Первый курс. Дух Святой и исцеление

Спустя месяц после того, как мое здоровье снова по­шатнулось, Господь взялся исправлять мои ошибки в несе­нии служения. Беспомощно лежа в постели, я торжественно поклялся не оставлять пасторское служение независимо от того, чего это будет мне стоить. Преподобный Херстон и се­стра Чой взяли на себя все заботы о церкви; это было тяжкое бремя — восполнять нужды прихода численностью в 2 400 человек.

На тот момент Южная Корея все еще была очень бед­ной страной, а на наших прихожанах лежала ответственность финансировать церковные программы из своих скудных до­ходов. Я понимал, что должен постоянно мотивировать Бо­жий народ принимать активное участие в жизни церкви, но я категорически не знал, с чего начать.

В те дни, когда мне приходилось, лежа в кровати, вос­станавливать свои силы, я слишком много времени был на­едине с самим собой. Физически я был истощен и сломлен, а в моей душе, когда-то полной рвения и страсти, теперь посе­лилось уныние. Я чувствовал себя отвергнутым и ненужным. Я не мог передвигаться без посторонней помощи, так как все еще был чрезвычайно слаб и временами терял сознание.

Моими единственными занятиями в этот период были сон и молитва; однако я больше не молился привычными заученными молитвами. Я молился о том, чтобы Бог уберег меня от смерти, когда та стучалась в двери моего сознания. Я отчаянно молился Господу, чтобы Он помог мне преодолеть мучительные страдания, выпавшие на мою долю.

Мое вынужденное бездействие способствовало раз­мышлениям о том, что еще я могу сделать, чтобы помочь своей церкви. Я начал уделять больше внимания Библии, ежедневно погружаясь в глубокое изучение Писания. Сегод­ня, оглядываясь назад, я четко вижу, что Бог готовил меня к тому, чтобы потом использовать как инструмент явления Его великой славы в нашей стране и за ее пределами.

Бог побудил меня к интенсивному изучению Библии, чтобы преподать мне программу первого курса «Школы па­сторского служения». Я назвал бы этот курс «Дух Святой и исцеление». С кафедры я уверенно и страстно говорил о силе исцеления, особенно после того, как своими глазами увидел ряд чудесных исцелений, сотворенных Господом. Однако применить силу исцеления лично ко мне оказалось весьма непросто. В это самое время я обнаружил у себя серьезную нехватку библейских знаний на указанную тему, хотя у меня было немало духовной литературы об исцелении болезней. Мне стало ясно, насколько важно выстроить близкие отно­шения с Духом Святым, чтобы Он мог научить нас истине Слова Божьего.

Глубокие исследования темы исцеления болезней под­толкнули меня к написанию книги. Моя первая книга полу­чила название «Иисус Христос — Целитель», а вторая книга — «Дух Святой». Благодаря постоянному изучению Писания я начал замечать, что моя вера выросла, а знания умножи­лись. Постепенно я становился экспертом в отношении того, что говорит Писание о Духе Святом.

Мы часто слышим в проповедях о необходимости иметь дружбу и тесные отношения с Богом Отцом и Иису­сом Христом. Но лишь после того, как я начал интенсивно изучать Библию, мне удалось обнаружить, что нам также не­обходимо иметь «общение Святого Духа»(2 Кор. 13:13). К моему удивлению, я узнал, что общение предполагает более глубокую связь между людьми, чем просто товарищеские от­ношения. Один словарь определяет общение как «тесные вза­имоотношения, сопровождаемые глубоким пониманием», а другой источник говорит об этом как об «акте разделения ва­ших идей и эмоций с другими людьми». Бог показал мне важ­ность наличия интимного общения с Духом Святым, которое подразумевает разделение с Ним моих сокровенных мыслей и чувств.

Господь сказал мне: «Посмотри на брачный союз меж­ду мужчиной и женщиной. Когда мужчина женится, он за­бирает жену к себе домой и больше уже не оставляет ее. Он не относится к ней, как к какой-то вещи, но тесно разделяет с ней свою жизнь. Это именно тот тип отношений, которые ты должен иметь со Святым Духом».

С 1964 по 1965 год из-за болезни мне пришлось про­вести много долгих часов и дней в кровати, но именно в это время мое общение с Духом Святым углубилось, приняв бо­лее значительные масштабы. Я написал две книги, и обе они стали бестселлерами в Корее и Японии. Однако я осознавал, что это не более чем предвестники тех событий, к которым Господь меня готовит, и это осознание придавало мне силы продолжать пасторское служение. Самый важный урок, ко­торый я усвоил в этот период, заключался в том, что мне следует делегировать часть своих обязанностей работникам церкви, доверяя им самим разбираться с церковными делами.

Домашняя церковь

Лежа в постели, я продолжал перебирать в уме возможности служить прихожанам нашей церкви более активно.

— Что если церковь снова вырастет? — обеспокоенно думал я. — Что мне тогда делать?

Я решил посоветоваться с Духом Святым и постарался вовлечь Его в личное общение:

— Господи, что я могу предпринять в этой сфере? И как мне достичь этого?

— Сначала позволь Моим людям отступить назад, а потом дай им вырасти, — ответил Он. Я был шокирован и не сразу нашелся, что ответить.

— Что это значит? — наконец поинтересовался я. А Дух Святой продолжал:

— Позволь Моим людям покинуть «Дворец великого Йонги Чо». А когда они сделают это, поддерживай их и помогай им расти.

— Да, Господи, — смиренно согласился я. — Но что Ты имеешь в виду, говоря «дай им вырасти»?

— Направляй их к тому, чтобы они научились твердо стоять на ногах. Помоги им начать собственное служение, — ответил Дух Святой.

Господь побудил меня обратиться к Писанию. Я внимательно просмотрел послания, написанные апостолом Павлом. В Ефесянам 4:11 —12 говорится, что Бог «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых,надело служения, для созидания Тела Христова».А в Книге Деяний 2:46—47 сказано, что первые христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по до­мам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа».

Вот почему верующие могут служить Богу не только в церкви, но и за ее пределами! Я был чрезвычайно взволнован, прочитав эти места Писания. Христиане первоапостольской церкви собирались в двух местах:

— Они встречались регулярно и согласованно в храме.

— Они собирались по домам для преломления хлеба и общения.

В первом веке нашей эры около половины из 200 000 человек населения Иерусалима принадлежали к церкви, а это где-то 100 000 христиан. И если огромной церковью управ­ляли всего двенадцать апостолов, кто же тогда заботился и следил за огромным количеством прихожан? Возможно ли, чтобы двенадцать человек могли посетить каждого члена церкви, чтобы лично послужить ему? Конечно, физически это невозможно! Поэтому я сделал для себя вывод, что в пер­вой церкви функционировали небольшие группы людей, ко­торые помогали апостолам наладить в церкви служение душепопечения. Подобно семи дьяконам, о которых мы можем прочитать в 6 главе Книги Деяний, они, по всей вероятно­сти, разделяли с апостолами посещение верующих по домам. Другими словами, они организовали небольшие домашние группы, где христиане получали возможность иметь обще­ние друг с другом.

До этого времени я твердо верил, что прихожане долж­ны собираться исключительно в церковном здании. Я никогда не принимал во внимание возможность превращения семей­ного братства в церковь. Но Писание четко указывает нам на случаи, когда частный дом служил местом собрания Божьегонарода. Я подумал о нашей церкви: у нас не практиковались служения по домам, и я всегда настаивал на том, чтобы люди приходили на собрания по воскресеньям и средам. Я и не по­дозревал, что это мог быть не самый лучший способ роста и укрепления церкви.

Дух Святой направил меня в размышления над 6 гла­вой Книги Деяний. В этой главе апостолы избрали дьяконов

— Стефана и других крещенных Духом Святым христиан, — чтобы те включились в служение и стали ловцами чело­веков. Апостолы ограничили свое служение таким образом, чтобы уделять время только молитве и проповеди Евангелия. Но когда Стефан, один из семи дьяконов, умер мученической смертью, церковь рассеялась. Далее, в 8 главе Книги Деяний, читая историю Филиппа, обратившего в веру эфиопского евнуха-вельможу, мы видим, что дьяконы тоже приняли на себя обязанность проповедовать Евангелие. Апостолы не только передали определенным лидерам часть своих полномочий и право служить рядовым христианам, но дали им власть про­поведовать Евангелие.

Благодаря тщательному изучению Книги Деяний я подсчитал, что к церкви присоединились около 3 000 человек в День Пятидесятницы и около 5 000 на следующий день. Я также знал, что руководили пробуждением всего двенадцать апостолов и семь дьяконов. Апостолы избирали лидеров не только для того, чтобы координировать домашние собрания, но также и для того, чтобы они уделяли достаточно времени для общения. Именно так великое множество новообращен­ных христиан могло получить от церкви необходимую забо­ту. Реорганизовавшись и передав лидерам домашних групп часть ответственности за служение, апостолы могли лучше следить за нуждами церкви. «Это именно то, что нужно!»— воскликнул я. Наконец-то на меня нашло озарение!

Читая Писание, я обнаружил, что домашние собранияпредставляли собой обратную, невидимую сторону церкви. Другими словами, я понял, что такое «домашняя группа». В Библии четкая иллюстрация ячеечной церкви прослежива­ется в домашних собраниях, которые проходили в домах Ли­дии (см. Деян. 16:40), Прискиллы и Акилы (см. Рим. 16:3—5) и Филимона (см. Филим. 1:2). Несомненно, Писание предостав­ляет нам достаточно доказательств того, что ячеечные собра­ния целиком основаны на Библии.

Совет Иофора

В 18 главе Книги Исход я заметил, что Моисей — вождь еврейского народа — долгое время лично выслушивал недо­вольных израильтян и давал людям мудрые советы. С утра до вечера он разбирал их споры и разногласия и сам принимал решения по каждому случаю. Иофор, тесть Моисея, увидел, что длинная череда посетителей отнимает у него все силы, поэтому он посоветовал зятю, как исполнить свой долг и вос­полнить все нужды людей и одновременно не «перегореть» самому:

«...Ты же усмотри себе из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками и письмоводителями; пусть они судят народ во всякое вре­мя и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бре­мя...»(Исх. 18:21—22).

Исследуя Писание, я наконец-то начал улавливать главный секрет выбора лидеров и передачи им властных пол­номочий. В моей голове созревал план. Я подумал: «Что если я тоже изберу дьяконов, которые откроют свои дома и будутготовы общаться с неверующими людьми? Что если дьяконы начнут учить людей принципам Царства Божьего, молиться об исцелении больных, служить и поддерживать христиан, помогая друг другу в рамках домашних групп? Церковь будет процветать!»

Если бы все пошло так, как я себе это представлял, то прихожане начали бы приглашать в домашние собрания дру­зей и знакомых и, пользуясь случаем, свидетельствовали бы им об Иисусе. По воскресеньям христиане приглашали бы новообращенных людей на служение в церковь. Имей я спло­ченную команду служителей, я мог бы предоставить каждо­му из них хорошую возможность проявить себя в служении, распределяя таким образом ответственность, которую нес уже несколько лет. Это впоследствии освободило бы меня от огромного объема работы, отнимающего массу времени, как, например, посещения на дому и консультации.

Я твердо решил, что не перестану уделять время про­поведованию, наставлению, попечительству и евангелиза- ции, оставаясь открытым для Бога, чтобы Он мог использо­вать меня как инструмент осуществления Его воли там, где это будет Ему угодно. На протяжении трех недель я разраба­тывал план реорганизации церкви. Я знал, что мне потребу­ется одобрение совета дьяконов, прежде чем мой план можно будет осуществить. Этот момент был самым щекотливым; я знал, как важно нам будет придти к согласию, тем более что недавно до меня дошли слухи о том, что дьяконы ставят под сомнение мое последующее лидерство над церковью.

Мое слабое здоровье все еще оставалось главным пун­ктом повестки дня. Я уже мог самостоятельно вставать с по­стели, но стоять без посторонней помощи мне все еще было не под силу. Когда я пошел на прием к своему врачу, он на­стойчиво советовал мне оставить служение.

— Пастор Чо, у вас слабое сердце, да и общее состояниеорганизма оставляет желать лучшего. Вам нужна длительная реабилитация от нервного напряжения и переутомления. И единственный полезный совет, который я могу вам дать, — это сменить профессию.

— Есть ли какие-нибудь лекарства, которые я могу принимать? — спросил я.

— Нет, — ответил врач. — Боюсь, что нет. В принципе, физически вы в порядке. Но вы слишком усердно трудились на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, вы выжжены изнутри от стресса. Слабость и аритмия появи­лись в результате переутомления, которое накапливалось на протяжении многих лет. Корень ваших проблем со здоровьем лежит в психологической плоскости. И если и существует ка­кое-либо лекарство от этого состояния, так это, скорее всего, новая работа, которая будет требовать от вас меньше усилий, как эмоциональных, так и физических.

Я чувствовал себя так, словно мне сообщили, что я скоро умру. Как я могу оставить свое пасторское служение — призвание всей своей жизни? Я решил не сдаваться без боя. Я знал, что Бог не собирается ставить на мне крест; у Него был план построить большую церковь, и я был частью этого плана. Прошло десять лет, прежде чем Господь полностью ис­целил меня. Все это время мне пришлось верой держаться за данное Им обещание. Но я уже не мог иначе! Я решил всецело и полностью довериться Богу Целителю, а не человеку.

Сердечные мотивы

Наступил день, когда Бог открыл мне Свой великий план, как реорганизоваться церковь таким образом, чтобы бремя служения больше не лежало только лишь на моих пле­чах. Это откровение принесло великую радость ожидания всердце двадцативосьмилетнего человека, чье тело было так изношено, что не оставалось никакой надежды на земных врачей.

Почувствовав, что я понемногу иду на поправку, я на­чал готовиться к тому дню, когда я смогу вернуться в церковь и открыть свой смелый проект прихожанам. Однако я осоз­навал, что не могу просто выложить информацию двум с по­ловиной тысячам людей и потребовать от них, как в армии, абсолютного и немедленного исполнения приказа. Кроме того, совет дьяконов, чье одобрение я должен был получить, чтобы воплотить Божий план в жизнь, претерпел в мое от­сутствие некоторые изменения состава и правил утвержде­ния решений.

— Господи, — сказал я после долгих размышлений, — это же был Твой план! Как они могут не принять Твой план?

Через месяц я вернулся в церковь, созвал внеочеред­ное собрание совета дьяконов и начал свою нелегкую речь: «Как вам всем известно, я очень болен. И я физически не могу выполнять некоторые аспекты пасторского служения, как, например, посещение людей на дому или консультирование. Я не могу возлагать руки на больных, как, впрочем, и на здо­ровых, чтобы они исполнились Духом Святым».

Вот так я и поделился с советом своими мыслями и за­читал все места Писания, которые Бог открыл мне. Я объяс­нил дьяконам, что им отведена центральная роль в плане ре­организации церкви. Я попытался детально обрисовать им, что представляет собой домашняя группа и по какому прин­ципу она работает. Я изложил полное духовное основание для работы домашней группы. Закончив речь, я откинулся на стуле, ожидая многочисленных вопросов.

— Это кажется мне правильным, пастор, — сказал один из дьяконов. — Вы привели много доказательств из Библии.

—Я тоже уверен, что это от Господа, — сказал другой служитель.

Затем, как я и ожидал, последовали отговорки:

— Но мы не обучены делать то, что можете делать вы, пастор Чо. Именно поэтому мы считаем вас нашим пастором, в то время как мы просто дополняем и поддерживаем вас.

— Я очень занятой человек, — заговорил еще один дья­кон. — Когда я возвращаюсь домой после работы, я чувствую себя уставшим. Мне нужно время отдохнуть и побыть с се­мьей. У меня просто нет сил, чтобы вести... как там... ну да, домашнюю группу.

Итак, дьяконы согласились с тем, что создание домаш­них групп — это замечательная идея, но они не понимали, каким образом это повлияет на церковь в будущем и какую пользу может принести система домашних групп. Я был разо­чарован, что не смог донести свою идею более доступно. Нет, никто из них не отверг мою стратегию, но мне было ясно, что план просто не будет реализован. Хотя многие дьяконы даже не озвучили свою позицию, я понял, что именно они думают о домашних группах, по ряду невербальных признаков и же­стов. Они считали, что должны будут выполнять мою работу, но без соответствующей оплаты, и мысль об этом была аб­солютно неприемлема для них. Похоже, мне следовало быть дипломатичнее и не дать им повода думать, будто я исполь­зую свою болезнь для того, чтобы переложить на них свои обязанности.

Мне казалось, что дьяконы не слишком сочувствуют моему физическому состоянию. После одного из служений я случайно узнал, что совет собирается рассмотреть вопрос о замене меня другим пастором в случае, если я продолжу Дальнейшее развитие плана домашних групп. Если уж они так решили, они могли легко оправдать свое решение отсут­ствием уверенности, что я все еще способен выполнять свои пасторские обязанности. И я не мог полностью опровергнуть эту мысль из-за большого количества вариантов обсужде­ния. Вдобавок ко всему прочему, мое физическое состояние действительно не следовало сбрасывать со счетов, так как я по-прежнему был очень слаб.

Женщины и лидерство

Я пошел навестить единственного человека, который всегда выслушивал мои тревоги и помогал мне решать про­блемы. Я встретился с матушкой Чой и все ей рассказал. Мы вместе молились, читали Слово и делились идеями и альтер­нативными планами введения в церкви домашних групп. Мы в частном порядке обсудили идею вовлечения в мой план женщин из церкви, а также их назначение лидерами ячеек. Когда я еще только размышлял и молился, сестра Чой мяг­ко проговорила: «Я верю, что это действительно Божий план. Думаю, мне следует начать подыскивать в церкви верных женщин на роль диаконис, которым можно будет поручить лидерство в домашних группах».

Я кивнул в знак согласия. Но какая-то часть меня пони­мала, что мы ступаем на опасную тропу; вероятность успеха была просто ничтожной. Кто из женщин примет наше пред­ложение, если задуматься на минуточку? Не на моей сторо­не были и культурные особенности нашей нации. Корейская культура диктует, что женщины должны быть послушными и смиренными. На протяжении тысячелетий корейские муж­чины требовали от своих женщин полного и молчаливого подчинения. Женщины не имели права занимать ведущие посты в корейских церквях, не говоря уже об общественной жизни.

Должен признать, что мне нелегко было решиться на этот отчаянный, исторически беспрецедентный шаг. Как женщины могут проводить собрания у себя дома? Это хотя бы возможно? Скорее всего, мужчины будут категорически возражать против этого. И разве Писание не говорит о том, что женщинам должно молчать в церквах? Разве не об этом написал апостол Павел во Втором послании к Тимофею 2:11?

Будучи азиатом, я отлично понимал, чему Павел учил своего протеже. Когда он писал Тимофею послание, он, веро­ятнее всего, руководствовался восточным пониманием отно­шений между полами. Читая стихи из Библии, где говорилось о том, что женщины в церкви должны быть безмолвны, я ви­дел в Писании отражение ситуации в корейском обществе. В то время во многих корейских церквях все еще сохранялась традиция разделять мужчин и женщин таким образом, что­бы первые сидели в правой части церкви, а вторые — в левой. Большой занавес разделял церковное здание пополам, что­бы мужчины и женщины не видели друг друга. К концу со­брания некоторые жены, которым хотелось уйти пораньше, подходили к шторе и шептали мужьям: «Ты там, дорогой? Ты готов идти? Я буду ждать тебя у ящика с молитвенными за­писками». Временами они причиняли столько беспокойства, что проповедник вынужден был сделать замечание: «Дамы, пожалуйста, сохраняйте тишину, пока не выйдете из церкви!»

Когда апостол Павел упоминал о том, как Сарра назы­вала своего мужа Авраама господином, я хорошо понимал, что это означает. В азиатских странах многие женщины до сих пор, обращаясь к своему мужу, называют его господи­ном. И если вы спросите корейскую женщину, как здоровье ее мужа, она ответит: «Спасибо, мой господин чувствует себя хорошо».

В процессе размышлений я не мог не думать о том, воз­никла ли эта идея из моих собственных умозаключений илипришла от Господа. Я молился:

— Бог, разве Ты позволишь людям восстать против осуществления Твоего плана и разрушить Твою церковь? Все отвернутся от меня, если я буду продолжать вдохновлять женщин занять лидерские посты.

— Да, это твоя идея, — отчетливо проговорил Господь. — Но поднять женщин и использовать их в служении — это часть Моего плана.

— Господи, — предупредил я, — если Ты настаиваешь на том, чтобы использовать женщин в структуре домашних групп, Ты должен предоставить мне больше доказательств из Библии в качестве подтверждения.

Как видите, некоторое время я отчаянно боролся с Бо­гом.

Подтверждение из Писания

На протяжении нескольких следующих дней я при­лежно изучал Слово Божье. Я просил Господа показать мне библейские стихи в поддержку того, что Он и раньше назна­чал женщин на роль лидеров. Постепенно Бог рисовал передо мной объемную картину. Я понял, что Павел не был шовинистом-женоненавистником, каким его иногда представляют. С другой стороны, многие женщины-христианки помогали ему в служении, но их женское лидерство осуществлялось ис­ключительно под его руководством и водительством.

Послание к Римлянам 16:1 называет Фиву диакони­сой Кенхрейской церкви, что обозначает, что она занимала в своей церкви пост лидера. И все же Фива находилась под по­кровительством апостола Павла. Но если он доверил диако­нисе координировать деятельность римской церкви, вполне естественно, что она не только прислуживала, но и пропове­довала с кафедры. Павел дал ей полномочия говорить Слово Божье, и это означало, что она могла нести служение само­стоятельно.

В Послании к Римлянам 16:3—5 Павел упоминает Прискиллу и Акилу, говоря об их домашней церкви. Кто пропо­ведовал в этой церкви? Исходя из своего азиатского образа мышления, я попытался представить, как все происходило. В странах Востока имя лидера всегда упоминается первым; это обозначает, что имя Прискиллы написано первым вовсе не потому, что Павел соблюдал правила хорошего тона и про­пускал дам вперед. Если бы западный человек, войдя в дом к азиату, поприветствовал сначала жену, а не мужа, подобным действием он нанес бы оскорбление всей семье. Этого прин­ципа придерживаются в каждом корейском доме. Если гость заходит в дом в момент, когда глава семейства отсутствует, вначале он должен справиться о самочувствии мужчины и спросить: «Как поживает ваш муж?» И только после этого гость может поздороваться и поприветствовать жену. Муж у нас всегда идет первым, поскольку является главой и основа­нием семьи.

В Корее, приветствуя собравшихся людей, мы не ис­пользуем такие фразы, как «дамы и господа». Подобное выра­жение будет звучать очень неловко. Вместо этого мы говорим «господа и дамы». Наши мужчины не спешат распахнуть две­ри перед женщиной. Женщина ждет, пока мужчина войдет первым, и только потом следует за ним. Такая практика явля­ется обычной на Востоке.

Когда Павел пишет о Прискилле и Акиле, нам следует обратить внимание на порядок имен и понять его причину в контексте времени, в котором жил Павел. Прискилла была женой Акилы, но Дух Святой вдохновил апостола упомянуть ее имя первым. Почему? Я верю, что причиной является тот факт, что она была лидером церкви, которая собиралась у неедома. Другими словами, Прискилла была пастором, а Акила — ее помощником. По какой-то причине Павел наделил властными полномочиями Прискиллу, а не Акилу, поэтому именно она несла служение лидера домашней церкви.

В Послании к Римлянам 16:6 написано: «Приветствуй­те Мариам, которая много трудилась для нас».Она упомя­нута в этом отрывке Писания как полноценный Божий слу­житель, а не просто женщина, которая управляется на кухне или меняет подгузники. Женщины, о которых Павел упоми­нает в своих посланиях, работали рука об руку с ним, провоз­глашая Евангельскую весть. Трифена и Трифоса, о которых говорится в Послании к Римлянам 16:12, принадлежали к той же группе служительниц; Павел называл их «трудящимися в Господе»,а не просто женщинами, занятыми по хозяйству. В этом стихе Павел упомянул и Перейду, «которая много по­трудилась о Господе».

Как люди становятся Божьими служителями? Сначала они становятся свидетелями Иисуса Христа, молятся за боль­ных, провозглашают Слово Божье и помогают всем, кто нахо­дится в физической и духовной нужде. В найденных мной ме­стах Писания открылось множество доказательств того, что Бог действительно использовал женщин для Своих целей.

Наши рекомендации