церковь. Теперь же я знал, что единственное, что действительно имеет значение, —это полное доверие Богу и абсолютное упование на Него в жизни, здоровье и вере.
Милостивый Бог продемонстрировал Свою великуюлюбовь по отношению ко мне. Он использовал многолетнюю болезнь, чтобы сломить мое гордое и свободолюбивое «я». Сегодня я понимаю, почему Бог хочет, чтобы каждый Его лидер был полностью разрушен и разбит. Если по какой-то причине служитель неспособен достигнуть состояния абсолютного смирения перед Господом, я боюсь, что он не готов стать пастухом драгоценных Божьих овец. Он не сможет повести Божий народ в правильном направлении. Почему? Потому что он будет жить в постоянном страхе, и этот страх будет контролировать его жизнь.
Несломленный лидер очень боится потерять данную ему власть, поэтому он постоянно думает о том, как бы заполнить имеющуюся пустоту деньгами или авторитетом. Такой лидер никогда не будет доверять своему приходу, а в его методах руководства церковью будет доминировать нежелание утратить влияние и контроль. Он будет бояться совершить ошибку на глазах у прихожан, и в результате этого станет посмешищем — или даже его выгонят из церкви.
Бог использует людей пропорционально степени их смирения. Я знаю, что Господь не может использовать меня до тех пор, пока я не стану полностью разбитым и опустошенным. Пока я не достигну точки, где я больше не полагаюсь на свою силу, но уповаю только на Него, Бог не будет использовать меня по-настоящему. И именно благодаря десятилетним страданиям я осознал, насколько незначительным и беспомощным человеком я являюсь без Бога.
Часть 4